ОСВОЕНИЕ ЗАКОНОВ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



В настоящее время современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью. Человек через творчество отражает самого себя – свои мысли, чувства, желания и идеалы. Важную роль в художественном творчестве приобретает освоение законов и принципов искусства.   

В школе на уроках изобразительного искусства или в художественной школе учащиеся знакомятся с принципами реалистического искусства, с законами декоративного рисования, приемами художественного конструирования. Методические подходы обучения приемам изображения реальной действительности – ее объектов, предметов и явления, достаточно хорошо и полно разработаны за многовековую историю художественного образования. Подходы к обучению художественного конструирования детей и подростков опираются на методики дизайн-образования и зачастую адаптируются к определенному возрасту. Методика освоения законов и принципов декоративного искусства на сегодняшний день, на наш взгляд, разработана не полно.

Основные причины сложности обучения законам декоративной композиции мы видим: во-первых, в упрощенном подходе к самому виду - декоративному рисованию; во-вторых, в преобладающем традиционном подходе, базирующемся на принципе «повтор – вариация - импровизация» (М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова) [5]; в-третьих, в популяризации и широком распространении значительного количества «пособий» и самоучителей, которые имеют недостаточный художественно-эстетический уровень примеров и образцов. Все это приводит к проблемам понимания и целостного освоения законов декоративной композиции на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Вопросам декоративной композиции посвящены работы – Г.М. Логвиненко, Л.М. Буткевич, К.Т. Далгдиян, А.П. Степанова, А.К. Векслера, М.С. Соколовой, С.В. Рябиновой, А.А .Кожариновой и др. [1,3].

На сегодняшний день достаточно хорошо разработаны методики освоения композиционных схем законов в традиционных народных промыслах (росписях, резьбе по дереву, художественном металле, вышивках и т.д.). Современное внедрение в учебный процесс «новых» техник и материалов - скрапбукинг, витражная роспись, декупаж, коллаж и анализ методических материалов, образцов детских работ показывают – что вопросы декоративной композиции в них еще не решены.

Мы согласны с мнением художников и педагогов, что данные техники эффектны и быстры в исполнении. Они пользуются популярностью и молодых педагогов, и детей, так как позволяют создавать современные работы. Однако, на наш взгляд, вопросы обязательного композиционного «ликбеза» и методического обеспечения таких занятий требуют решения.

Скрапбукинг – это оригинально оформленный, декорированный фотоальбом. Название происходит от английского слова «scrapbook», что означает «книга из вырезок». В последние годы популярность скрапбукинга во всем мире растет очень активно. В Америке им увлекается каждый третий в семье. В России это направление только начинает развиваться. Чаще мы встречаемся с самодеятельным творчеством, часто с кичем. Однако, у этого вида творчества очень богатый потенциал. Занятия скрапбукингом, развивают воображение, художественный вкус, формируют чувство композиции, совершенствуют навыки работы с различными материалами.

 Изучив историю данной техники, мы можем выделить следующие стили:

- эритаж ( heritage ) - это оформление старых фото, в духе того периода, когда они были сделаны. В стиле эритаж приветствуется использование настоящей «старины» - писем, открыток, старинного кружева, пуговиц, интересных объектов того времени;

- винтаж ( vintage ) означает «под старину». То есть, здесь используются искусственно состаренные вещи. Основное в этом стиле – это создать впечатление, что страница принадлежит другой эпохе;

- шебби шик ( shabbychic ) – интересное направление, где шик достигается потертостью всего чего только можно… Также применяется мятая бумага и рваные края. Шебби считается романтическим стилем, ему присуща некоторая сентиментальность и ностальгия;

- американский стиль (american style) считается классикой скрапбукинга. Для американского стиля характерен богатый декор. Много украшений, комбинация многих видов бумаги, различные этикетки, билеты, марки;

- европейский стиль (european style). Характерная особенность стиля – кадрирование. Фото на странице вырезаются в виде кругов, полосок, ромбов, их может быть много на странице. Здесь фотография - это главное в композиции;

- « чисто и просто » (clean and simple). Вся суть стиля понятна из названия. Минимум декора, чистый фон, чаще белый, но может быть и другой однотонный цвет. Здесь главное композиция, в которой простые, прямые, четкие линии.

- фристайл (freestyle) - свободный, бесшабашный, яркий стиль. Особенность стиля - журналинг и название страницы пишется вручную. Фон обычно однотонный, чаще всего белый, зато с яркими «пятнами» красок;

- микс (mixed media style) - это скрапбукинг на грани искусства. Здесь позволено все – сочетание различных фактур, техник, материалов. Основная идея стиля сочетать не сочетаемое [2,3].

 

 

Проанализировав примеры творческих работ в технике скрапбукинг мы можем определить основные выразительные средства декоративной композиции – линия, пятно, цвет, фактура.

Линия может задавать ритм, передавать движение. Она является основой на плоскости листа, и хорошо организует как плоское, так и объёмное пространство, создавая фигуры, контуры, акценты ритм и т.д. Линия и пятно могут сочетаться в разных вариациях, где то или другое может преобладать. Пятно заполняет большую часть плоскости листа. Выразительное сочетание сложных форм достигается за счет применения вырезок из газет, журналов и т.п. В коллаже оправдано использование условного текста и изображения, подбор их в плане композиционного сочетания фактур [4].

Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет в коллаже вызывает у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения. Он способствует большей выразительности работы [4].

 С целью экспериментальной апробации мы разработали блок занятий «Скрапбукинг». Он представляет собой систему теоретических и практических занятий, а также включает в себя занятия по компьютерной графике в AdobePhotoshop. Рассчитаны занятия на детей среднего и старшего школьного возраста.

Цель блока занятий: воспитание познавательной творческой активности; обучение восприятию информации, визуального образа, навыкам и умениям работы с различными материалами; развитие представлений о средствах формирования изображений в информационной среде Adobe Photoshop.

В ходе занятий решаются следующие задачи: 1 - знакомство с понятием скрапбукинг, историей его появления и развития; 2 - знакомство с разными стилями, видами и техниками скрапбукинга; 3 - развитие художественно-творческих способностей детей; 4 - обучение приемам конструирования; 5 - воспитание художественного вкуса; 6 - воспитание бережного отношения к культурному наследию.

Занятия были апробированы в МОУ МГЛ при МаГУ. Для экспериментального апробирования темы было избрано 2 группы, в возрасте 13-14 лет и 16-17 лет. Детские работы продемонстрировали интерес к новой технике, оригинальность, хороший уровень воображение, умение работать с различными материалами. По сравнению с детьми обычных классов, у этих детей лучше были сформированы навыки композиционного мышления.

Практическая значимость данного эксперимента заключается в том, что его материалы могут быть использованы в образовательном процессе в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Освоение законов декоративной композиции в ходе использования новых декоративно-прикладных технологий - эффективно при определенных организационно-педагогических условиях (наличие программы, методического оснащения, использования широкого спектра изобразительных материалов и техник).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 312с.

2. Лаптева Т. Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий. – М.: Эксмо, 2011. – 112с.

3. Кожаринова А.А., Терехова Я.А., Методические рекомендации в помощь педагогу ИЗО и ДПИ. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 48с.

4. Устин В.П. Композиция в дизайне: Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. Учеб. пособие. – М.: Астрель, 2005. – 239.

5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1- 4 кл. Под. рук. Т.Я. Шпикаловой – М.: Просвещение, 1996. – 192с.

М.В. Тигрова, Д.И. Беркутова,

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!