Роль религии в современном мире.

Культура и этнос.

Понятие «этнос» является настолько же сложным и многоплановым, как и понятие  «культура»; в  современной науке нет единства в их понимании . В представлении разных научных традиций и школ различаются  взгляды  на сущность и соотношение этих понятий. Этнос и этническая культура –  динамичный   организм, обладающий целым набором признаков,- в  условиях современного взаимосвязанного мира представляет собой очень важный и  сложный объект для изучения. Непросто провести четкие границы между разными культурами и этносами, однако это говорит скорее о том, что в результате межэтнического взаимодействия происходит усложнение этнокультурной реальности,  в результате чего формируется новая, контактная этническая культура.

Непосредственно само понятие  «этнос» в отечественной литературе появилось в начале ХХ в. Его ввел в употребление в 20-е гг. под влиянием идей западной антропологии русский этнограф С.М. Широкогоров. Термины «народ», «этнос», «этническая общность» зачастую используют как синонимы. Это допустимо, однако не совсем точно.

Какова была первая, специфически человеческая форма общности?                         Первой  формой общности людей , пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями. Существование рода    обуславливало воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда – низкой..                                                                                                                Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.объединение  нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению  единой  многофункциональной  родовой  общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием  обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной  ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению  этнической социальной общности — племени, от непосредственно хозяйственных функций.                                           Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали  место  территориальным и  появлялась новая социальная общность — народность. Народностьболее высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность Народность складывалась исторически достаточно долго. Как правило, у народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство, по крайней мере, на первом этапе. Становление  государств  также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция — Бельгия, Швеция — Норвегия, Русь — Белая Русь — Малая Русь. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные  элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации.. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие — путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской). Т.о. нация - более сложное образование, нации формируются в период нового, даже новейшего времени.                                                                                                        В настоящее время понятия «этнос» и «нация» иногда трактуются как однопорядковые категории, что вызывает путаницу. Иногда нация расценивается как высшая стадия развития этноса. Научные и политические представления последних лет чаще трактуют эти категории как разнопорядковые: понятие нации тяготеет к гражданскому, а не этническому содержанию, и основной характеристикой современной нации зачастую являются полиэтничность и многокультурность. Существует 2 основных подхода к пониманию нации:                                                                     1) политическая общность  граждан определенного государства,                                   2) этническая общность (форма сосуществования одного или нескольких совместно проживающих этносов с единым языком в самосознании).                                                                                                               

Этнически  однородные нации (исландцы) существуют редко, обычно нация строится на базе большого количества этносов, которые вместе свела судьба (швейцарцы, французы, американцы, не имеющие ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны (индейцы, американцы, креолы, белые, африканцы). В целом нация (от лат. natio ) – социально-экономическая, политическая, культурная и духовная общность индустриальной эпохи.

Понятие национальность более узкое, чем «нация». В России нация воспринимается как этническая общность, в других странах – нация определяется по принципу гражданства.

 Этносы изучает этнология, нацииполитология и социология. Есть нации, которые делят между собой 1 язык, китайцы говорят на двух (пекинский и кантонский), есть примеры, когда основная часть этноса не знает языка (в Пакистане на урду говорит 7% населения).                                  Формирование наций - объективный исторический процесс. При абсолютной монархии национальный проект должен был обеспечить лояльность подданных. К первым политическим нациям Андерсон относит латиноамериканцев (боролись против испанской короны), затем – США и Франция. Появление понятия «нация» в его современном значении связано с Великой Французской революцией. В политическом плане нации складываются в соответствии с процессом формирования современного типа европейского государства. В  культурном – с формированием внесословного светского культурного ядра, основу которого составляют национальная история и национальная литература.

Можно выделить два типа формирования национальных общностей – в нациях первого типа ведущим является процесс формирования государственных границ, внутри которых элитарным слоем создаются указанные компоненты национального культурного ядра. В этом процессе можно выделить:                                                                                                     1) «королевскую» фазу (единство задается подданством и общей религией с региональным оттенком),                                                                                                     2) «державную» (центр смещается от личности короля к державе, а культурное единство задается светской высокой культурой. В нациях этого типа ведущим является процесс формирования «культурного ядра» , вокруг которого начинается процесс политического объединения (Германия, Италия) или выделения ( Австро-Венгрия)?                                                                                    3) «национальную» (после буржуазной революции место короля занимает «народ», а культурное ядро через школьное образование распространяется на широкие массы.                                            

Существует несколько  подходов к трактовке понятия «этнос». Главные из них – примордиалистский (объективистский), постмодернистский (конструктивистский),  деятельностный.  В отечественной науке преобладает объективистский подход, который трактует этнос как историческую,  культурную  и  географическую  реальность. В его рамках сложилось несколько направлений, которые можно свести к двум основным, представленным последователями школ Ю.В. Бромлея и Л.Н. Гумилева. Согласно концепции Ю.В. Бромлея , этнос понятие социальное .Этносы проходят длительный этап формирования, а этнические связи зависят от исторических изменений. Этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание и самоназвание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях – территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Единство этноса обеспечивается синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени) информационными связями.                                                         Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке работами Л.Н. Гумилева, который считал этнос «биосоциальным организмом», существование которого включает закономерные фазы. Значительное внимание в концепции Л.Н. Гумилева уделено исследованию проблем этногенеза, детерминированного в основном географическими и геокосмическими факторами, что связало воедино два ряда далеких друга подхода – природный и цивилизационный. Гумилев отказался от понятий племя, народность, нация. Чувство взаимной симпатии – комплиментарности, которая объединяет людей, – также обусловлено процессом энергетического обмена. Этнос – система колебаний определенного  поля, создаваемого  биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Л.Н.Гумилева критиковали за гиперболизацию природного фактора в этнической истории, отождествление этносов и биологических популяций, соответственно — приуменьшение  роли социальных культурных, религиозных и других небиологических факторов

Уже в 70-е гг. стала очевидной несостоятельность теории «плавильного котла», созданной на базе утверждения, что этничность будет преодоленав процессе  созданиянациональных  государств. В то же время  появились сомнения  в  правильности примордиальной  трактовки этничности рассматривающей этнические и   расовые   группы  как  изначальное, обязательное  и  всеобщее  объединение  людей.. В  противовес объективистским  получили  распространение постмодернистские конструктивистские концепции под влиянием идей  норвежского ученого Фредерика. Барта. Согласно  конструктивистскому подходу к понятию этничности, этническое чувство – интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Так, известный российский ученый В. А. Тишков  утверждает, что «этнос» как объективная реальность просто не существует, он критикует в своей монографии «гомогенные социальные единицы в виде наций, «культур», «этносов». Несмотря на определенное влияние постмодернистских концепций, в отечественной науке доминирует взгляд, согласно которому человечество состоит из реально существующих этнокультурных общностей. С точки зрения деятельностного  подхода этнос – это интегративный, целостный субъект социальной деятельности.                                                                               Нужно отметить, что этносы – самодостаточные коллективы, они существуют в истории независимо от ее стадиальных характеристик. Этносы обладают набором этнических признаков, каждый из которых в отдельности не является ни необходимым, ни достаточным этнообразующим либо этнодифференцирующим  фактором. Только совокупность  нескольких  из них, в каждом конкретном случае разных, может служить для идентификации этносов и отделения их от других группировок. В результате этносы – это коллективы с размытыми границами. Этничность отдельных людей и даже групп иногда однозначно определить достаточно сложно. К признакам чаще всего относят:                                                                      1.Целостность территории. Далеко не всегда этот признак является этнодифференцирующим. Более того, современная ситуация все чаще подтверждает обратное. Пожалуй, этот признак можно считать этнообразующим. Единство территории на начальных стадиях этногенеза было необходимым условием формирования этносов.                                                                                                      2. Наличие социально-экономических связей между отдельными частями этноса. В современном мире и этот признак не всегда выполняется. Можно привести многочисленные примеры,  когда связи не осуществляются. 3. Специфические черты традиционной материальной и духовной культуры. Однако  в условиях глобализации, особенно в урбанизированных и поликультурных регионах, многие черты размыты или заимствованы.                4. Общность языка. Среди всех признаков этноса важнейшим является язык, который считают «душой» культуры, способной выразить своеобразие жизни народа. В языке накапливается и закрепляется опыт народов, язык выступает основой общения и взаимопонимания членов этнической группы, средством ее консолидации. Поэтому сохранение языка, поднятие его престижа – важнейшая задача всякого народа, стремящегося охранить свою самобытность. Однако признать тот или иной язык родным можно лишь при условии, что существуют «чужие» языки. Незнание языка другого народа не только препятствует пониманию его культуры, затрудняет общение, но и не позволяет в полной мере освоить собственную культуру, овладеть своим языком. И  наоборот, глубокое знание родного языка способствует успешному овладению чужим. Язык каждого народа содержит информацию о его связях с другими народами, о видах хозяйствования, войнах и союзах, о развитии наук и искусств и многом другом. Многообразие языков затрудняет процесс взаимодействия народов. Поэтому еще с древних времен существовали языки, служившие средством межэтнического общения. В государствах могли быть признаны не один, а два или более языков. При этом многие этносы и этнокультурные группы утратили свой язык. Особенно это характерно для проживающих  в окружении более крупного этноса. Есть этносы, части которых используют разные языки, встречаются примеры билингвизма и даже трехъязычия этнических групп.                                                                                                          5.Общность религиозных представлений также не следует считать этнодифференцирующим признаком. Известны этносы с разными религиозными представлениями их членов. Например, в Шри-Ланке не редкость межконфессиональные браки, при этом сохраняется свобода вероисповедания. Во многих этнических общностях присутствуют неверующие либо придерживающиеся атеистических взглядов этнофоры. (носители этничности).                                                                                                                       6. Расовые отличия. Одним из отличительных признаков этносов считается расовый. Он обусловлен географическими и климатическими условиями. Раса – особое сочетание наследуемых биологических черт (цвет кожи, разрез глаз, черты лица, телосложение). Абсолютизация влияния природных факторов на внешний облик людей послужила причиной появления расизма – теории, обуславливающей природную неполноценность представителей некоторых рас. Эти теории, возникшие в 18 столетии, оправдывали эксплуатацию, колонизацию. Противниками были Кант, Гердер, многие другие философы, которые утверждали, что, хотя физические и физиологические особенности народов зависят от природной среды их обитания, это не свидетельствует об умственном, моральном или культурном превосходстве одних народов над другими.                                                                                                               Усиление интеграционных процессов мире,  нарастающая интенсивность культурного обмена вызывают расовые изменения – мутации, которые приводят к образованию новых рас, имеющих неповторимый облик, физиологические и генетические особенности. По данным антропологии, в мире существует не 3,  а 15 основных расовых стволов, включая множество переходных и смешанных типов. Большое значение для процессов этногенеза и расогенеза имеют межэтнические браки. Хотя заключение браков между представителями одного народа – важнейший фактор сохранения культурной идентичности, даже сам строгие запреты на смешанные браки постоянно нарушаются. Немало примеров тому, что межэтнические браки способствовали примирению народов, прекращению войн, установлению взаимовыгодных отношений. В современном мире урбанизация и индустриализация сопровождаются усилением миграции населения в города, ослабляют традиционные родственные и соседские связи, характерные для аграрных обществ. Это ведет к росту межэтнических браков и способствует взаимопроникновению культур, их смешению. Большинство этносов действительно формировались в однородной расовой среде, однако как же быть, например, с кубинцами, представляющими собой «расовый котел»?  Следует согласиться с Питером . Хаггетом, который совершенно справедливо отмечал, что расовый состав не имеет никакого отношения к культуре                                                                                                                          Т.о. постоянное взаимодействие народов, интенсивные миграционные процессы, межэтнические браки не только не позволяют нам выделить «чистые» расы, но и ставят под сомнение расу как устойчивый признак этноса.                                                                                                                          7. Самоназвание этноса (этноним) как внешнее проявление его самосознания.                                                                                                               8. Этническое самосознание (осознание членами этноса своего единства) 9. Этническая идентичность (отождествление себя с определенным этносом).                                                                                                                    10. Национальный характер. Отметим,  что рассмотрение особенностей народов через призму их взаимоотношений с другими позволяют утверждать, что представления о психическом сладе того или иного народа обусловлены не мистической «народной душой», а историческими обстоятельствами, отражающими характер взаимоотношений между народами. Питирим Сорокин утверждал, что национальный характер – это нечто приобретенное, нечто полученное во время взаимодействия между людьми определенного общества на протяжении их жизни». Т.о. национальный характер – это совокупность специфических социальных норм, принципов поведения, типичных для представителей той или иной нации. Чем сложнее исторический путь народа, тем боле подвержен изменениям его характер, который невозможно выразить устойчивыми, раз и навсегда данными свойствами.

Источник этической связи людей – общность культурных характеристик и природных условий бытия. Примордиалисты  полагали, что фенотип (или генотип) является основой этноса, однако это опровергается эмпирически (абхазские негры).                                                                       Для этнических культур всего мира, несомненно, характерно сближение в результате процесса глобализации.. В процессе историко-географического развития этносов элементы культуры, которые обладают большой мобильностью (язык, религия, способы производства, одежда, питание, архитектурные и планировочные особенности и др.), смещались, что связано в первую очередь с процессом адаптации в пространстве. Более того, для любой культуры характерны процессы конвергенции и заимствований, что приводит к их нивелировке. В результате распространение отдельных этнокультурных элементов, а также география этнических культур в целом не совпадает с географией этносов, так же как, например, распространение отдельных расовых признаков не совпадает с географией рас. В результате миграций элементов культуры сформировавшееся культурное пространство характеризуется многомерностью, и одновременно располагается в разных коммуникативных полях. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры образуют этнокультурные комплексы разного иерархического уровня, представляющие  собой открытые системы и формирующие сложнейший географический рисунок. Мировая культура в настоящее время европоцентрична, урбанизирована, но все же обладает национальной спецификой.                                                                                                           

Важной является проблема иерархизации  этносов и этнических групп, В 19 столетии, когда происходило становление национальных государств, сложилось представление, что высшей исторической формой этнической общности людей является нация, в то врем как другие народы – народности – находятся на более низких этапах развития. Но попытки построить многонациональные государства, где государствообразующий народ занимал бы привилегированное положение, а остальные бы не имели соответствующих прав, приводили к конфликтам. Сегодня 9/10 народов земли (их более 2000) живут в многонациональных государствах. Поэтому ученые предпочитают использовать понятия «этнос», «этнонация», «народ» как синонимы, а их отличительным признаком считают культуру и язык. В настоящее время сама идея об иерархичности этносов ставится под сомнение, все чаще о народах говорят без их иерархизации  на нации, народности, национальные и этнические меньшинства. Стадиальная схема в рамках формационного подхода (племя, народность, нация) утратила свою актуальность. В  современной  литературе доминирует  равноценное  восприятие всех этносов независимо от их численности  и наличия  государственности.. Каждый  этнос обладает этнической  культурой, т. е. совокупностью созданных и накопленных им материальных и духовных  ценностей, а также устойчивыми стереотипами заученного людского поведения, с помощью которых основные понятия и представления могут быть переданы от одного поколения к другому или от одной  общности людей к другой. При этом передача осуществляется не биологическим путем. Дети, если их воспитывать в разных культурных общностях, приобретут  разные  культурные навыки                                                                                           Этническая идентичность не является врожденной, Каждый человек независимо от расовых признаков, места рождения его самого или его предков, вправе признать себя членом той или иной этнической группы. Каждый человек является носителем культуры своего народа, т.е. того народа с которым он ощущает свою общность.                                                                                                        

 Следует отличать национализм от патриотизма, в котором ярче эмоциональный аспект. Национализм больше связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему.

Роль религии в современном мире.

Любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, все равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается и еды, и семейных отношений, и представлений о добре и зле. Такая «автоматическая» зависимость от религиозной традиции во многом определяет наше мировоззрение. Мы поступаем, действуем в соответствии с идеалами, ценностями, выработанными в обществе. Нравственные нормы формируются на протяжении веков под влиянием многих факторов, значительным из которых является религия.

О значении веры для учёного говорил Эйнштейн, Чижевский, Циолковский и многие другие ученые. И даже знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчёркивал, что только религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу!

Рели́гия (лат.religare— «связывать, соединять»)— определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное , включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов , культовых действий, а также объединение людей в организации. Термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т.п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления—« вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).                                                 Религиозная  система  представления  мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, которую человек каким – то образом себе представляет, и на которую он ориентирует свою жизнь Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую  важность  для религии  представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность , цель и смысл  жизни и т.д. Основы  религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или  богами, либо написаны людьми, достигшими,  с точки зрения каждой конкретной религии, высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.                                                                                                                                         

 Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран, где  большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий.

Религии подразделяются на национальные и мировые. Под национальными религиями понимаются религии, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает снациональными или этническими связями. Под мировыми религиями  -  религии, не привязанные к конкретной этнической или политической группе и получившие распространение на разных континентах. На настоящий момент мировых религий всего три: буддизм, христианство и ислам.                                                                                                                                        Кроме того, религия представляет собой важный компонент  культурной жизни и элемент любой общественной системы. Как показывает практика, не существует обществ, в которых не было бы места религии, а попытки искусственного создания подобных безрелигиозных обществ лишь доказывают, что религия является ответом на глубинные потребности человеческого существования, и в силу этого она не может быть полностью вычеркнута из жизни. Даже в Советском Союзе, политика которого была направлена на полное искоренение религии как "пережитка устаревшего мышления", не удалось избавиться от веры, которая частично оказалась загнана в подполье, а частично — перенята коммунистической идеологией , в результате чего возникла своеобразная квазирелигия (вера в установление коммунизма как искажение христианского стремления к воссозданию Царства Божьего). Взаимоотношение культуры и религии являются крайне неоднозначными. В своем предельно широком значении культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, являющихся продуктом человеческой деятельности. С этой точки зрения, религия является частью общечеловеческой культуры, отличающейся по своим характеристикам и особенностям функционирования. С точки зрения религиозных философов (например, В. С. Соловьева и П. Тиллиха), напротив, религия представляет собой фундаментальное нравственное основание, которое лежит в основе любой культуры, и без религиозных ценностей культура существовать не может. В каком-то смысле эта позиция поддерживается современными историческими исследованиями, которые демонстрируют то значение, которое приобретала религия на ранних стадиях развития человеческой цивилизации. Вместе с тем ценность религии как элемента культуры не  оставалась неизменной. На протяжении последних столетий (начиная с эпохи Возрождения) в европейской культуре идет процесс секуляризации, заключающийся в постепенном уменьшении роли религии и ее замене другим видами культурной деятельности — наукой, искусством и т.д.                                   С социальной точки зрения, религию можно рассматривать посредством анализа выполняемых ею в обществе функций. Можно говорить о семи основных функциях религии.                                                                    1.Мировоззренческая функция раскрывается в способности религии отвечать на "вечные" вопросы, стоящие перед человечеством, давать необходимые ориентации в мире,  помогать в нахождении своего места в мире. 2.Компенсаторная  функция позволяет религии преодолевать ограниченность и несправедливость  социального существования человека за счет задействования социальных (распределение доходов) и психологических (утешение) механизмов компенсации.                                             3.Коммуникативная функция реализует потребность человека в коммуникации в двух основных направлениях: общение с богом или другими сверхъестественными существами, а также общение с другими людьми, разделяющими религиозные представления индивида ("братьями по вере").     4.Регулятивная функция состоит в возможности  посредством религиозных норм обеспечивать предсказуемость поведения индивидов, навязывать им определенные стандарты восприятия и поведения. Формируемая  в рамках любого религиозного  сообщества система разрешений и запретов обусловливает систему дифференцированного управления людьми, разделяющими  данные представления.                                                                 5.Интегрирующе-дезинтегрирующая функция  заключается в возможности религии как объединять, так и разъединять людей, причем критерием установления границ  между различными социальными группами является принадлежность к единому вероисповеданию.                              6.Культуртранслирующая функция предусматривает  существенную роль религии  в трансляции  культурного наследия. Наглядным примером является деятельность монастырей в средневековой Европе, когда монахи-переписчики смогли сохранить многие уникальные произведения античной древности. 7.Легитимирующая функция заключается в узаконении религией определенных политических норм и санкционировании политических институтов путем соотнесения их деятельности с религиозными принципами и максимами.                                                                                                         Выполнение совокупности этих функций позволяет успешно функционировать религиозным конфессиям и организациям на всем протяжении существования общества.

 Напишите эссе на одну из предложенных тем:

«Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности» ( Л.Фейербах)

«Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота»* (А.Шопенгауэр)

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!