Часть 3. Метод музыкального обобщения ( Кабалевкий)



Включает в себя ряд последовательных действий:

1. Задача активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания, длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.

2. Цель: познакомить учеников с новыми знаниями, основное значение имеет приемы продуктивного характера, разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются 3 момента: четко сформулированная учителем задача ставится; затем постепенно, совместно с учащимися, сформулированная вместе с учителем задача; решение задачи с помощью наводящих вопросов, организация того или иного действия; окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся. Третье действие связано с закреплением знаний в разных видах учебной деятельности, с формированием способностей самостоятельно ориентироваться на основе усвоенных знаний. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера. Репродуктивное (воспроизвожу), продуктивное (сам делаю, сам создаю).

3. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы). Это система взаимосвязанных тем. Очень важно, что бы урок сознание учителей и учеников выступал как звено общей темы всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой стороны постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне. Ребенок растет, мышление и восприятие меняется. При реализации данного метода задача учителя состоит в том, что бы выбрать наилучший для конкретного класса вариант забегания и возвращения (связь между этапами обучения, связь между темами четвертей, связь между конкретными музыкальными произведениями)

4. Метод эмоциональной драматургии. Уроки состоят в основном по 2м эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока. Задача заключатся в том, чтобы соотнести тот или иной в предполагаемой программе принцип построения музыки, построение урока, с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся. Метод направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует к созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к занятиям. Метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений на урок: начало, продолжение, кульминация, окончание, в соответствии с конкретными условиями проведения занятий. Очень важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности. Личность учителя, его увлеченность предметом проявляющееся в исполнении музыки, в суждениях, объективной оценке учащихся, выступает мощным стимулом активизации длительности деятельности школьников на уроке.

                                                                     

По Ю.Б. Алиеву

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которые понимаются как процесс и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладение опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Так в первом классе программу объединяет тема н-р: музыка рассказывает о жизни. Здесь происходит знакомство с детскими песнями, инструментальными сочинениями на близкую детям тематику: о доме, о школе, детских играх и танцах, о природе, сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений. Показывают, что музыка нужна каждому человеку в его жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

Во втором классе на делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающие чувства и мысли человека и с музыкой изобразительного характера. Так программа третьего класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки. А в четвёртом классе вводится тема «Русская народная музыка и её использование в творчестве композиторов» и заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, тема «Музыкальная жизнь России». Т.е. этой темой открывается новая тематическая линия, которая в последующем станет одной из ведущих на более взрослом этапе обучения детей.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений, закрепляются приобретенные умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания детей .Так например в пятом классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры,  а также с творчеством русских композиторов, таких как: Михаил Иванович Глинка Бородин Мусоргский римский-корсаков Пётр Ильич Чайковский и тд.

В шестом классе и последующих классах главной становится тема о стилях в музыке. Учащиеся получают представление о классической русской национальной музыке, о венской классической музыке, о творчестве композиторов-романтиков, об индивидуальном стиле некоторых композиторов – классиков, об особенностях исполнительских стилей, о музыке современных отечественных композиторов.

Так в 7-8 класс вводятся обобщающие темы, такие как музыка серьёзная, музыка лёгкая. Две составляющие единого музыкального мира современности, музыкальное самообразование и повышение духовной культуры: музыка в кино, в театре. Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков, отечественных и зарубежных, сочинения современных композиторов, а также джаз и рок музыку, туда же входит и творчество поэтов-бардов.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество в доступных пределах. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности как: слушание музыки и хоровое пение. В урок водятся движения под музыку, певческая импровизация, двигательная импровизация, игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку. 

Таким образом, стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств - придаёт всей структуре урока внутреннее единство. В тоже время, включение различных видов музыкальной деятельности, способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны, прежде всего, получать удовольствие, только тогда в полной мере может быть осуществлена её воспитательная функция.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!