ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости. 10 страница



людям, [так относящимся] к войне, влюбленный по отношению к людям, [так

относящимся] к любви, и подобным же образом [относится он] и к другим:

каждый своим настоящим страданием бывает подготовлен к гневу против каждого

человека. [Сердится человек] и в том случае, когда его постигает что-нибудь

противное его ожиданиям, ибо то, что [постигает человека] совершенно

неожиданно, способно более огорчить его, точно так же, как человека радует

вещь, вполне неожиданно случившаяся, если случилось именно то, чего он

желал. Отсюда ясно, какие обстоятельства, какое время, расположение духа и

какой возраст располагают к гневу, где и когда; и чем больше люди зависят от

этих условий, тем легче поддаются гневу.

Итак, вот в каком состоянии люди легко поддаются гневу. Сердятся они на

тех, кто над ними насмехается, позорит их и шутит над ними, потому что такие

люди выказывают пренебрежение к ним. [Сердятся они] также на тех, кто

причиняет им вред поступками, носящими на себе признаки пренебрежения, а

таковыми необходимо будут поступки, которые не имеют характера возмездия и

не приносят пользы людям, их совершающим, потому что [такие поступки],

по-видимому, совершаются ради пренебрежения. [Сердимся мы] еще на людей,

дурно говорящих и презрительно относящихся к вещам, которым мы придаем

большое значение, как, например, [сердятся] люди, гордящиеся своими

занятиями философией, если кто-нибудь так относится к их философии, и люди,

гордящиеся наружностью, если кто [так относится] к их наружности, и подобным

же образом и в других случаях. И тут [мы сердимся] гораздо больше, если

подозреваем, что [того, что в нас подвергается осмеянию], в нас или совсем

нет, или что оно есть в незначительной степени, или же что [другим] кажется,

что этого в нас нет. Если же мы считаем себя в высокой степени обладающими

тем, из-за чего над нами смеются, тогда мы не обращаем внимания [на

насмешки]. И на друзей [в таких случаях мы сердимся] больше, чем на

недругов, потому что считаем более естественным видеть с их стороны добро,

чем зло. [Сердимся мы] также на тех, кто обыкновенно обнаруживает по

отношению к нам уважение или внимание, если эти люди начинают иначе

относиться к нам, ибо полагаем, что они нас презирают, - иначе они поступали

бы по-прежнему. [Мы сердимся] еще и на тех, кто не платит нам за добро и не

воздает нам равным за равное, а также на  тех, кто, будучи ниже нас,

действует нам наперекор, ибо все такие люди, по-видимому, презирают нас,

одни - [потому что смотрят на нас], как на людей, ниже их стоящих, другие -

[так как считают, что благодеяние оказано им людьми], ниже их стоящими. И

еще больше [мы сердимся], когда нам выказывают пренебрежение люди,

совершенно ничтожные, потому что гнев вызывается пренебрежением со стороны

лиц, которыми не следовало бы нами пренебрегать, а людям, ниже нас стоящим,

именно не следует относиться к нам с пренебрежением. [Сердимся мы] и на

друзей, если они не говорят хорошо о нас или не поступают по-дружески по

отношению к нам, и еще более [мы сердимся], если они держатся

противоположного образа действий и если они не замечают, что мы в них

нуждаемся, как например, Плексипп в трагедии Антифонта, сердился на

Мелеагра, потому что не замечать этого есть признак пренебрежения, и [нужды

тех], о ком мы заботимся, не ускользают от нашего внимания. [Сердимся мы]

еще на тех, кто радуется нашим несчастьям или кто вообще чувствует себя

хорошо при наших бедствиях, потому что такое отношение свойственно врагу или

человеку, относящемуся к нам с пренебрежением. [Гнев наш обращается] и

против тех лиц, которые, огорчая нас, нисколько об этом не заботятся;

поэтому мы сердимся на тех, кто приносит нам дурные вести, - а также на тех,

кто спокойно слышит о наших несчастьях или созерцает их, потому что такие

люди тождественны с людьми, презирающими нас или враждебны нам, так как

друзья соболезнуют нам и все чувствуют печаль, взирая на свои собственные

бедствия. Еще [мы сердимся] на тех, кто выказывает нам пренебрежение в

присутствии пяти родов лиц: тех, с кем мы соперничаем, кому мы удивляемся,

для кого желаем быть предметом удивления, кого совестимся и кто нас

совестится; если кто-нибудь обнаружит к нам пренебрежение в присутствии

таких лиц, мы сильнее сердимся. Еще [мы сердимся] на тех, кто обнаруживает

пренебрежение к лицам, которых нам стыдно не защитить, например, к нашим

родителям, детям, женам, подчиненным. [Сердимся мы] и на тех, кто не

благодарит нас, потому что в [этом случае] пренебрежение противно приличию,

а также на тех, кто иронизирует, когда мы говорим серьезно, так как ирония

заключает в себе нечто презрительное, и на тех, кто, благотворя другим, не

благотворит нам, потому что не удостаивать человека тем, чем удостаиваешь

других, значит презирать его. И забвение может вызывать гнев, например,

забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забвение

кажется признаком пренебрежения: забвение является следствием некоторого

рода нерадения, а нерадение есть некоторого рода пренебрежение.

Итак, мы сказали о том, на кого люди сердятся, в каком состоянии и по

каким причинам. Очевидно, что обязанность [оратора] - привести слушателей в

такое состояние, находясь в котором люди сердятся, и [убедить их], что

противники причастны тому, на что [слушатели] должны сердиться, и что [эти

противники] таковы, каковы бывают люди, на которых сердятся.

 

ГЛАВА III

 

Определение понятия "быть милостивым". - К кому и почему люди бывают

милостивы? - В каком настроении люди бывают милостивы? - Как должен

пользоваться оратор этой страстью для своей цели?

Так как понятие "сердиться" противоположно понятию "быть милостивым" и

гнев противоположен милости, то следует рассмотреть, находясь в каком

состоянии, люди бывают милостивы, по отношению к кому они бывают милостивы и

вследствие чего они делаются милостивыми. Определим понятие

"смилостивиться", как прекращение и успокоение гнева. Если же люди гневаются

на тех, кто ими пренебрегает, а пренебрежение есть нечто произвольное, то

очевидно, что они бывают милостивы по отношению к тем, кто не делает ничего

подобного, или делает это непроизвольно, или кажется таковым, и к тем, кто

желал сделать противоположное тому, что сделал, и ко всем тем, кто к нам

относится так же, как к самому себе, ибо ни о ком не думают, что он

относится с пренебрежением к самому себе, - и к тем, кто сознается и

раскаивается [в своей вине]: в этом случае люди перестают сердиться, как бы

получив вознаграждение в виде сожаления о сделанном. Доказательство этому

[можно найти] при наказании рабов: мы больше наказываем тех, кто нам

возражает и отрицает свою вину, а на тех, кто признает себя достойным

наказания, мы перестаем сердиться. Причина этому та, что отрицание

очевидного есть бесстыдство, а бесстыдство есть пренебрежение и презрение,

потому что мы не стыдимся тех, кого сильно презираем. [Мы бываем милостивы]

еще к тем, кто принижает себя по отношению к нам и не противоречит нам, ибо

полагаем, что такие люди признают себя более слабыми, [чем мы], а люди более

слабые испытывают страх, испытывая же страх, никто не склонен к

пренебрежению. А что гнев исчезает по отношению к лицам, принижающим себя,

это видно и на собаках, которые не кусают людей, когда они садятся.

[Милостивы мы] и по отношению к тем, кто серьезно относится к нам, когда мы

серьезны: нам кажется, что такие люди заботятся о нас, а не относятся к нам

с презрением, - и к тем, кто оказал нам услуги большей важности [чем их вина

перед нами], и к тем, кто упрашивает и умоляет нас, потому что такие люди

ниже нас. [Милостивы мы] и к тем, кто не относится высокомерно, насмешливо и

пренебрежительно или ни к кому, или ни к кому из хороших людей, или ни к

кому из таких, каковы мы сами. Вообще понятие того, что способствует

милостивому настроению следует выводить из понятия противоположного. Не

сердимся мы и на тех, кого боимся или стыдимся, пока мы испытываем эти

чувства, потому что невозможно в одно и тоже время бояться и сердиться. И на

тех, кто сделал что-нибудь под влиянием гнева, мы или совсем не сердимся,

или менее сердимся, потому что они, как представляется, поступили так не

вследствие пренебрежения, ибо никто не чувствует пренебрежения в то время

как сердится -пренебрежение не заключает в себе огорчения, а гнев соединен с

ним [Милостиво мы относимся] еще к тем, кто нас уважает.

Очевидно, что те, состояние которых противоположно гневу, милостивы, а

такое [состояние сопровождает] шутку, смех, праздник, счастье, успех,

насыщение, вообще беспечальное состояние, невысокомерное удовольствие и

скромную надежду. [Милостивое настроение является] и в тех случаях, когда

гнев затягивается и не имеет свежести, потому что время утоляет гнев. Точно

так же наказание, наложенное раньше на какое-нибудь лицо, смягчает даже

более сильный гнев, направленный против какого-нибудь другого лица.

Поэтому-то, когда народ гневался на Филократа, последний на вопрос какого-то

человека: "Почему ты не оправдываешься?" - благоразумно отвечал: "Еще не

время". - "А когда же будет время?" - "Когда увижу, что кто-нибудь другой

оклеветан". -Потому что люди смягчаются, когда сорвут свой гнев на

ком-нибудь другом, как это было с Эргофилом: хотя на него сердились больше,

чем на Каллисфена, однако оправдали его именно потому, что накануне осудили

на смерть Каллисфена. [Милостивы мы] и к тем, к кому чувствуем сострадание,

а также к тем, кто перенес большее бедствие, чем какое мы могли бы причинить

им под влиянием гнева; в этом случае мы как бы думаем, что получили

удовлетворение. [Мы бываем милостивы] и тогда, когда, по нашему мнению, мы

сами неправы и терпим по справедливости, потому что гнев не бывает направлен

против справедливого, в данном же случае, по нашему мнению, мы страдаем не

противно справедливости, а гнев, как мы сказали, возбуждается именно этим

[то есть противным справедливости]. В виду этого прежде [чем наказывать

делом], следует наказывать словом; в таком случае даже и рабы, подвергаемые

наказанию, менее негодуют. [Гнев наш смягчается] еще и в том случае, когда

мы думаем, что [наказываемый] не догадается, что он [терпит] именно от нас и

именно за то, что мы от него претерпели, потому что гнев бывает направлен

против какого-нибудь определенного лица, как это очевидно из определения

гнева. Поэтому справедливо говорит поэт:

Назови Одиссея, городов сокрушителя...

как будто бы он не счел себя отмщенным, если бы [его противник] не

почувствовал, кем и за что [он наказан]. Таким образом, мы не сердимся и на

всех тех, кто не может этого чувствовать, и на мертвых, ввиду того, что они

испытали самое ужасное бедствие и не почувствуют боли и не ощутят нашего

гнева, чего именно и хотят гневающиеся. Поэтому хорошо [сказал] поэт о

Гекторе, желая утишить гнев Ахилла за умершего друга:

Землю, землю немую неистовый муж оскорбляет!

Очевидно, что ораторы, желающие смягчить [своих слушателей], должны в

своей речи исходить из этих общих положений; таким путем они могут

[слушателей] привести в нужное настроение, а тех, на кого [слушатели]

гневаются, выставить или страшными, или достойными уважения, или оказавшими

услугу ранее, или поступившими против воли, или весьма сожалеющими о своем

поступке.

 

ГЛАВА IV

 

Определение понятия "любить" и понятия "друг". - Кого и почему люди

любят? - Виды дружбы и отношение дружбы к услуге. - Понятия вражды и

ненависти, отношение их к гневу. - Как может пользоваться этими понятиями

оратор для своей цели?

Кого люди любят и кого ненавидят и почему, об этом мы скажем, определив

понятия "дружбы" и "любви". Пусть любить значит желать кому-нибудь того, что

считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради

самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага. Друг - тот,

кто любит и взаимно любим. Люди, которым кажется, что они так относятся друг

к другу, считают себя друзьями. Раз эти положения установлены, другом

необходимо будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и горюет о

наших горестях, не ради чего-нибудь другого, а ради нас самих. Все радуются,

когда сбывается то, чего они желают, и горюют, когда дело бывает наоборот,

так что горести и радости служат признаком желания. [Друзья] и те, у кого

одни и те же блага и несчастья, и те, кто друзья одним и тем же лицам и

враги одним и тем же лицам, потому что такие люди необходимо имеют

одинаковые желания. Итак, желающий другому того, чего он желает самому себе,

кажется другом этого другого человека.

Мы любим и тех, кто оказал благодеяние или нам самим или тем, в ком мы

принимаем участие - если [оказал] большое благодеяние, или [сделал это]

охотно, или [поступил так] при таких-то обстоятельствах и ради нас самих;

[любим] и тех, в ком подозреваем желание оказать благодеяние. [Любим мы]

также друзей наших друзей и тех, кто любит людей, любимых нами, и тех. кто

любим людьми, которых мы любим [Любим мы] также людей, враждебно относящихся

к тем, кому мы враги, и ненавидящих тех, кого мы ненавидим, и ненавидимых

теми, кому ненавистны мы сами. Для всех таких людей, благом представляется

то же, что для нас, так что они желают того, что есть благо для нас, а это,

как мы сказали, свойство друга.

[Любим мы] также людей, готовых оказать помощь в отношении денег, или в

отношении безопасности; поэтому-то таким уважением пользуются люди щедрые,

мужественные и справедливые, а такими считаются люди, не живущие в

зависимости от других, каковы люди, существующие трудами рук своих, и из них

в особенности люди, добывающие себе пропитание обработкой земли и другими

ремеслами. [Мы любим] также людей скромных, за то что они не несправедливы,

и людей спокойных по той же причине.

[Любим мы] и тех, кому желаем быть друзьями, если и они, как нам

кажется, желают этого; таковы люди, отличающиеся добродетелью и пользующиеся

хорошей славой или среди всех людей, или среди лучших, или среди тех, кому

мы удивляемся, или среди тех, кто нам удивляется.

[Любим] мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а таковы люди

обходительные, несклонные изобличать ошибки [других], не любящие спорить и

ссориться, потому что все люди такого сорта любят сражаться, а раз люди

сражаются, представляется, что у них противоположные желания.

[Любим мы] и тех, кто умеет пошутить и перенести шутку, потому что

умеющие перенести шутку и прилично пошутить, и те, и другие доставляют

одинаковое удовольствие своему ближнему. [Мы любим] также людей, хвалящих те

хорошие качества, которые в нас есть, особенно, если мы боимся оказаться

лишенными этих качеств. [Пользуются любовью] еще люди чистоплотные в своей

внешности, одежде и во всей своей жизни, а также люди, не имеющие привычки

попрекать нас нашими ошибками и оказанными благодеяниями, потому что те и

другие имеют вид обличителей. [Любим мы] также людей, незлопамятных, не

помнящих обид и легко идущих на примирение, ибо думаем, что они по отношению

к нам будут такими же, какими по отношению к другим - а также людей не

злоречивых и обращающих внимание не на дурные, а на хорошие качества людей,

нам близких и нас самих, потому что так поступает человек хороший. [Любим

мы] также тех, кто нам не противоречит, когда мы сердимся или когда заняты,

потому что такие люди склонны к столкновениям. [Любим мы] и тех, кто

оказывает нам какое-нибудь внимание, например, удивляется нам, или считает

нас людьми серьезными, или радуется за нас, особенно если они поступают так

в тех случаях, где мы особенно желаем возбудить удивление, или показаться

серьезными или приятными.

[Любим мы] также подобных нам и тех, кто занимается тем же, [чем мы],

если только эти люди не досаждают нам и не добывают себе пропитание тем же,

[чем мы], потому что в последнем случае "и горшечник негодует на

горшечника". [Любим мы] и тех, кто желает того же, чего желаем мы, если есть

возможность обоим достигнуть желаемого, если же [этой возможности] нет, и

здесь будет то же. [Любим мы] также людей, к которым относимся так, что не

стыдимся их в вещах, от которых может зависеть репутация в свете, если такое

отношение не обусловлено презрением, и тех, кого мы стыдимся в вещах

действительно постыдных. Мы любим или желаем быть друзьями тех, с кем

соперничаем и для кого желаем быть объектом соревнования,а не зависти.

[Любим мы] и тех, кому помогаем в чем-нибудь хорошем, если от этого не

должно произойти большее зло для нас самих. [Мы любим] и тех, кто с

одинаковой любовью относится к нам в глаза и за глаза, поэтому-то все любят

тех, кто так относится к мертвым. Вообще [мы любим] тех людей, которые

сильно привязаны к своим друзьям и не покидают их, потому что из хороших

людей наибольшей любовью пользуются именно те, которые хороши в любви.

[Любим мы] и тех, кто не притворяется перед нами, - таковы, например,

те люди, которые говорят о своих недостатках, ибо, как мы сказали,  перед

друзьями мы не стыдимся того, от чего может зависеть репутация; итак, если

человек, испытывающий [в подобных случаях] стыд, не любит, то человек, не

испытывающий стыда, похож на любящего. [Мы любим] еще людей, которые не

внушают нам страха и на которых полагаемся, потому что никто не любит того,

кого боится. Виды любви - товарищество, свойство, родство и т. п. Порождает

дружбу услуга, когда окажешь ее, не ожидая просьбы, и когда, оказав ее, не

выставляешь ее на вид, ибо в таком случае кажется, что [услуга оказана] ради

самого человека, а не ради чего-нибудь другого.

Что касается вражды и ненависти, то очевидно, что их нужно

рассматривать с помощью понятий противоположных. Вражду порождает гнев,

оскорбление, клевета. Гнев проистекает из вещей, имеющих непосредственное

отношение к нам самим, а вражда может возникнуть и без этого, потому что раз

мы считаем человека таким-то, мы ненавидим его. Гнев всегда бывает направлен

против отдельных объектов, например, против  Каллия или Сократа, а ненависть

[может быть направлена] и против целого рода объектов, например, всякий


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!