СЪЕМКА ДВУХ ОБЪЕКТОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ДРУГ С ДРУГОМ, ДОЛЖНА ПРОИЗВОДИТЬСЯ СТРОГО С ОДНОЙ СТОРОНЫ ОТ ЛИНИИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.



ЛЕКЦИЯ: Десять принципов комфортного монтажа.

       Любое экранное произведение — это всегда рассказ. А кинематографический рассказ — это последовательная цепочка возникающих на экране образов, соединенных с учетом требований десяти принципов или в нарушение этих требований, но обязательно
поставленных в единый ряд по какому-либо избранному автором замыслу. Уже более ста лет как в экранном творчестве монтируют, соединяют между собой именно образы. Существует их всего две категории: статичные пластические образы и пластические образы действия. Они составляют содержание кадров. Монтируются кадры по двум главным принципам: чтобы зритель успел понять, что изображено на экране, успел распознать образ, и чтобы образ или его часть имели определенную степень законченности и нашли продолжение в следующем кадре.

1 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИ

 

2 ПРИНЦИП -  МОНТАЖ ПО ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

 

3 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ОБЪЕКТА В КАДРЕ

 

4 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО ФАЗЕ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ В КАДРЕ

 

5 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО ТЕМПУ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ

 

6 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО КОМПОЗИЦИИ КАДРОВ (ПО СМЕЩЕНИЮ ЦЕНТРА ВНИМАНИЯ)

 

7 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО СВЕТУ

 

8 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО ЦВЕТУ

 

9 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО СМЕЩЕНИЮ ОСЕЙ СЪЕМКИ

 

10 ПРИНЦИП - МОНТАЖ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОСНОВНОЙ ДВИЖУЩЕЙСЯ МАССЫ В КАДРЕ

 

************************************************************************************

ПРИНЦИП

МОНТАЖ ПО КРУПНОСТИ

              Этот принцип определяет допустимые и недопустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом в окончательном монтаже.

      Как воспримется стык 2-го среднего плана человека с 1-м средним! (рис. 17) Хорошо или плохо? Плохо!

      Как воспримется стык 2-го среднего плана с общим (рис. 18). Тоже плохо!

      И в первом и во втором случае зритель почувствует «рывок», ощутит неприятное моргание на экране.

      В чем же дело? Почему получится такой результат в процессе восприятия?

      Попробуем еще один вариант.

      Смонтируем крупный план с дальним (рис. 19). И снова плохо!

      А как же сделать, чтобы получилось хорошо? Каковы оптимальные критерии перехода с плана на план?

 

      Одна из особенностей человеческого восприятия заключается в том, что мы легко, без напряжения воспринимаем переход с кадра на кадр, когда они в достаточной мере отличаются друг от друга по композиции, а следовательно, и по крупности.

 

ВЕКОВАЯ ПРАКТИКА ПОКАЗАЛА, ЧТО ЛЕГКО И БЕЗ СПОТЫКАНИЯ СМОТРИТСЯ ПЕРЕХОД ПО КРУПНОСТИ ЧЕРЕЗ ПЛАН, ОТ КРУПНОГО КО ВТОРОМУ СРЕДНЕМУ, ОТ ПЕРВОГО СРЕДНЕГО К ОБЩЕМУ И ОБРАТНО. КАК БЫ ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ЭТОГО ПРАВИЛА СОСТАВЛЯЮТ СТЫКИ ДЕТАЛИ И КРУПНОГО ПЛАНА, ДАЛЬНЕГО И ОБЩЕГО ПЛАНОВ.

      Чисто эмпирически было установлено, что отличие в крупности должно быть достаточно заметным, но не настолько резким, чтобы зритель потерял ориентацию, потерял ощущение, что на экране продолжает действовать один и тот же объект. Переход от кадра к кадру будет плавным и незаметным только тогда, когда их крупность и композиция будут ощутимо отличаться, но не принудят зрителя дополнительно напрягать сознание и искать косвенные подтверждения, чтобы понять, что в соседних кадрах снят один и тот же объект.

      Однако в зависимости от драматургической задачи этот принцип может быть умышленно нарушен, когда, например, режиссер желает сделать акцент на каком-то моменте развития действия. Скажем, по замыслу нужно в этот момент заставить зрителя пережить неожиданное ощущение ужаса, которое одновременно охватило и наблюдаемого им героя.

      Принцип комфортного монтажа кадров по крупности утрачивает свой смысл, когда в соседних планах зафиксированы разные, непохожие друг на друга объекты, и их очертания резко отличаются друг от друга. Крупность обоих кадров в этом случае может быть любой, отвечающей режиссерской задаче.

 

************************************************************************

ПРИНЦИП

 МОНТАЖ ПО ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

      В общем виде принцип монтажа двух кадров по ориентации в пространстве гласит:

СЪЕМКА ДВУХ ОБЪЕКТОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ДРУГ С ДРУГОМ, ДОЛЖНА ПРОИЗВОДИТЬСЯ СТРОГО С ОДНОЙ СТОРОНЫ ОТ ЛИНИИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ПРИ СЪЕМКЕ НЕСКОЛЬКИХ БЕСЕДУЮЩИХ ЛЮДЕЙ НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО НЕ ВСЕГДА ЛЮДИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ РЕЗКО ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА. ПОТОМУ ПРИ СЪЕМКЕ ТАКОЙ БЕСЕДЫ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ СЛЕДУЮЩИЙ КАДР ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА С ЗАМЕТНЫМ ОТЛИЧИЕМ В КРУПНОСТИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО.

      Такое монтажное построение будет существенно легче восприниматься зрителем, ему будет проще без дополнительных усилий ориентироваться в ходе развития действия и мгновенно определять с кем из партнеров ведет беседу тот или другой персонаж.

      Эта рекомендация распространяется не только на съемку людей, в равной степени это относится к съемкам любых других объектов по сути разных, но схожих по внешним признакам.

      И еще: ВЗГЛЯД ЧЕЛОВЕКА, НАПРАВЛЕННЫЙ ВСЕГО ЛИШЬ ВСКОЛЬЗЬ ОТ ОБЪЕКТИВА ЧУТЬ-ЧУТЬ ЛЕВЕЕ, ВСЕГДА НА ЭКРАНЕ БУДЕТ ВЗГЛЯДОМ НАПРАВЛЕННЫМ ВЛЕВО. А ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ ВЗГЛЯД ВПРАВО, ЧУТЬ-ЧУТЬ МИМО ОБЪЕКТИВА, БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ВЗГЛЯД ВПРАВО. ГЕРОЙ, ЛИЦО КОТОРОГО ОБРАЩЕНО ВПРАВО, А ГЛАЗА ПОВЕРНУТЫ И СМОТРЯТ ВЛЕВО ОТ ОСИ АППАРАТА, БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ЗРИТЕЛЕМ КАК ЧЕЛОВЕК СМОТРЯЩИЙ ВЛЕВО. НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА ОСТАЕТСЯ РЕШАЮЩИМ ФАКТОРОМ В МОНТАЖЕ ДАЖЕ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ.

************************************************************************

ПРИНЦИП


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!