Формирование англиканской церкви



 

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола», однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами [5, с. 90].

Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то, что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит, считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился – у него были свои обязательства перед испанской короной мотивами [13, с. 68].

Генрих, однако, был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году, по специальному акту, произошло подчинение церкви королю, он разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был скрывать. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия [17, с. 117].

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период.

 Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор, которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая.

Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все вернулось назад – английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления.

Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключение, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен [17, с. 117]. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам, сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558-1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов, которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении – Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [9, с. 314].

Таким образом, в 1534 году произошло подчинение церкви королю, он разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. Затем была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения, которые позже были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ.

Развитие англиканской церкви

 

В XVII веке английская Реформация переходит в революцию, и протестантизм получает в стране окончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавным повелителем. Между тем в области светского управления он был ограничен парламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как они правили церковью. Это стремление поддерживалось высшим духовенством. Раньше оно, опираясь на папу, энергично боролось с притязаниями королей. Теперь епископы, сделавшись королевскими чиновниками, свое привычное отношение к папе перенесли на короля и стали проповедовать теории, шедшие вразрез с конституционной действительностью [10, с. 60].

При Иакове I (1603-1625) и Карле I (1625-1649) идут нескончаемые препирательства между короной и парламентом по налоговым вопросам. Парламент «держит кошелек туго завязанным» [21, с. 35]. И главная причина этой несговорчивости – усиление возвратного движения в церковной области. Католицизм как господство папы был низвергнут в Англии легко и бесповоротно. Но католицизм в смысле привычек к украшенным храмам, величественным алтарям, пышным облачениям и смиренным коленопреклонениям был жив. Воскрешение обрядов, действующих на верующих, было теперь главным занятием епископов. Между тем обряды церковные есть именно символы; восстановление их вызывало у народа мысль о восстановлении католичества, тем более что настоящие католики при Карле I пользовались послаблениями вопреки требованию народных представителей [4, с. 64].

Король издал декларацию, в которой заявил, что его долг не допускать, чтобы возбуждались излишние вопросы, способные только поддерживать смуту в церкви и в государстве. Архиепископ Кентерберийский Лоуд без послаблений проводил законы против диссидентов и вводил полное единообразие церковных обрядов и уставов.

Не встречая соответствующего отпора, хотя парламент и «волновался», король и архиепископ задумали ту же систему перенести в Шотландию, где строй церкви был пресвитерианским и демократическим. Попытка Карла I и Лоуда ввести в Шотландии настоящую епископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент, созванный после 11-летнего перерыва в 1640 году, вместо помощи королю предъявил ему ряд обвинений. Распущенный, он уступил место Долгому парламенту, ставшему орудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Кальвинизм и защита прав народного представительства слились воедино. Условия проведения Реформации на острове требовали протестантизма особого рода, который, пренебрегая умозрением, ограничивается действием, подчиняет жизнь человека строгой нравственной дисциплине, обрекает душу на непрерывную борьбу, предписывает воздержание, воспитывает моралистов, работников и граждан.

Пуритане, индепенденты и другие ответвления протестантизма объединялись идеей царства святых; догматические разногласия отодвигались на задний план, и главное значение придавалось суровым моральным требованиям. С такими массами парламент был бессилен справиться. Духовный вождь Кромвель становится главою государства. Дело Кромвеля рухнуло в момент его смерти, но оставило результаты: свобода совести стала в Англии прочным достоянием масс; с некоторыми ограничениями она была закреплена законом (1689 г.) [1, с. 43].

Со вступлением на престол Вильгельма III (1688-1702) партии пуритан и индепендентов становятся мирными; их остатки превращаются в спокойных и лояльных диссентеров (в Англии – одно из наименований протестантов, отклонявшихся от официально принятого вероисповедания). Англиканская епископальная церковь снова возвращает себе господствующее положение. Но сфера ее влияния постепенно суживается. В мае 1689 года акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592 г.). Льгота, предоставленная диссентерам, состояла в освобождении их от епископальной системы и в предоставлении им права устанавливать богослужение и организовываться по своей воле.

В вероисповедных воззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Они также обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Это давало англиканской церкви вид единства [13, с. 7].

Наряду с этим диссентеры были лишены права вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д. Да и с такими ограничениями терпимостью пользовались сначала только просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры. На католиков терпимость не распространялась [9, с. 31].

Значительный удар англиканской церкви был нанесен актом 1707 года, объединившим Англию и Шотландию в единую Великобританию. В Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1779 году диссентерам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под 39 членами от их духовенства стали требовать заявления перед мировым судьей, что они христиане, протестанты, признают Святое Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его, как правило, веры. Им также даровано было право открывать свои школы [5, с. 95].

В 1791 году было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 годов диссентеры, протестанты и католики были допущены на государственную службу. Причем от первых требовалось клятвенное обещание не чинить ущерба господствующей церкви и ее духовенству, а от вторых – верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона.

В 1836 и 1837 годах были изданы важные акты, затрагивающие семейную жизнь диссентеров. Города и общины были разделены на округа с особыми чиновниками, которые занимались регистрацией рождений, браков и случаев смерти среди диссентеров. Законное венчание можно было совершать в помещениях, которые в течение года предназначались для богослужения и были зарегистрированы; необходимо было только, чтобы жених или невеста жили в округе не менее 8 дней. Признавались законными также и гражданские браки, заключенные в квартире чиновника-регистратора. Раньше диссентеры должны были венчаться и крестить своих детей в господствующей церкви, чтобы получить право на запись в метрические книги; теперь в этих отношениях они стали свободны. В 1868 году диссентеры были освобождены от налога в пользу англиканской церкви. Наконец, в 1871 году для диссентеров были открыты университеты и отменено требование подписывать 39 членов [7, с. 61].

Уже с конца XVII века в англиканстве обозначились церкви: высокая (High church), низкая (Low church) и широкая (Broad church). Высокоцерковники – это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства: государственный характер церкви, супрематию короны, привилегии членов церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и древней церковью в богослужении и организации. Это англиканство в собственном, изначальном смысле слова [16, с. 227].

В момент своего выступления в конце XVII века высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви [5, с. 99].

Низкоцерковники с конца XVII века вербовались в тех рядах, которые при Стюартах заполнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике она сливалась с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. Они требовали равноправия для диссентеров и склонны были в Библии видеть единственный источник христианства. По мере того как исключительные привилегии епископальной церкви сокращались, а положение диссентеров улучшалось, очертания низкой церкви сглаживались. Она уменьшилась численно и со второй четверти XIX века заметно растворилась в партии широкоцерковников

Партия широкоцерковников первоначально была представлена латитудинаризмом (latitudtnarisinus). Ее родоначальником может быть назван епископ Бёрнет (конец XVII в.). Роль латитудинаризма примирительная; его точка зрения отличается широтой, доходящей иногда до индифферентизма [20, с. 37].

Традиционные устои мало изменились к настоящему времени. На настоящий момент англиканская иерархия состоит из епископов, священников и диаконов (как и в католицизме), во главе ее стоит архиепископ Кентерберийский с титулом «примаса всей Англии». Второе место по значимости занимает архиепископ Йорка с титулом «примаса Англии». В каждой епархии наряду с епископом-ординарием имеются епископы-викарии с титулом одного из епархиальных городов и «епископы на пенсии» (без титула), оказывающие помощь в пастырской работе [17, с. 117].

Епархии делятся на архидиаконаты, те в свою очередь – на деканаты, а деканаты – на приходы. В 28 старейших епархиях, существующих еще с дореформационных времен, имеются также кафедральные капитулы (советы при епископах). В 43 епархиях действуют 30 духовных семинарий.

Высшая форма внутреннего церковного правления – Синод Церкви Англии (The National Assembly of the Church of England) – состоит из 43 ординарных епископов (палата епископов), 350 священников (палата клира) и 350 мирян (мужчин и женщин – палата светских). Он собирается на свои заседания трижды в году и представляет Церковь в ее отношении к короне и парламенту. Локальные синоды существуют в церковных провинциях (Provincial Convocation), епархиях (Dioecesan Conference), архидиаконатах (Archidiaconal Conference), деканатах (Ruridecanal Conference) и приходах (Parish Council). Эти синоды состоят из духовных и светских лиц и занимаются преимущественно финансовыми делами, бенефициями и пастырством [5, с. 95].

Иерархия и администрация Церкви Англии тесно связаны с государством. Монарх, коронуемый Церковью, является «высшим правителем Церкви». Он назначает архиепископов, епископов, деканов и каноников по предложению премьера. Монарх обладает правом надзора за богослужениями. Он также и высшая апелляционная инстанция по церковному судопроизводству. Статус Англиканской Церкви подразумевает, что она пользуется привилегиями, в которых отказано другим конфессиям (принимать участие в коронации монарха; 24 места в Парламенте; наличие статуса благотворительной организации; государственный статус христианских праздников и т.д.). Оба англиканских архиепископа и епископы Лондона, Дарема и Винчестера, а также 21 другой (по очередности их назначения) епископ входят в Палату лордов.

Церковь Англии является членом Англиканского Сообщества, объединяющего 37 церквей и 8 общин в 161 стране мира; помимо самой Церкви Англии в Сообщество входят: Церковь в Уэльсе, Протестантская епископальная Церковь в США, Англиканская Церковь Канады, Церковь Англии в Австралии, Церковь провинции Южной Африки и другие. Число верующих – порядка 70 млн. человек, из них 26 млн. человек – в Великобритании. Англиканское Сообщество представляет собой объединение церквей, которые восходят к Англиканской Церкви, находятся в евхаристическом общении между собой и признают первенство кафедры архиепископа Кентерберийского. Англиканская Церковь имеет миссии в Африке, Латинской Америке, Австралии, Азии, Бразилии, Канаде, США. В ряде стран учрежденные в свое время миссии переросли в автономные общины Англиканской Церкви [11, с. 280].

Таким образом, до начала XVIII века происходит развитие англиканской церкви. С конца XVII века в англиканстве обозначились церкви: высокая (High church), низкая (Low church) и широкая (Broad church). Значительный удар англиканской церкви был нанесен актом 1707 года, объединившим Англию и Шотландию в единую Великобританию, в Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1791 году было дозволено отправление богослужения католикам. Традиционные устои мало изменились и к настоящему времени.


ПУРИТАНИЗМ В АНГЛИИ

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!