Живопись (Исторический, «историко-революционный жанр»),



Искусство СССР

Искусство России с 1917 до середины 1930-х годов. Противостояние «левых» художников (авангарда) и сторонников традиционного искусства как черта, определившая характер динамики и драматизма художественных процессов. Советское искусство 30-50-х годов. Усиление влияния государства и коммунистической идеологии на развитие искусства 30-х годов и последующих десятилетий. Создание объективных предпосылок для раскола искусства на официальное и «подпольное». Советское искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Восстановление городов, строительство в Москве высотных зданий, возведение мемориалов. Массовое жилищное строительство, сооружение зрелищных, административных и «деловых» комплексов в 70-90-е годы. Советская живопись 60-80-х годов. Расширение ее стилистического и жанрового диапазона. Особенности художественного процесса в России последних десятилетий XX века и начала XXI века.

 

Искусство России с 1917 до середины 1930-х годов. Противостояние «левых» художников (авангарда) и сторонников традиционного искусства как черта, определившая характер динамики и драматизма художественных процессов.

Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии

Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план. Основные задачи советского искусства: служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало. Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

(Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их. ( В.И. Ленин ))


Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, имело место огромная политизация общества, условия для которой обеспечивались ликвидацией неграмотности, увеличением издательского дела.

Политический плакат – самый мобильный и оперативный вид искусства

Живопись и графика - в первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы

Архитектура и художественная промышленность - в военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники (Л. В. Руднев, памятник «Жертвам репрессии» на Марсовом поле, 1917—1919).

Агитационный фарфор - наряду с плакатом неотъемлемой частью советского прикладного искусства послеоктябрьского периода можно считать первый советский фарфор.

 

Авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. С одной стороны, авангарду противостояли такие художественные течения, как реализм, «Мир искусства» и символизм, существовавшие параллельно с ним, а с другой его «загнал в подполье» соцреализм, душивший на корню все, что хоть как-то выбивалось из русла господствующей идеологической концепции.

 

 

Советское искусство 30-50-х годов. Усиление влияния государства и коммунистической идеологии на развитие искусства 30-х годов и последующих десятилетий. Создание объективных предпосылок для раскола искусства на официальное и «подпольное».

С 1930-х годов XX в. официальное искусство в России развивалось в русле социалистического реализма. Многообразию художественных стилей был положен конец. Новая эпоха советского искусства отличалась жёстким идеологическим контролем и элементами пропаганды.
В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы социалистического реализма как метода советской литературы и искусства:

• Народность.
• Идейность.
• Конкретность.

 

Искусство, не вписывавшееся в официальную идеологию, было выставлено прочь из музеев, но нашло прибежище в частных коллекциях, салонах и студиях. Часть произведений попала в закрытые фонды библиотек, однако при наличии связей к ним можно было получить доступ. Хотя для художников, не работавших в соцреализме, был закрыт путь в Союз художников, а значит, они не имели возможности профессионально зарабатывать на своих произведениях, они могли получать средства, работая в любительских кружках. Другим способом показать публично запретные работы была малая форма: иллюстрация, гравюра, графика. Благодаря этим факторам, неофициальные направления выжили и начали новое развитие после войны, особенно после смерти Сталина в 1953 году.

 

 

Советское искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Восстановление городов, строительство в Москве высотных зданий, возведение мемориалов. Массовое жилищное строительство,сооружение зрелищных, административных и «деловых» комплексов в 70-90-е годы.

Искусство 1945—1961 годов

Этот период в советских учебниках истории искусства носил название «Искусство в период дальнейшего развития социалистического общества». В первые послевоенные годы быстро шло восстановление экономики, и главной темой искусства являлся пафос героического труда, а также воспевания Великой Победы. Большой жизненный опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны, активное участие в созидательной деятельности народа, возросшие эстетические требования советских людей — все это способствовало повышению идейного содержания и художественной выразительности произведений советских мастеров искусства.

 

Военные фильмы

Живопись (Исторический, «историко-революционный жанр»),


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!