Работа над словами с непроверяемым написанием
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 16). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте составленный алгоритм определения падежа имени прилагательного в предложении. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Зачитывают составленный алгоритм. 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Определить падеж имени существительного. 3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите пословицу и поговорку. – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звукам [д’] и [д]. – Запишите соединения с буквой «д». – Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «д». | Выполняют чистописание. Доброе братство дороже богатства. Даром хлеб есть. (См. РМ, Приложение 2.) Дела – дел, дефи́с [де], добы́ча, досу́г. | |
Работа над словами с непро-веряемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте ребус. | Записывают словарные слова в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Десерт – фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда; третье блюдо. – Запишите словарные слова «десерт», «обед» в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) | |||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем писать сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: учиться анализировать картину, составлять текст по картине. Читают эпиграфы на экране: Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо. (Г. Лихтенберг) Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы. (А. Шопенгауэр.) | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию картины. Знакомство с биографией художника | Рассказывает о творчестве художника, показывает портрет. – В. А. Серов (1865–1911) – один из крупнейших художников второй половины XIX века. Творчество его многогранно. Серовым создана обширная галерея портретов, лирических бытовых картин | Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника. Задают вопросы о его творчестве. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». | Осуществлять анализ объектов |
Продолжение табл.
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
народного жанра, пейзажей, рисунков, литературных иллюстраций, эскизов театральных декораций. Портреты составляют самую значительную часть наследия Серова, который был знатоком и пытливым исследователем духовного мира человека. Среда, в которой развивался талантливый художник, была весьма благоприятна для формирования его личности. Отец – выдающийся деятель культуры, композитор; мать – пианистка, пропагандист музыки и музыкального образования. В. А. Серов очень внимательно подходил к каждому портрету. Поклонник красоты, искренности, душевной чистоты, художник создавал на полотне прекрасные детские образы: «Дети», «Мика Морозов» и другие. Яркий образ детства мы видим в портрете четырехлетнего мальчика Мики Морозова. Кажется, портрет исполнен в одно мгновение. Динамика картины подчинена психологическому состоянию ребенка. В истории нашей страны Мика известен и как Михаил Михайлович Морозов – исследователь литературы, историк театра, сын московского промышленника, коллекционера Михаила Абрамовича Морозова. Многие знавшие М. М. Морозова взрослым отмечали, что он сохранил удивительное сходство с серовским Микой. | Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик, и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен… Вспоминают, что портрет – это описание человека в живописи и в литературе |
Продолжение табл.
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
«В портрете ребенка, сидящего на деревянном кресле, поражала стремительность внутреннего движения, громадная ребяческая взволнованность»* | |||
V. Анализ картины как произведения искусства. Работа по учебнику (упражнение 21). | Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью выполнить анализ картины как произведения искусства – Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста. Объясните смысл выражений «мастер портретной живописи», «мировое искусство». – Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста. – Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется Мика по этому описанию? | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значение выражений. Мастер портретной живописи – художник, талантливо, мастерски пишущий портреты. Мировое искусство – искусство, признанное во всем мире. Выполняют разбор слова по составу. Выполняют морфологический разбор. (В) рубашке – сущ., в чем? нач. ф. – рубашка, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., П. п., дополнение. (В) ночной (рубашке) – прил., в какой?, нач. ф. – ночной, ед. ч., ж. р., П. п., определение. | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Работа по учебнику (упражнение 22) | – Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов». Представьте, что мы с вами, не торопясь, идем по залам музея. С развешанных по стенам холстов на нас смотрит множество человеческих глаз – одни вопрошающе, другие – грустно, третьи – холодно и надменно, четвертые – насмешливо и иронично. В них | Рассматривают репродукцию картины. Отвечают на вопросы. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
мысль и боль, страдание и молчаливая исповедь, погруженность в себя и приглашение к диалогу. Бесконечное разнообразие лиц, характеров, судеб. – Можем ли мы определить по названию, что будет изображено на картине? К какому жанру изобразительного искусства относится данное произведение: натюрморт, портрет, пейзаж? – Наши предположения совпали с действительной картиной? Как вы думаете, что это за имя – «Мика»? | – Имя «Мика» – уменьшительно-ласкательное от «Михаил». | контроль | |
– Вспомните нашу беседу в начале урока: существовал ли этот человек в реальности или это вымышленный персонаж? | – «Мика» – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета. | ||
– Подходит ли имя мальчику? Сколько ему лет? Что помогло определить возраст? | – Мальчику 4–6 лет. О возрасте ребенка можно догадаться по креслу: Мика маленький по сравнению с большим креслом. На кресле множество цветных мягких подушек, чтобы ребенку было удобнее сидеть. | ||
– Можно ли по внешним деталям: по одежде, прическе ребенка – сделать вывод о изображенном времени суток? Художник писал Мику утром? днем? вечером? | – Мика в ночной рубашке, волосы его растрепаны, на щеках румянец; ребенок возбужден. Художник мог изобразить и раннее утро, и время перед сном. | ||
– Что мальчик делает? | – Мальчик сидит на краешке кресла, положив руки на подлокотники. Мика с увлечением слушает кого-то, это подтверждает его мимика: очень |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
внимательный, заинтересованный взгляд и приоткрытый рот. |
| ||
– Ног мальчика не видно. Как вы думаете, он босой? в носочках? в тапочках? Что больше соответствует его образу? Обратите внимание на позу и внешность героя. Какой у мальчика характер? Что вы можете сказать о Мике по его позе, внеш-нему виду: он резвый или спокойный? | – Он наверняка босиком, ведь мальчик очень подвижный. Мика любознательный ребенок. Поза мальчика, растрепанные волосы говорят о его непоседливости, резвости. | ||
– О чем Мика думает? Как вам кажется, сможет ли он долго просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать? Обратите внимание на позу ребенка. | – Мальчик, возможно, размышляет о тех важных делах, которые ему предстоит сделать, или о той сказке, которую ему читают. Мика сидит на краешке кресла, и кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть и убежать. | ||
– Рассмотрите внимательно лицо мальчика. Обратите внимание на глаза, рот, щеки. Что можно сказать о характере Мики по выражению его лица? Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный или ничем не интересуется? – Опишите взгляд мальчика. – Теперь вы знаете характер Мики. Как вы думаете, если ему будут читать сказку, внимательно ли мальчик будет ее слушать? | – Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза его горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, Мика – впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением и умением слушать. | ||
– О чем хотел рассказать В. А. Серов этим порт- ретом? | – Художник рассказал в картине о неповторимом времени беззаботного детства. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Помните ли вы себя в возрасте Мики? Этот мальчик похож на вас в раннем детстве или нет? |
| ||
Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине. – Составьте план нашего текста. – Предлагаю вынести план на доску | Составляют план к тексту, работая в парах или самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях. Примерный план: 1. История создания картины. 2. Описание внешности героя. 1) Поза. 2) Черты лица. 3) Одежда. 4) Характер. 3. Фон картины. 4. Мои впечатления от картины | ||
VI. Лексико-орфографи-ческая подго-товка | Организует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения. – Объясните значение слов «палитра», «колорит», «портрет». Можно воспользоваться толковым словарем. | Объясняют значения слов. Работают со словарем. Палитра – 1. Дощечка, пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописец растирает и смешивает краски. 2. Сочетание цветов и цветовых оттенков. Колорит – 1. Система цветовых сочетаний в произведении искусства. 2. Цвет, оттенок цвета. Портрет – 1. Живописное, фотографическое или иное изображение какого-либо человека. 2. Описание внешности персонажа в литературном произведении. | Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахожде- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «художник», «картина», «изобразил». | Подбирают синонимы к словам. Художник – автор картины, живописец, портретист. Картина – репродукция, полотно, холст, произведение живописи. Изобразил – показал, передал, запечатлел, написал. | ния соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных | |
– В чем отличительная особенность портрета? Что на нем изображается? – Как вы думаете, задачей художника является только передача внешности человека на портрете? – Как изображен Мика Морозов? – Что можно сказать о его одежде, позе, выражении лица, глаз? – Какие краски использует В. А. Серов для изображения мальчика? – Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу мальчика? Продолжите ряд эпитетов: положение тела – естественное, непринужденное, напряженное…; поза, выражающая состояния, настроение, черты характера – нетерпеливая, стремительная, устремленная, неуемная… | – На портрете изображается внешность человека, поза, выражение лица. – Задача художника-портретиста – показать не только внешность человека, но и черты его характера, настроение, внутренний мир. | ||
– Подберите эпитеты к словам: «глаза», «губы», «нос», «брови», «щеки», «лицо», «взгляд», «руки» | Подбирают эпитеты к словам. Глаза – круглые, черные, любопытные. Губы – яркие, полуоткрытые, трогательные. Нос – маленький, заостренный, правильный. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Брови – вскинутые, крылатые, очерченные, светлые. Щеки – румяные, детские, бархатные. Лицо – теплое, смуглое, открытое, распахнутое. Взгляд – пытливый, удивленный, любопытный, умный. Руки – детские, нежные, смуглые, пухлые, нетерпеливые | |||
VII. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения | Организует устное сочинение текста. – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана. – Перескажите текст по плану, используя опорные слова. – Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? – Согласны ли вы с описанием мальчика из упражнения 21? – Каковы ваши впечатления о портрете? Что могло так удивить мальчика? Выскажите свои предположения. – Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов» | Называют опорные слова по тексту. Несколько учеников составляют устный рассказ по картине | Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою по-зицию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
VIII. Итог уро-ка. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? – Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины? – Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать? – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Какой этап урока у вас вызвал трудности? – Что понравилось? – Чему научились? – Какое настроение у вас было во время работы на уроке? – Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Упражнение «Плюс – минус – интересно».
Это упражнение можно выполнять и устно, и письменно, в зависимости от наличия времени. В письменном варианте предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-либо целей. В графу «Минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «Интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на уроке, отмечают, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, записывают вопросы к учителю.
| Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 17 в рабочей тетради | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Минутка чистописания
Дети родителей не выбирают.
Дамоклов меч.
Девятый вал.
До глубины души.
Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.
В. Пальчинскайте
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Заполните клеточки.
ДЕ | |||||
1. Работа, занятие. (Дело.)
2. Место, заросшее непроходимым лесом. (Дебри.)
3. Блюдо, подаваемое в конце обеда. (Десерт.)
4. Морское млекопитающее. (Дельфин.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокренные слова, синонимы к слову «десерт».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову «десерт». Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом.
Однокоренное слово: десерная.
Синонимы: десерт, третье, сладкое.
Предложение:
Десертная ложка – размером больше чайной и меньше столовой, предназначена для употребления сладких блюд, которые подают в креманках и десертных тарелках.
Фразеологизм:
На десерт – под конец, в заключение (обычно о чём-нибудь приятном). А на десерт выступал знаменитый комик.
ОБЕД – 1. Приём пищи в средине дня. 2. Пища, приготовленная для этой еды. 3. Время этой еды, обычно полдень. 4. Перерыв в работе на время обеда. В древности слово «обед» означало не саму дневную трапезу, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено из корня -ЕД- («еда») и приставки ОБ- – ОБЕД = «приём пищи».
– Подберите однокренные слова к слову «обед».
Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову «обед». Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: обедец, обедать, обеденный, отобедать, дообеденный, пообедать.
Пословицы и поговорки:
Всякому нужен и обед, и ужин.
По готовой работе вкусен обед.
Не дорог обед, а дорог привет.
Пролежал на печи, так про обед помолчи.
Хорош обед после побед.
Дорога ложка к обеду.
Предложения:
Магазин сейчас закрыт на обед.
Хороший обед подарила птицам весенняя земля.
* dashkov.com.ua/russian_classic/morozov_mm/vospominaniya_o_morozove.mp3.10099/
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!