Уровень “Я - я” (практики работы с будущим для персонального самопроектирования)



Мышление будущего и практики работы с будущим как инструментарий для развития субъектности и преадаптивности

 

Работа с будущим является нормой практики принятия решений и принципиально влияет на качество обстоятельств и условий, в которых мы оказываемся с течением времени. Человеческой культуре исторически свойственно работать с категорией прогнозирования будущего. На бытовом уровне любая форма планирования предстоящего и принятия решения по сути является практикой работы с будущим. “... для значительной части человечества размышления о будущем - способ оптимизировать процесс принятия решений… нет никаких сомнений в том, что наши представления о будущем имеют значение, поскольку они являются определяющим фактором в принятии того или иного решения. И, в свою очередь, именно качество наших выборов, в пределах того, что мы в принципе способны изменить своей волей, определяет степень и значимость нашей свободы”. [Riel Miller, From trends to futures literacy, Centre for Strategic Education Seminar Series Paper No. 160, December 2006]

 

Демаркация перспективы будущего времени как мотивационной силы, как навыка предвосхищения предстоящих событий, анализа различных вариантов развития ситуаций и последствий собственных действий впервые была сформулирована Ж. Нюттеном[1] и развивалась в его работах и работах его коллег У. Ленза, М. де Вольдера, Дж. Гусмана и др.[2]. Фактически перспектива будущего времени - это мотивационный подход, который подчеркивает интеграцию ожидаемого будущего в индивидуальное и групповое психологическое настоящее, в зависимости от практик, через которые происходит оформление этой категории.В этом аспекте она неразрывно связана с понятием образования, так как в перспективном варианте образование есть процесс подготовки к адекватной работе с вероятными вызовами возможного будущего, фактически лаборатория возможных будущих, а индивидуальный образовательный запрос - формирование представлений о своем месте и значении в этой работе.

Умение представлять будущие результаты и эффекты того или иного решения и действия также напрямую связаны с мотивацией и самоопределением. Исследования связи наличия представлений о будущем, навыка мышления (предвосхищения) будущего и мотивации свидетельствуют о том, что люди с более отчетливой и протяженной временной перспективой будущего демонстрируют большую уверенность в себе, целеустремленность, более высокую мотивацию, лучше осознают собственную идентичность и более резильентны[3]. Для школьников и студентов умение планировать и проектировать свое будущее дает большую академическую успешность и более заинтересованное отношение к процессу познания нового.

“... будущее - категория высокой значимости в сфере развития человека. Фундаментальные исследования связывают развитие у детей представлений о будущем такие важные навыки как:

- Навык отложенного вознаграждения

- Навык планирования и реализации целей

- Навык формирования резильентной самоидентификации...

К тому же, наличие временной перспективы, включающей будущее, имеет прямое отношение к уровню психического здоровья взрослых… и академических показателей у подростков…” [J. Silverman, The Development in Children of Future Time Perspective, 104th Annual Convention of American Psychological Association, 1996]

Чем разнообразнее предлагаемые реальностью возможные сценарии устройства персонального и коллективного бытия, чем ниже степень прогнозируемости и однозначности вариантов развития, тем серьезнее роль навыков проектирования будущего в перспективной успешности личностей и сообществ, и тем важнее становится внедрение в базовый образовательный процесс практик, развивающих эти навыки.

 

Есть и еще одна важная причина, по которой практики работы с будущим должны быть нормой образовательного процесса. Концепт образования по определению лежит в будущем, так как, формируя образовательные запросы и проектируя образовательные результаты, мы фактически создаем ментальный образ тех условий жизни, в которых наши таланты, наши ценности и наши интенции найдут наилучшее воплощение. Также важно отметить, что для наиболее четкого оформления образа желаемого бытия (то есть, образа будущего) необходимо некоторое напряжение в настоящем - а именно рефлексия и картирование “точек напряжения”, то есть, тех аспектов жизни и тех процессов, которые сегодня не дают личным ценностям человека и общим ценностям человечества, личным талантам и многообразию талантов реализоваться в полной мере и дать наилучшие персональные и общие для человечества результаты. В этом смысле образование, рассматриваемое как постепенное наращивание человеком могущества и постепенная реализация его потенциала в контексте развития человечества, неразрывно и естественно связано с проектированием желаемого будущего и прототипированием (пробами) желаемого будущего в текущей деятельности.

Если мы рассматриваем образование так, мы необходимо приходим к тому, что репродуктивная составляющая в нем должна быть меньше проективной, и с нарастанием разнообразия, сложности и неопределенности наличной реальности объем репродуктивных практик должен снижаться, а объем проективных - возрастать пропорционально, полностью меняя подход к организации образовательных институций - от мест сохранения и воспроизводства испытанного к местам проектирования и прототипирования желаемого.

Образовательный процесс, выстроенный вокруг такой концепции образования, необходимо требует включения практик работы с будущим, практик исследования текущих контекстов, оценки и анализа разрывов и потенциалов, заложенных в настоящем относительно желаемого будущего и практик прототипирования различных моделей поведения, действия, организации и продуктивной деятельности, относящихся к желаемому будущему, с использованием всех возможностей открытой, интегрированной в реальный мир, образовательной среды (образовательной экосистемы[4]).

 

Необходимо различать категории futures studies (футурология, наука о будущем), futures literacy (компетентность в области практик работы с будущим) и future skills (навыки, важные для будущего) и понимать отношения между ними, а также фиксировать эволюцию этих понятий, по мере того как человечество совершало переход от реальности с высокой степенью прогнозируемости к реальности с крайне низкой степенью прогнозируемости, от определенности как нормы к неопределенности как норме. В прогнозируемой реальности футурология (futures studies) представляла собой комплекс исследовательских и прогнозных практик для верификации возможных вариантов развития текущей ситуации и выбора наилучшего из возможных вариантов при условии сохранения текущего миропорядка. В этой парадигме future(s) literacy фактически уравнивалась с awareness (осведомленностью о текущем и прошедшем), а future(s) skills представляли собой сборку навыков сопоставительного анализа, прямого прогнозирования и планирования.

 

Сегодня, в сложном изменчивом мире, когда на человека, группу организацию, постоянно влияет огромное количество разных факторов, способность работать с будущим, предвосхищать и представлять образ желаемого результата своих действий, не только становится базовой грамотностью, но и приобретает определенную специфику:

  1. Сценарирование вместо планирования.
  2. Коллективный характер futures-практик
  3. Поле вероятностей и последствий вместо линейной стратегии
  4. Желаемое будущее важнее наиболее вероятного (все-возможность)
  5. Категория блага вместо категории эффективности/целесообразности

Фактически, переходя из мира предсказуемого в мир изменчивый, мы переходим от практик планирования будущего из настоящего к практикам проектирования стратегий настоящего ИЗ будущего (using the future, см. выше).

В связи с этим, futures studies фактически становятся областью исследования вариантов коллективных (социумных) образов желаемых будущих и проблематизации позитивных и негативных версий развития из настоящего относительно этих образов, а также поиска стратегий достижения непротиворечивого многообразия в интересах общего блага и устойчивого развития. Futures literacy, кроме традиционного фокуса на умении быть в курсе происходящего, сопоставлять и анализировать контексты и тренды и находить решения в зоне вероятного и событийно обусловленного, приобретает новый фокус - в зоне навыков осознанного мечтания о невозможном (маловероятном), оперирования интенциями и категорией общественного блага и создания решений и проектов не просто новых, но качественно новых и вместе с тем гуманитарно обусловленных, с наибольшей вероятностью ведущих сообщество, в котором они рождаются, к реализации образа желаемого будущего этого сообщества, согласованного с желаемыми образами будущего других сообществ. “Исследования будущего создают альтернативные варианты будущего через проблематизацию базовых предпосылок. Задавая вопросы в будущее, анализируя возникающие проблемы, создавая сценарии, мы тем самым стремимся выйти из настоящего и создать возможности для возникновения новых будущих”. [Futures Studies: Theories and Methods, Sohail Inayatullah, 2013]

В таком контексте future skills, соответственно, представляют собой базовые жизненные навыки продуктивного бытия и взаимодействия в созданном и присвоенном данным сообществом образе желаемого будущего, а также навыки гибкого оперирования меняющимися условиями и продуктивного действия для прототипирования желаемого будущего в настоящем на всех трех уровнях (я - персональное становление, мы - социальное становление, мир - деятельное становление) и тем самым превращения его в реальность.

Разворачивая эти три измерения в группы конкретных навыков, мы получаем следующее[5]:

  1. Группа “Я-навыки” (персональное становление)

- самоосознание, знание себя

- навык рефлексии

- резильентность

- гибкость

- агентность (инициативность)

- навык саморазвития

  1. Группа “Мы-навыки” (социальное становление)

- эмпатия

- глобальная коммуникативность[6]

- договороспособность

- кооперативность

- поликультурность

  1. Группа “Мир-навыки” (деятельное становление)

- умение работать с образами будущего, сценарирование

- системное мышление

- инновационность

- технологическая грамотность[7]

- этичность[8]

Общие принципы практик работы с будущим в образовательном процессе с учетом сказанного выше и вне зависимости от характера практик выглядят следующим образом:

  1. Ход движения размышления - из будущего в настоящее (формирование смыслового и ценностного поля, расстановка ориентиров, разметка направления движения), затем - из настоящего в будущее (оценка ресурсов, постановка задач на деятельность).
  2. Задействование различных аспектов мышления и восприятия через включение разговорных (дискуссионных), нарративных, творческих и аналитических форматов в общий процесс проектирования.
  3. Коллективная работа с каждой, даже персональной, практикой с последующей синхронизацией результатов.
  4. Равноценность и холакратия, что означает учет всех позиций и сценариев, созданных в ходе работы, и поиск стратегий и решений, учитывающих голос и интенцию каждого участника.
  5. Выход в планирование и деятельность. Если этап концептуализации не наследуется этапом прототипирования и реализации, практики теряют значительную часть своего мотивационного и образовательного (трансформационного) потенциала. Пока желаемые изменения не апробированы и не верифицированы, они не присваиваются и не дают энергии.
  6. Приложение процессов и результатов практик на все три уровня реализации личности - персональный (я - я), социальный (я - мы) и глобальный (я - мир), что означает осознавание каждым участником, как возможно реализовать желаемые изменения и сдвиги, распоряжаясь только личным ресурсом и через личную практику, через взаимодействие со своим окружением (коллективные протоколы и групповые проекты) и через работу с глобальными вызовами, полезную деятельность (в том числе, через профессионализацию).

 

Обычно[9] практики работы с будущим в образовательном процессе разделяются по следующим трем уровням:

- Практики на выявление и прояснение собственной мотивации учащихся (формирование образовательного запроса и образовательного маршрута с целью дальнейшего выбора профильного образования и профессионализации)

- Практики для создания и корректировки образовательных программ с учетом актуальных вызовов и глобальных трендов, возможных сценариев развития человечества

- Практики для трансформации управленческих решений и моделей образовательных организаций

Такая таксономия довольно точно описывает области задач, в которых целесообразно применять практики работы с будущим для сценарирования возможного, однако у нее есть несколько ограничений, которые затрудняют ретрансляцию и тиражирование практик в образовательной среде.

Во-первых, такое использование практик работы с будущим акцентирует внимание на текущей ситуации и в основном выводит решения из текущего момента, что ограничивает креативный потенциал и агентность участников практик.

Во-вторых, такой подход к использованию практик фокусируется на глобальных и социальных аспектах трансформации, создавая у участников убеждение, что все задачи, которые им придется решать в личной и общественной деятельности овнешнены по отношению к ним, формируются вне них, то есть, реальность использует их как ресурс и инструмент.

Иными словами, такой метод использования практик работы с будущим, будучи принятым как базовый, автоматически полагает персональные субъектность и агентность в сервисную позицию относительно внешнего заказа - то есть, не работает на создание человекоориентированных сред и процессов.

Такая классификация и такое использование практик работы с будущим могут быть корректны и полезны, но только после того, как мы уже прошли некоторый путь совместной работы в человекоцентричных отношениях и средах и сформировали как персональные субъектность и агентность каждого участника, так и систему субъект-субъектных деятельных отношений, где каждый участник выступает и чувствует себя соавтором общих управленческих и методологических решений - то есть, после того, как практики работы с будущим использовались в другой логике, для формирования общего видения и пространства коммуникации, где каждому участнику отведено равное по ценности место бытия и действия.

Поскольку на постсоветском пространстве мы наблюдаем как дефицит футурологического дискурса и практик работы с будущим, так и дефицит субъект-субъектных отношений в системе образования, мы считаем, что прямой перенос такой логики работы с будущим на российский контекст приведет не к гуманизации и футуризации образования, а к усилению давления на конкретных участников образовательного процесса. То есть, практики работы с будущим, естественным образом формирующие агентность и мотивацию, сработают ровно противоположным образом.

Поэтому в качестве базовой логики использования практик работы с будущим, сфокусированной на развитии субъектности и агентности участников образовательного процесса, их предпринимательской и авторской позиции, мы предлагаем несколько иную, ступенчатую, таксономию, которая уже была апробирована нами и показала свою работоспособность именно в части пробуждения агентности и креативного потенциала, и которая пригодна для работы в разных возрастных группах, начиная с младшего школьного возраста[10]:

Первая ступень - практики коллективного сценарирования желаемого будущего, которые ведут к зарождению сообщества в рамках заданной группы (сообщество класса, сообщество школы) и создания коллективного согласованного поля важных смыслов и культурных практик, воспроизводящих и транслирующих эти смыслы в повседневной жизни сообщества;

Вторая ступень - практики коллективно-персонального стратегирования и постановки задач с последующим выходом в деятельность. Здесь происходит не только формирование персонализированных (личностных и микрокрупповых) запросов на развитие и действие, но и важный этап групповой динамики учебного коллектива - превращение его в сообщество, объединенное общими, выделенными в процессе сценарирования, смыслами и ценностями, и выделение внутри сообщества групп, объединенных общими запросами и интересами, потенциальных рабочих (исследовательских, проектных) групп;

Третья ступень - осуществляемое сложенным сообществом, представляющим собой коллективный субъект высокого порядка (состоящий из деятельных индивидуальных субъектов, сформированных с участием практик второго уровня, занявших управленческую позицию по отношению к своему индивидуальному развитию и осознающих свою ценность в общем процессе развития сообществ), проектирование управленческого и процессуального контура своей образовательной организации как “хаба непрерывного развития”;

Четвертая ступень - занятие ответственных позиций в спроектированных задачах сообразно своим компетенциям и интенциям.

 

 

Теперь разберемся, какие виды практик работы с будущим соответствуют каждой ступени на всех трех уровнях - персонального становления (“я-я”), коммуникативного или социального становления (“я-мы”) и деятельного становления (“я-мир”) и тем самым завершим описание многомерной структуры размещения практик в образовательном процессе[11]. Необходимо отметить, что, поскольку общим принципом практик работы с будущим и общим необходимым эффектом является создание коллективного смыслового и феноменологического контура, в котором впоследствии проектируются и разворачиваются групповые и индивидуальные стратегии, все типы практик частично пересекаются на разных уровнях становления - или, можно сказать, каждая практика работы с будущим является многоцелевой и многоуровневой.

 

Уровень “Я - я” (практики работы с будущим для персонального самопроектирования)

Класс практик, направленных на развитие качеств “Персональная устойчивость”, “агентность”

Типы практик

  1. “Мой образ жизни через 10 лет”. Практики этого проводятся либо в виде индивидуальной самостоятельной работы (продукт - эссе по плану вопросов), либо в виде персональной сессии с тьютором/навигатором (продукт - ментальная или кластерная карта, собирается на стикерах), либо в групповом процессе в тех же видах, когда участники выполняют персональное задание одновременно, и фокусируются на визуализации или картировании персонального пространства и пространства взаимодействия, в котором участник хочет оказаться. При создании продукта практики участнику рекомендуется сконцентрироваться на создании детального образа, с описанием элементов интерьеров, одежды, продуктов питания, наблюдаемых пейзажей, фактических действий и т.п.
  2. “Аватар”. Практики этого типа проводятся после коллективного этапа проектирования желаемого будущего и на основе результатов этого этапа. В ходе практик применяются технологии творческого осмысления будущей версии себя - как текстовые (эссе, нарратив), так и визуальные (скетч/комикс, коллаж, анимация). Практика обязательно включает размещение воплощенной будущей версии себя на карте желаемого будущего, тем самым давая участнику практики ориентиры в части той деятельности, в которой он может оптимально реализовать себя и одновременно прототипировать желаемое будущее самой своей жизнью, выступать его действительным соавтором и строителем.
  3. “Ценностный разрыв”. Практики такого типа реализуются в виде эссе, диспутов и ситуационных психологических игр и направлены на осознание участником того, как его собственные действия в различных ситуациях соотносятся с ценностями, которые он считает ключевыми для личного и общего процветания и желает видеть реализованными в жизни общества. Результатом применения практик является рост внимательности и взвешенности по отношению к собственным реакциям на различные ситуации и последствиям этих реакций. Практики, так же, как и все прочие, являются развитием базовой практики проектирования желаемого будущего и базируются на результатах проектирования, однако фокусируются на ценностях и этике для желаемого будущего.
  4. “Письмо в будущее”.

 

Класс практик, направленных на развитие качеств “преадаптивность”, “гибкость”

Типы практик:

  1. “Невозможные будущие”. Тип практик включает сценарирование крайних вариантов развития человечества (утопические, антиутопические, сюрреалистические) через различные форматы деятельности (коллективное мечтание, мозговой штурм, ситуационно-ролевая словесная игра и т.п.), нахождение главного вызова для созданной или заданной системы и поиск решения, являющегося оптимальным (неразрушающим) ответом на вызов. Персональный аспект такого типа практик заключается в выборе каждым участником рабочей группы собственной роли и зоны ответственности в общем процессе и проживании “судьбы героя” с последующей рефлексией и выделением зон важного и задач на развитие.
  2. “Личный вызов”. Этот тип практик является часть коллективного процесса обозначения актуальных вызовов, возникающих в спроектированном группой образе желаемого будущего, и направлен на выделение вызовов (полей проблем), которые критически важны для конкретного участника. Практики носят жизнеориентационный и профориентационный характер и позволяют участнику отрефлексировать, какие виды деятельности могут давать адекватный ответ на важные для него вызовы, и какие компетенции необходимы, чтобы быть готовым дать такой ответ.
  3. “Экспедиция”. Этот тип практик реализуется в форме фэнтези/сайфай - игр в параллельных командах (командный мультиплэй) или в параллельном режиме персонально (личный мультиплэй), где действия каждого обусловлены выбором другого участника/другой команды. Подобные практики направлены на формирование навыка проектирования возможных последствий собственного влияния на ситуации и других людей и взятия личной ответственности за эти последствия.

 

Класс практик, направленных на формирование образовательного маршрута (в том числе, профнавигацию)

Типы практик:

  1. “Аватар”, заключительный этап. В типе практик, направленных на проектирование будущей версии себя, заключительный этап - это выход в постановку задач на развитие в связи с разработанным образом, с обобщенным вопросом “Что мне нужно знать и уметь, чтобы вести такой образ жизни и деятельности”. Важным элементом в практиках является фокусировка на образе жизни в целом и в частности - на практиках поддержания желаемого образа жизни, где профессиональной деятельности отводится место одного из аспектов, и фиксируется согласованность профессиональной деятельности и других аспектов жизни. Такой подход в корне отличается от классической профориентации, которая либо не обращает внимание на факт синхронизации всего жизненного образа, либо ставит все аспекты жизни человека в зависимость от планируемой работы, тем самым сводя его к набору функций.
  2. “Личный вызов”, заключительный этап. На заключительном этапе практик типа “Личный вызов” каждый участник создает собственную карту продуктивной учебной деятельности, опираясь на базовую логику размышления “если мне критически важно реализовать себя, отвечая на такие вызовы внешнего мира, то что мне нужно знать и уметь, чтобы этого добиться, и как я могу освоить эти знания и умения в предлагаемых мне образовательных практиках”. Обнаруженные лакуны в образовательных практиках, необходимых участнику (есть запрос на компетенцию, но в комплексе образовательных форм данной институции нет практик, позволяющих ею овладеть) создают осознанный запрос на направления и формы дополнительного образования.
  3. “Профессии будущего”. Строго говоря, практики, основанные на разработке и апробации карты профессий будущего, являются коллективными, реализуются в форматах мозгового штурма, интервью группы модератором или ситуационной игры и поэтому также относятся к практикам, развивающим инновационное мышление и предпринимательскую позицию. Однако в этих практиках присутствует обязательный этап присвоения участниками одной (или нескольких на выбор, если создается серия форматов) из разработанных профессий, после чего ставится вопрос о том, какие компетенции необходимы для реализации себя в такой профессии (таких профессиях). В результате у каждого участника появляется целевая карта компетенций (чем необходимо владеть для того, чтобы быть…), на базе которой создается образовательный маршрут.

 

Хотелось бы отметить, что наблюдение за применением практик работы с будущим для развития ясности представлений о себе в перспективе, возрастания персональной агентности и устойчивости, повышения работоспособности даже при выполнении задач, эффекты которых отдалены во времени и, вероятно, не предсказуемы на 100%, в целом совпадает с результатами исследований по теме связи перспективы будущего времени с мотивацией и целеустремленностью и подтверждают важность развития futures literacy не только как системной грамотности, но и как прикладной привычки[12].

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!