Глава 2. Александр Пирогов. Жизнь и сценическая деятельность



Александр Степанович Пирогов (4 июля 1899 – 26 июня 1964)

Александр Степанович Пирогов был самым младшим из братьев - пятый бас в прославленной и талантливой семье. Нужно отметить, что он -  самый знаменитый и признанный из этой «пятерки»: Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, депутат Верховного Совета РСФСР 4-го созыва, он одним из первых стал Народным артистом СССР и получил Сталинскую премию… Александр Пирогов - единственный из братьев, за исключением Григория, кто в полной мере состоялся как выдающийся мастер оперной сцены. Он получил признание не только знатоков и ценителей оперного искусства, но и (в отличии от Григория) официальное признание от власть имущих и как следствие - сопутствующие этому блага и почести.

Братья шутили и говорили, что он «родился в рубашке, так как Пироговы уже были широко известны, что и помогло Александру в карьерном взлете.

Александр Степанович родился в Рязани, в доме на Трубежной. Учился в той же гимназии, что и Алексей, и дальше пошел по его стопам: поступил в музыкально – драматическое училище Московского филармонического общества и параллельно - на историко-филологический факультет Московского университета.

Голос у Александра появился поздно, в шестнадцать лет. На тот момент Григорий уже был знаменитым басом Большого театра, которого знал весь мир. Именно Григорий стал первым учителем Александра. Пока тот разучивал свои партии, молодой Александр, не зная нот, выучивал их на слух.

С 20-ти лет Александр выступает на публике. С 1922 по 1924 год работает в Театре Зимина, где в то же время пели Григорий и Михаил. За время работы там он подготовил множество басовых партий, получил признание слушателей – любителей оперы.

В 1924 году в возрасте 25 лет Александр Пирогов был зачислен в труппу Большого театра, где проработал более 30 лет.

За этот период он исполнил басовый репертуар классической русской, зарубежной и советской оперы. Самой яркой и значимой стала партия Бориса Годунова из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Она по праву считается вершиной актерского и вокального мастерства Пирогова. Примечательно то, что в конце 1950-х годов был снят цветной художественный фильм-опера «Борис Годунов», где Александр Пирогов сыграл главную роль. Именно за Бориса Александр Степанович был удостоен Сталинской премии. Критики и слушатели высоко оценили эту работу. Фильм был отправлен на фестиваль в Венецию. Пение Пирогова произвело настолько сильное впечатление на итальянцев, что они отчеканили медаль с портретом Александра.

Кроме того, в репертуаре артиста партии Мефистофеля, Нилаканты, Дона Базилио, Мельника, Сусанина, Ивана Грозного, Досифея и многие другие. Он был исполнителем центральных партий в операх советских композиторов: «Загмук» А. Крейна, «Сын солнца» Василенко, «Князь серебряный» и «Степан Разин» Триодина, «Алмаст» Спендиарова. Одной из последних значительных работ стала партия Кутузова в опере С. Прокофьева «Война и мир».

Александру Степановичу Пирогову посчастливилось работать и дружить со многими выдающимися мастерами оперной сцены: С.Я. Лемешевым, М.Д. Михайловым, М.П. Максаковой, М.О. Рейзеном, И.С. Козловским и многими другими.

Не стоит забывать, что Александр Пирогов уделял огромное значение и концертной деятельности. Его репертуар был разнообразен. Это, конечно же, песни Мусоргского, романсы Бородина, Даргомыжского, Рахманинова, Чайковского. Он был поистине выразительный и ювелирный музыкант, имел широкий диапазон тембров и интонаций; можно бесконечно долго перечислять все достоинства этого гениального музыканта. Сам Пирогов отмечал: «Для моего творческого роста мне много дали мои земляки, образ Мельника в «Русалке» я лепил прямо с моего отца».

27 ноября 1954 года в Большом театре состоялось чествование Александра Пирогова. Отмечалось 35-летие его творческой деятельности и 30-летие работы в Большом театре. Вскоре после этого события он покидает сцену, уступая место молодому поколению артистов. Хочется отметить один эпизод, связанный с этим событием. В ответном слове он поблагодарил за признание только зрителей и не высказал благодарности, как это было заведено, в адрес партии и правительства. Этот факт не оставили без внимания. Когда он позвонил в редакцию газеты с просьбой поместить заметку о том, что он признателен всем, кто прислал поздравления в его адрес, то получил вежливый отказ.

Это был не первый случай. Зная любовь Сталина к Большому театру, члены Политбюро стали приглашать к себе на дачи или домой известных оперных певцов. Получить такое приглашение считалось честью, от него редко кто отказывался, разве что по болезни. Где-то в конце войны Александра Степановича попросили спеть на даче Молотова. Пирогов не просто отказался, но и сделал это в достаточно резкой форме. Могучий нарком припомнил это Пирогову и дважды отомстил. Первый раз, когда Александр Степанович обратился с просьбой выделить ему трофейную машину из-за больной ноги. Последовал отказ. Второй, когда Пирогову должны были присудить Сталинскую премию. С первого раза он ее не получил, поскольку отказался от приглашения спеть на каком-то кремлевском банкете. Причиной была крайняя усталость после спектакля в театре. Его снова выдвинули на премию, но злопамятный Молотов вычеркнул его из списка. Сталин же, напротив, подчеркнул его фамилию волнистой чертой, видимо, сменив гнев на милость.

В последующие десять лет он иногда гастролирует по стране, принимает участие в сьемках фильма «Сын Оки».

Александр Пирогов в шутку сказал родным, что хочет умереть на сцене Большого театра или на берегу Оки. 26 июня 1964 года Александр Степанович Пирогов скончался на окском острове Медвежья голова. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, почти напротив могилы его знаменитого коллеги – великолепного тенора Нэлеппа.

До сих пор на «Медвежке», как любили называть остров братья Пироговы, стоит гранитный памятник, с высеченными словами: «Здесь на Медвежьей голове 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович Пирогов».

***

Если говорить о личной жизни Александра Пирогова, то он был дважды женат. Первая жена, Ольга Сергеевна Хрущева, много сделала для становления Александра Степановича как артиста. Она учила его французскому языку и музыке, сводила его с умными и порядочными людьми, от которых было что узнать и почерпнуть. Она подарила певцу единственного сына – Олега.

Вторая жена – Жуковская Глафира Вячеславовна, выдающаяся русская певица, заслуженная артистка РСФСР, одна из лучших, если не самая лучшая исполнительница партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Марфы в «Царской невесте» и Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова.

 Глава 3. Сын Оки

Александр Пирогов, как и все братья Пироговы, любил отдыхать только на природе. Каждый год он вместе с братом Алексеем проводил отпуск на реке Оке, на острове Медвежья голова, который находится между Рязанью и городом Касимов. «Я люблю свою Оку до самозабвения!» - эту фразу любил повторять в разговорах выдающийся певец и артист.

Рыбалка для Пироговых была не увлечением. Это была вторая жизнь, со своими радостями и печалями, со своими проблемами, со своим кругом друзей и знакомых. Алексей стал заниматься рыбной ловлей еще в детстве. Скорее всего, именно он и приобщил к этому занятию Александра. В дальнейшем оба брата стали вполне «профессиональными» рыбаками. Григорий Степанович тоже ловил, но увлечение слишком далеко у него не зашло. Михаил же больше предпочитал охоту.

    Александр любил эту спокойную жизнь и даже отказался от гастролей в Париж, так как они совпали с его запланированным отдыхом на Оке. Под угрозой отмены была и поездка в Венецию. Ведь он не представлял себе жизни без любимых сердцу родных просторов. Он долго сомневался, стоит ли ехать, но решил, что надо. Он так сильно тосковал по родной реке, что, плывя в гондоле по венецианским каналам, запел русские песни. Голос привлек внимание местных жителей, которые стали выглядывать из окон домов. Итальянцы спрашивали его о том, какое впечатление на него произвела Венеция. Пирогов отвечал, что все понравилось, но при этом стал рассказывать о родной Оке, ее красоте и спокойствии, о рыбалке. На следующий день, итальянцы вручили Александру подарок, который просили не распечатывать до приезда домой. Вокруг коробки собралась вся делегация, почему-то все думали, что там спиртное. Естественно, ее вскрыли. Внутри оказалась ваза из венецианского стекла с золотой рыбкой на подставке. Видимо, рассказ об Оке и рыбалке произвел на слушателей большое впечатление. Эта ваза до сих пор хранится в доме-музее Пироговых в Новоселках.

«Медвеженцы», как любили себя называть братья Пироговы, любили рыбачить, это было их любимым времяпровождением. Глубоко связанные с родной рязанской землей, с ее природой, Окой и в особенности с островом Медвежья Голова, Пироговы 7 лет: с 1949 года по 1955год вели журнал, куда записывали самые яркие моменты. Например, записывали свой улов. Вели журнал старшие Пироговы – Александр Степанович и Алексей Степанович - и их сыновья: Олег и Ярослав.

Александр Степанович был довольно замкнутым человеком. Он был закоренелым домоседом и редко принимал гостей. Исключением были только родственники. Творческая деятельность была весьма напряженной и выматывающей. В силу своей деятельности он всегда был у всех на виду, лишь попав в родные, благословенные края, он забывал обо всем. Можно было проплыть на лодке десятки километров и не встретить на берегу ни одной живой души - такое безлюдье и прельщало Александра. На отдыхе он получал вдохновение и силы для последующей работы. Александр Степанович даже как-то написал своей жене, что у нее есть только одна соперница - Ока…

Пирогов очень любил поэзию Есенина. Во-первых, просто потому, что ее трудно не любить, а во-вторых, Есенин – земляк, рязанец. Кроме того, Пироговы (за исключением Александра) родились в Новоселках, несколькими километрами ниже по Оке села Константиново – родины Есенина. Соседние села общались друг с другом, возможно, и братья Пироговы обязательно познакомились бы с ним, если бы их семья не переехала в Рязань. Однажды, вспоминая прошлое, Александр Степанович рассказал сыну о внезапном звонке. Звонил Есенин. Он узнал, что Пирогов каждое лето ездит на родину рыбачить и попросил взять его с собой, так как устал от цивилизации и хотел отдохнуть. Они ориентировочно договорились относительно будущей поездки, но Есенин больше не позвонил: вскоре его не стало. Пирогов с грустью вспоминал, что, если бы Есенин хоть раз поехал с ним на Оку, он не сделал бы такой непоправимый шаг. Не смог бы! Ока бы ему не позволила. Он в это искренне верил, ведь однажды, Ока спасла его…

 Творческая деятельность развивалась стремительно и складывалась необычайно удачливо. Пирогову не пришлось годами ждать признания и выбиваться в люди. В Большой театр он пришел не как дебютант, а как уже известный, даже «нашумевший», артист. Каждая оперная партия, каждые гастроли сопровождались неизменным успехом. И вот однажды, он не смог допеть спектакль. Спел одну сцену, а после антракта понял, что петь больше не может. Тогда, в 30-х, он приписал свой срыв временному певческому нездоровью, голос перестал слушаться и пение превратилось в мучение. Доктор посоветовал полностью «замолчать» на полгода. Не петь и не говорить, даже шепотом. Александр Степанович обдумал это предложение и решил, что хуже не будет. Несколько месяцев он провел в Ленинграде, а с наступлением лета, перебрался на родную Оку. Атмосфера покоя и умиротворения помогли поправить моральное состояние. По словам Александра, родные места придали ему сил, и он поверил в себя. Каждый день он понемногу делал упражнения, настроение улучшалось. Однажды он решил попробовать голос и почувствовал легкость и свободу. Голос лился и пелось с удовольствием. Наконец, не выдержав положенного срока, Александр уезжает в Москву и готовится к выходу на сцену. Александр Степанович свято верил, что именно Ока помогла ему исцелиться…

Еще одним из подтверждений веры в лечебные свойства Оки стал случай, произошедший во время Великой отечественной войны. У Александра начались проблемы с ногой. Он не мог передвигаться и даже встать с кровати. Выдающиеся врачи лечили его в стационаре, но лучше не становилось. Один из медиков сказал, что при дальнейшем развитии болезни не исключена  ампутация. В театральных кругах прошел слух, что Александр Пирогов больше не встанет. Из-за этого резко изменилось отношение к певцу в Большом. Медицина не помогала. Изучив много книг, он нашел курс французского аббата, который писал, что подобную болезнь можно вылечить сенной трухой. Пирогов решает ехать на Оку, для прохождения курса лечения. В письме сыну он напишет: «…не раз Ока родная меня выручала, авось и теперь вывезет. Верю в нее и все тут!» Было тяжело, Александр Степанович нервничал, часто раздражался по пустякам, но ежедневно следовал процедурам. В итоге, вера в себя и искреннее желание встать на ноги взяли верх.  

Следует отметить, что Александр Степанович был многолетним шефом окских речников - его имя на реке: «сезам, откройся». Шефом речников он был не только из-за того, что организовывал для водников концерты, но и за то, что вникал в нужды, помогал в производственных и личных затруднениях. Он доставал для них дефицитные материалы для ремонта судов, а многих судоводителей выручал от беды. Происшествия на реках, тем более таких коварных как Москва-река и Ока, были нередкими, порой, водники и вовсе были не виноваты. Александр Пирогов вступался за них, чтобы оградить от снятия с должности или, того хуже, суда.

Ока была неотъемлемой частью жизни Александра Пирогова до войны и после войны, она была с ним до самой смерти.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!