With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 61 страница




Исследование сновидений 119

 

ное пробуждение жизни в игрушечных животных, тот самый процесс, приведший пациента почти неуловимо, шаг за ша­ гом, к исследованию важнейшей проблемы всей его жизни. Последняя часть сна указывает на следующую стадию - разрешение проблемы. В этой части змея играет централь­ ную роль.

 

Из всего сказанного выше следует, что выражающий всю двусмысленность природы образ змеи удивительно точно символизирует естественную противоречивость характера психических факторов. С одной стороны, змея - это "вели­ кий дракон, древний змий, называемый Диаволом и Сата­ ною, обольщающий всю вселенную"*, но с другой - это со­ зданное во имя спасения существо, божественный символ, приняв и подчинившись которому, можно освободить душу и дать ей спасение**.

 

Таким образом, змея выражает противоречивость зем­ ного существования, т.к. она постоянно возвращает к во­ просу о том, насколько сильно принятие земной жизни в "теперешнем" виде сможет опорочить "небесное сияние" "чистой и бессмертной души". Тем не менее, в психологи­ ческом смысле это означает, что все мы также земные, по­ рождение земли и только постигнув нашу привязанность к земле можно развиться и стать взрослым, полноценным, интегрированным человеком. Не реализовав эту непростую истину, инфантильный человек никогда не достигнет насто­ ящего удовлетворения и зрелых любовных взаимоотноше­ ний, ведь его мать - это чистая и "незапятнанная" женщи­ на, любая другая женщина выглядит уже "искусительни­ цей", из зловещих лап которой он должен вырваться, найдя убежище под сенью небесно-голубой мантии Богородицы. Вот почему "целование змеи" или "съедание змей" образу­ ют центральную точку, фокус культовых обрядов Эти дейст-

 

Откровения, ХИ:9.

 

Иоанн. 111:14: "И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно возне-сену быть Сыну Человеческому". Для известной гностической секты - офитов - змей был Иисусом (См. Leisegang, Gnosis, p. 112 " Таким об­ разом (в Библии) в изобилии встречаются данные, материал которых позволяет считать змею то Логосом и Спасителем, то Диаволом, то ви­ деть в ней Бога, окружающего мир (см. текст сновидения) то Святой Дух, который проникает в человека и делает его одухотворенным су­ ществом")


120                                                                                     Герхард Адлер

 

вия в ходе церемонии выражают победу над страхом*, по­ беду, которая одна только и может дать человеку господст­ во над этим миром и, вследствие этого, надежду на духов­ ный мир вне этого.

 

И только те, для кого змея - отрицательный символ, ос­ таются покоренными ею. Только когда реализован ее пол­ ожительный смысл, она может быть ассимилирована, тогда "теперешний" мир, мир страстей и инстинктов может быть полностью интегрирован. При достижении этого на посвяща­ емого сойдет "мудрость змея" и он уже окончательной вы­ йдет из утробы образа своей матери и приобретет черты зрелой, уверенной в себе, независимой личности. И как только завершится трудное испытание, именуемое поиском души, то останется позади уровень простых, личных пережи­ ваний, а сознание его проникнет в царство управляющих жизнью вечных надличностных законов.

В этой связи интересно заметить, что рост до гигантских размеров волчонка, его последующая трансформация в змею, происходит "вовне", "снаружи", указывая на то, что рамки сознания отдельной личности трансцендированы. Комната, в которой пациент обнаружил животных - часть его собственной психологии. Она представляет собой инстин­ ктивный уровень личного бессознательного, все еще принад­ лежащего к его собственному "местожительству". За его пределами его, то есть "вовне", - означает, что границы от­ дельной личности уже превзойдены. Ощущение змеи, как "врача", уже принадлежит к уровню коллективного бессозна­ тельного, "внешнему", то есть уровню психе, существующе­му за рамками чисто личностного восприятия. Из сновидения четко видно, что сновидящий еще не достиг высшей степени понимания и асссимилирования этого самого искания и об­ ширного опыта, а совсем наоборот - его инфантильные страхи еще достаточно сильны для того, чтобы придать тако­ му опыту негативное качество, надежно защищающее его от этого же опыта.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!