Б) Работа над нотным примером



ХОД УРОКА

1. Организация урока. Актуализация знаний

Исполните разученную на прошлом уроке «Песенку о Моцарте» Б. Окуджавы - https://youtu.be/3qXhFHN_iZY .

? Ответьте на вопросы:

· В какой стране и в каком веке родился и жил Вольфганг Амадей Моцарт?

· В чём сила музыки Моцарта?

· С каким его произведением вы познакомились на прошлом уроке?

· Охарактеризуйте музыку каждой из частей Концерта №23: музыкальные настроения, выраженные Моцартом в их последовательности.

· Как образы радости, света, счастья проявляются в музыке моцартовского Концерта №23?

 

2. Мотивация. Целеполагание

Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, как это показал нам В.А. Моцарт, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.

На сегодняшнем уроке вам предстоит исследовать образы радости в творчестве Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявить связи между содержанием музыкального произведения этого композиторов и произведениями других видов искусства.

 

3. «Бессмертие» Микеланджело и Д. Шостаковича

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний.

После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано. Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.

Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.

Микеланджело Буанаротти

Прочитайте выразительно вслух стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём рассказывает нам великий ходожник? Какой заложен в нём смысл?

Здесь рок послал безвременный мне сон,

Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:

Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,

Затем, что в друге друг отображён.

 

Я словно б мёртв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

Вслед за Микеланджело Д. Шостакович в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.

Сюита состоит из частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.

В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.

Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.

А) Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:

· Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

· Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки.При прослушивании произведения вы обратили внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний.

· Какие музыкальные инструменты выделяются в первую очередь? Почему?

Б) Работа над нотным примером

Д. Шостакович

В нотном примере 10 приведена тема «Бессмертие» Д. Шостаковича.

Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.

Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!