Общественная деятельность шейха.



 

Осуществляя свою благородную деятельность денно и нощно и неся на своих плечах огромную ответственность, шейх всегда стремился принести пользу окружающим, передавая им знания о религии, издавая фетвы и удовлетворяя их нужды. Даже уже будучи тяжело больным, он не переставал проводить ежедневные молитвы в качестве имама, обращаться с пятничными проповедями, отвечать на вопросы. Когда люди видели, какие трудности приходится преодолевать шейху из-за проблем со здоровьем, они жалели его и говорили: «Шейх, отдыхать ведь тоже надо», — на что он неизменно отвечал: «Отдых — это быть в услужении у мусульманской уммы». [«Драгоценные жемчужины из биографии факиха уммы и великого ученого ибн аль-Усеймина», стр. 296].

 

Руководствуясь этим принципом, шейх Ибн аль-Усеймин активно занимался общественными делами:

 

1) С 1407 года хиджры (1987 г.) до самой смерти он являлся членом Совета крупных ученых Саудовской Аравии*. Он также принимал участие в работе многочисленных специализированных научных комитетов королевства.

*[Шейх ни разу не пропустил заседание Совета крупных ученых под председательством муфтия Саудовской Аравии, приезжая из Унейзы либо в Эр-Рияд либо в Таиф].

 

2) Он входил в состав Совета факультета Шариата и основ религии филиала Исламского Университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Унейзе, а также возглавлял кафедру по изучению исламского вероубеждения при университете.

 

3) Он возглавлял Благотворительную ассоциацию по изучению Священного Корана в Унейзе с момента ее основания в 1405 году хиджры (1985 г.) вплоть до своей смерти.

 

4) Он проводил регулярные встречи с судьями провинции Эль-Касим 1, отдельными шейхами из числа руководителей 2, членами Комитета по вопросам побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого Унейзы 3, имам-хатыбами города 4, с преподавателями кафедры по изучению исламского вероубеждения филиала Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эль-Касиме 5, с членами Совета директоров Ассоциации по изучению Священного Корана 6, со своими лучшими учениками 7, а также со студентами, проживавшими в общежитиях. [Эти встречи проводились по вечерам в первое воскресенье каждого месяца с 1409 по 1421 гг. хиджры (1988-2000 гг.)].  Кроме того, шейх находил время и для личных встреч с родственниками, которые приезжали в Унейзу. [Эти семейные встречи проходили еженедельно по вечерам в пятницу].

 

1 [Такие встречи, на которых присутствовали только шариатские судьи провинции Эль-Касим (около 20 человек), проводились каждый вторник после ночной молитвы (иша) в доме шейха с 1407 по 1421 гг. хиджры (1986-2000 гг.). Эти заседания проходили следующим образом. Судьи в алфавитном порядке читали отрывок из выбранной книги в течение 45 минут, а шейх делал пояснения к ней и отвечал на вопросы. После этого подавался легкий ужин либо фрукты. На этих встречах собравшиеся сначала читали книгу «ат-Турук аль-хукмийя фи ас-сыяса аш-шарийя» («Правовые методы в шариатской политике») Ибн аль-Каййима (1407-1409 гг. хиджры/1986-1989 гг). После прочтения этого труда они стали читать главы «аль-Вакф” (имущество, завещанное на благотворительные цели) и «аль-Васайя» (завещания) из книги “аль-Икна фи фикх аль-имам Ахмад» аль-Хаджави (1409-1410 гг. хиджры/1989-1990 гг). Затем на встречах стали читать книгу «Иълям аль-мувакыин» Ибн аль-Каййима (1411-1421 гг. хиджры /1990-2000 гг). За полгода до смерти шейха эти заседания прервались из-за его болезни].

 

2 [Эти встречи проводились каждые две недели в доме шейха аль-Усеймина с 1416 по 1421 гг. хиджры (1995-2000 гг). На них собирались руководитель Комитета по вопросам побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого Унейзы, глава отделения Министерства по исламским делам и вакуфам в Эль-Касиме, деканы факультета вероубеждения Исламского Университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде и Эль-Касиме. Во время встреч обсуждались текущие вопросы, а также читались различные книги, в том числе примечания шейха к лекциям, которые он читал в Университете. Последняя книга, которую читали на этом собрании, называлась «аль-Мухтарат аль-джалийя» Абдуррахмана ас-Саади].

 

3 [Эти встречи, которые длились не более часа, проводились по вечерам в четвертое воскресенье каждого месяца с 1412 по 1421 гг. хиджры (1991-2000 гг). На них собиралось более сорока человек. Во время встреч присутствовавшие читали книгу «аль-Хисаба фи аль-Ислам ав вазыфа аль-хукума аль-исламийя» («Методы контроля в Исламе или деятельность исламского правительства») Ибн Таймийи либо другие книги по теме. После прочтения отрывка из книги шейх отвечал на вопросы собравшихся, давал советы, решал проблемы и т.д.].

 

4 [Эти встречи проводились после ночной молитвы (иша) во второй вторник каждого месяца с 1418 по 1421 гг. хиджры (1997-2000 гг.). Во время встреч присутствовавшие читали книгу «Заад аль-Маад» («Припасы для Дня Возвращения”) Ибн аль-Каййима. Кроме того, шейх давал собравшимся практические советы, разъяснял качества, которыми должны обладать проповедники, отвечал на многочисленные вопросы].

 

5 [Эти встречи проводились каждый месяц по субботам после ночной молитвы (иша) с преподавательским составом факультета. На них собравшиеся читали книгу «Хади аль-Арвах» Ибн аль-Каййима, затем шейх отвечал на вопросы, а также решал проблемы, связанные с обучением].

 

6 [Эти встречи проводились каждые две недели. На этих заседаниях подводился итог работы и результаты, достигнутые за предыдущие две недели, обсуждались планы по дальнейшей работе и проведению различных мероприятий. Шейх лично приходил в кружки по заучиванию Корана, следил за тем, как проходит процесс обучения, побуждал к заучиванию Книги Аллаха, особенно уделяя внимание детям, отвечал на вопросы].

 

7 [Один из учеников шейха в 1406 году хиджры (1985г.) предложил ему проводить отдельные встречи с наилучшими студентами, поскольку на общих уроках собиралось много людей, их уровень подготовленности и восприятия был разным, зачастую не было возможности задать вопросы или обсудить какую-то тему. Поначалу шейх отказался от этой идеи, опасаясь, что это может вызвать ненужные разговоры и т.д. среди остальных студентов. Однако со временем шейх согласился, и с 1413 по 1421 гг. хиджры (1992-2000 гг.) каждую субботу после ночной молитвы (иша) он стал проводить дополнительные уроки с лучшими студентами, которых было двенадцать человек. На этих занятиях они читали книги «аль-Икна» аль-Хаджави, затем «аль-Мунтаха» аль-Бухути, а затем «аль-Кяфи» Ибн Кудамы аль-Макдиси. Кроме того, шейх поручал какому-либо студенту подготовить к следующему занятию доклад по одному из вопросов, а затем разъяснял его. После встречи студентам подавался легкий ужин].

 

5) Он проводил различные общественные встречи: еженедельные встречи в стенах своего дома 1, ежемесячные встречи в своей мечети 2, а также ежегодные встречи во время хаджа и рамадана за пределами Унейзы. По пути из дома в мечеть и обратно, шейх всегда был окружен людьми, которые просили у него совет, задавали вопросы, обращались за помощью 3. Людей привлекало к шейху то, что он мог ясно и доходчиво разъяснить им суть шариатских законоположений, касающихся различных видов поклонения и бытовых взаимоотношений.

 

1 [Шейх проводил еженедельные встречи с людьми в своем доме по четвергам с 11 часов утра до полудня с 1412 по 1421 гг. хиджры (1991-2000 гг.). Двери его дома были открыты для всех желающих, поэтому эти встречи получили название «Ликаа аль-баб аль-мафтух» («Встреча при открытых дверях»). Если человек не успевал прийти на них пораньше, то потом уже не находил места, где он мог присесть. Имеется аудиозапись этих встреч. Кроме того, они были изданы в виде книги.

 

2 Эти ежемесячные встречи проходили по вечерам каждое третье воскресенье в мечети аль-Кабир. Сначала шейх обращался к людям со вступительным словом, а затем отвечал на вопросы присутствующих].

 

3 [Соборная мечеть аль-Кабир, где шейх был имам-хатыбом, находилась на расстоянии больше километра от его дома. И в любую погоду шейх пять раз в день ходил на молитвы пешком, отказываясь ехать на машине. Если рядом с ним не было людей, то шейх читал по дороге Коран, произносил слова поминания Аллаха либо повторял тексты из шариатских книг, которые он помнил наизусть. Каждого встречного он приветствовал словами саляма. Однако зачастую шейха сопровождало столько людей, что даже ученикам не удавалось задать по дороге ни одного вопроса. Когда удавалось выкроить время, он заходил в лавки (дорога в мечеть проходила через рынок Унейзы), расспрашивая торговцев о делах, ценах, ситуации с товарами. Шейх был доступен простому народу, и после общения с ним каждый чувствовал, что нет у него более близкого человека. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 14-15, 34)].

 

В 1414 году хиджры (1993 г.) шейх стал лауреатом высшей международной премии имени короля Фейсала в номинации «За служение Исламу»*. Отборочная комиссия объявила, что эта высокая награда присуждена шейху Мухаммаду ибн аль-Усеймину за:

1. Обладание наилучшими нравственными качествами, кои присущи ученым, самые яркие из которых – набожность, великодушие, правдивость, служение интересам мусульман и искреннее отношение как к знатным, так и к простым людям;

2. Научно-просветительскую деятельность в виде уроков, фетв и книг, благодаря которой многие мусульмане извлекли пользу;

3. Полезную лекторскую деятельность в различных регионах Королевства;

4. Плодотворное участие в многочисленных исламских конференциях;

5. Неоценимый вклад в дело призыва к Аллаху с мудростью и добрым увещеванием, а также воплощение живого примера в следовании по пути праведных предшественников как идеологически, так и практически.

 

*[Примечательно, что сам шейх не поехал на церемонию вручения этой награды, отправив вместо себя одного из своих учеников, который и зачитал его речь. Возможно, он решил не присутствовать на этом мероприятии из-за помпезности церемонии, смешения полов и выставления себя напоказ некоторыми женщинами перед посторонними мужчинами (табаррудж). В любом случае, поступив так, шейх Ибн аль-Усеймин последовал примеру шейхов аль-Албани и Ибн База, которые также не отправились на церемонию вручениоя этой премии, когда она была присуждена им. («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 171-172)].

 

 

Научное наследие шейха.

 

Всевышний Аллах наделил шейха Ибн аль-Усеймина великим даром понимания аятов Корана и хадисов, благодаря которому он умел приводить неопровержимые доводы по религиозным вопросам и извлекать шариатские законоположения из первоисточников. Его научные труды и методика исламского призыва полностью опирались на принцип следования по пути праведных предшественников из первых поколений мусульман. Знания шейха в области вероубеждения, тафсира, хадисов, фикха, грамматики арабского языка и риторики по праву привлекли внимание и принесли огромную пользу мусульманам в различных уголках мира, чьи сердца были едины и солидарны в своей любви к шейху, признании его достоинств и высокого места, которое он занимал на научном поприще.

Научное наследие шейха Ибн аль-Усеймина состоит в основном из аудиолекций, которые переводят в книжный формат его ученики и верующие, требующие шариатское знание. Лекции шейха стали записываться не сразу. Когда шейх начал преподавательскую деятельность, его уроки не записывались. Во-первых, в Унейзе тогда еще не было звукозаписывающих магнитофонов, а, во-вторых, иногда люди вообще не приходили на урок, либо шейха ждали один-два студента*.

 

*[Шейх Хамад ибн Абдуллах аль-Джутейли рассказывает: «У меня сохранилось много воспоминаний о шейхе, поскольку я обучался в его кружке в мечети аль-Кабир на протяжении более 30 лет. Я помню, как поначалу в его кружке был лишь я и еще один студент, однако шейх из-за этого нисколько не переживал, проявляя терпение. А затем его кружок столь сильно разросся, что одновременно на занятиях присутствовали сотни студентов». («Лучезарные страницы из жизни имама Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 80). В течение первых двадцати лет после начала преподавательской деятельности количество учеников шейха не превысило даже десятка человек. Так продолжалось примерно до 1402 года хиджры (1982 г.). А с 1406 года хиджры (1986 г.) число учеников начало быстро возрастать, пока на одном занятии не стало присутствовать по шестьсот и более человек («Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина», стр. 50)].

 

Поначалу обучение шло традиционным способом: ученики усаживались в кружок рядом с шейхом и конспектировали его слова в тетради. Первые попытки записывать лекции были сделаны после 1390 года хиджры (1970 г.). Однако поначалу шейх запрещал это делать, опасаясь, что вместо конспектирования уроков и заучивания их наизусть, ученики будут полагаться на аудиозаписи. Спустя десять лет шейх постепенно начал снимать запрет, однако не полностью: после аудиозаписи урока ученик мог внести в свой конспект необходимые дополнения, однако затем он должен был стереть запись. Наконец, полностью запрет был снят лишь в 1405-06 гг. хиджры (1984-85 гг.), когда количество учеников возросло, и возникла острая необходимость в аудиолекциях. Некоторые студенты открыли звукозаписывающие студии для переписывания на кассеты лекций шейха.

Из перечня доступных аудиоуроков самый ранний датируется 1402 годом хиджры (1982 г.) – «Булуг аль-Марам», «Глава об очищении», 14 кассет. С течением времени стали записываться все уроки шейха и его комментарии к известным трудам, при чем некоторые из лекций длились годами. В этой связи самым объемным считается цикл лекций под названием «Шарх аль-Мумти» к книге «Заад аль-Мустакни», который длился 15 лет (1404-1419 гг. хиджры/1984-1999 гг.). После смерти шейха эти лекции были изданы в книжном формате, который насчитывает 15 томов.

Ниже приводится перечень самых многочисленных аудиолекций шейха по разделам:

Вероубеждение: комментарии к поэмам «Нуния» Ибн аль-Каййима» и «ад-Дуррат аль-мудыйя» ас-Саффарини. Комментарии к книгам «Китаб ат-таухид» ат-Тамими, «Иктида сырат аль-мустакым» Ибн Таймийи, «аль-Акыда аль-Васития» Ибн Таймийи, «аль-Акыда ат-Тадмурия» Ибн Таймийи и др.

Коранические науки: тафсир некоторых сур Корана (от «аль-Фатихи» до «аль-Анам», а затем от «аль-Кахф» и далее). Цикл лекций «Мин ахкам аль-Куран аль-Карим». Комментарии к трудам о науке толкования Корана: «аль-Каваид аль-Хисан фи тафсир аль-Куран» Абдуррахмана ас-Саади, «Мукаддима ат-Тафсир» Ибн Таймийи, «Усуль фи тафсир» (составил сам Ибн аль-Усеймин).

Хадисоведение: комментарии к сборникам «Сахих» аль-Бухари и Муслима (главы по вероубеждению, столпам Ислама и некоторым бытовым вопросам), «Рияд ас-салихин» ан-Навави, «аль-Арбаин ан-Нававийя» ан-Навави и др. Комментарии к трудам по терминологии хадисов: «Нухбат аль-фикр» Ибн Хаджара и поэме «аль-Байкуния» аль-Байкуни.

Основы фикха: Комментарии к трудам «Мухтасар ат-Тахрир» аль-Футухи, «аль-Каваид» Ибн Раджаба, поэме «аль-Варакат» аль-Джувейни, «аль-Каваид ва аль-Усуль» Абдуррахмана ас-Саади, «Каваид аль-Усуль ва Макасид аль-Фусуль» Сафиуддина аль-Каты’и, а также к поэме «аль-Бурхания» Мухаммада аль-Бурхани (наследственное право). Кроме того, шейх сам написал поэму по основам фикха «Манзума усуль аль-фикх» (103 стиха) и сделал к ней комментарий, а также составил труд «аль-Усуль мин ильм аль-Усуль», снабдив его подробным разъяснением, и ответил на вопросы, касающиеся вероубеждения, оформленные затем в книгу «Фикх аль-ибадат» .

Фикх: комментарии к книгам «Заад аль-Мустакни» Мусы аль-Хаджави, «Умдат аль-Ахкам» Абдулгани аль-Макдиси, «аль-Кяфи фи фикх аль-имам Ахмад» Ибн Кудамы аль-Макдиси, «Найль аль-Аутар» аш-Шаукани, «Булуг аль-Марам» Ибн Хаджара.

Грамматика арабского языка: комментарии к книгам “аль-Аджуррумия” Ибн Аджуррума, “аль-Альфия” Ибн Малика, «ад-Дурра аль-ятимийя» Саида аль-Хадрами и «аль-Баляга». [«аль-Баляга» — последний раздел из книги «Каваид аль-люга аль-арабийя фи ан-нахв ва ас-сарф ва аль-баляга» («Правила арабского языка по синтаксису, морфологии и риторике»), группа авторов (Хафнибек Насиф, Мухаммадбек Дияб и др.), 4-ое издание, Каир, 1332 год хиджры (1914 г.)].

Уроки: «Дурус аль-Харамейн» («Уроки из двух заповедных территорий», запись 1407-1421 гг. хиджры/1987-2000 гг.), «Дурус аль-Масжид ан-набавий» («Уроки в Мечети Пророка»).

 

Фетвы и просветительские встречи: «Фатава аль-Харам аль-Маккий» («Фетвы из заповедной территории Мекки», запись 1407-1421 гг. хиджры/1987-2000 гг.), «Фатава Нурун ‘аля ад-дарб» («Фетвы из радиопрограммы «Нурун ‘аля ад-дарб», запись 377 передач), «Ликаа аль-баб аль-мафтух» («Встреча при открытых дверях», запись 1412-1421 гг. хиджры/1991-2000 гг.), «аль-Лика аш-шахрий» («Ежемесячные встречи», запись 82 встреч), «Ликаат рамаданийя» («Встречи в месяц рамадан», запись 1410-1416 гг. хиджры/1989-1995 гг.) и т.д.

 

Разное: комментарии к предисловию* «аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб» ан-Навави (воспитательное), «Хильят талиб аль-ильм» Абу Зейда Бакра ибн Абдуллаха (воспитательное), «ас-Сыяса аш-шар’ийя» Ибн Таймийи (шариатская политика), а также отдельные лекции о правилах очищения, молитвы, поста, хаджа, жизни супругов, торговых сделок и т.д.

 

*[Это предисловие издано отдельной книгой под названием «Адаб аль-алим ва аль-мутааллим ва аль-муфти ва аль-мустафти ва фадль талаб аль-ильм» («Правила этикета для учителя, ученика, муфтия и обращающегося за фетвой, а также достоинство требования знания»)].

 

Что касается письменного наследия шейха, то он либо составлял небольшие труды по какой-то теме в жанре посланий (по вероубеждению, омовению, молитве, посту, закяту, хаджу, правилам призыва к Исламу и т.д.) или в формате «вопрос-ответ», либо редактировал и снабжал полезными примечаниями собственные лекции, переписанные учениками для издания в виде книги. Первой письменной работой шейха была книга «Фатх Рабб аль-Барийя би-талхыс аль-Хамавийя» («Озарение от Господа творений: краткое изложение (фетв) аль-Хамавийя» 1, 2), которую он написал в 1380 году хиджры (1960 г.). При жизни шейха было издано свыше пятидесяти его трудов.

 

1 [“аль-Фатава аль-Хамавийя” (дата написания – 698 год хиджры/1299 г.) — известный сборник фетв шейх аль-ислама Ибн Таймийи, в котором он дал подробный ответ жителям г. Хама (Сирия), спрашивавших его о мнении крупных ученых относительно аятов об атрибутах Аллаха].

 

2 [Это была первая работа, которую шейх Ибн аль-Усеймин написал в 1383 году хиджры (1963 г.)].

 

Сохранением и распространением научного наследия шейха, дабы оно стало доступно всем мусульманам, занимается Благотворительный фонд имени шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!