История создания драмы «Маскарад»



Класс

Музыка

Дата урока:08.02.2021

Тема урока: Выдающийся композитор и педагог 20 века Арам Хачатурян.

 

Арам Хачатурян

 

                                

Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века. Арам Хачатурян – это имя хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искромётный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ, восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» - это мизерный перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за её пределами.

Арам Хачатурян «Танец с саблями»

 

Арам Хачатурян. Имя этого выдающегося композитора хорошо знают во всех уголках земного шара, так как необычайно красивая музыка его произведений с первых звуков покоряет человеческие сердца. Творения маэстро, в которые он вложил всю силу своего таланта, отличаются блеском мастерства, глубиной содержания, подлинной народностью и величественным совершенством. Среди множества прекрасных сочинений у композитора есть одно удивительное произведение. Сам Арам Ильич к нему относился не очень дружелюбно, порой называя «непокорным и шумливым дитём», но, тем не менее, оно приобрело такую известность, что во всём мире стало визитной карточкой композитора. Конечно же речь идёт о «Танце с саблями», впоследствии завоевавшего такую мировую популярность, что изначально написанное для заключительного акта балета «Гаянэ», оно стало исполнятся как самостоятельное произведение.

История создания балета «Гаянэ»

Поскольку «Танец с саблями» является номером, входящим в известный балет Арама Хачатуряна «Гаянэ», то, несомненно, создание двух произведений между собой неразрывно связано. При этом следует заметить, что предтечей возникновения этих прекрасных творений явилось ещё одно сочинение композитора, которое сыграло в их появлении важную роль.

В конце тридцатых годов Арам Хачатурян, будучи автором многочисленных произведений, находился на пике творческой активности. Примерно за год до проведения в Москве дней армянской культуры в приватной беседе с влиятельным партийным деятелем Анастасом Ивановичем Микояном им была затронута тема о создании первого национального балета. Этот разговор не остался без внимания, и спустя время композитор получил заказ на создание музыки к хореографическому спектаклю по сюжету на армянскую тематику. Загоревшись поставленной перед ним задачей создания произведения, которое должно пленять национальным колоритом, он весной 1939 года срочно выезжает в Армению, где, погрузившись в мир народной музыки, на либретто Геворка Ованесяна сочиняет балет «Счастье». Полгода спустя спектакль, изначально поставленный в Ереване в театре оперы балета, в октябре был показан в Москве. Несмотря на то, что публика, пленённая музыкой Хачатуряна и хореографией балетмейстера Ильи Ягубяна, приняла балет очень хорошо, критики не преминули отметить недостатки спектакля, касавшиеся его драматургии.

Хачатурян, всегда относившийся к своей работе с большой ответственностью, был недоволен таким результатом, и когда в 1941 году руководство Кировского театра оперы и балета предложило композитору переработать балет с новым либретто, он с радостью согласился. Литературную основу к новому спектаклю, который теперь был назван по имени главной героини «Гаянэ», написал известный театральный критик Константин Державин.

Нагрянувшая война не остановила творческий коллектив и работа над новой версией балета, начавшаяся осенью в Ленинграде, продолжилась в Перми, куда в эвакуацию вместе с труппой театра имени Кирова был отправлен и Хачатурян. Партитура «Гаянэ» была закончена уже через полгода, но при этом важно отметить, что поскольку в новом спектакле были сохранены некоторые сюжетные линии из балета «Счастье», то композитор в своё новое произведение перенёс всё лучшее, что было в прежнем. Из этого следует, что основой балета «Гаянэ» стал преобразованный балет «Счастье».

Близилась назначенная на декабрь 1942 года премьера спектакля, и уже активно шли репетиции балета, однако эпизода, впоследствии получившего известность как «Танец с саблями»

 в партитуре ещё не было. Музыка этого шедевра появилась буквально накануне премьерного показа «Гаянэ», и случилось это так. Директор театра вызвал Арама Хачатуряна и попросил его сочинить музыку танца, который просто необходимо вставить в заключительное действие спектакля. Композитору эта идея не понравилась, и поначалу он сильно воспротивился. Однако немного успокоившись, Хачатурян всё же написал композицию, потратив на её сочинение всего одиннадцать часов.

Послушайте это замечательное произведение:

https://www.youtube.com/watch?v=VUQ2FqudhNQ

История создания драмы «Маскарад»

В 1941 году исполнялось ровно сто лет со дня безвременной кончины великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова.

 Московский театр им. Евгения Вахтангова к этой трагической годовщине решил возобновить постановку его бессмертной драмы «Маскарад». Занявший не так давно должность главного режиссёра, Рубен Николаевич Симонов захотел поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он хорошо был знаком с творчеством Хачатуряна, то сочинение музыки режиссёр поручил именно ему.

К работе над заказом вахтанговского театра Хачатурян приступил без промедления и трудился увлеченно, хотя небольшие сложности он всё же испытывал, а именно с сочинением вальса. Арам Ильич желал создать что-то новое, достойное. Нужная мелодия пришла на ум композитору неожиданно, во время сеанса, когда он позировал художнице, писавшей его портрет. Это тема в знаменитом вальсе стала второй.

В дальнейшем музыка сочинялась очень быстро и 21 июня 1941 года она прозвучала на премьере драмы «Маскарад». А затем началась страшная война, которая предрешила участь спектакля. Однако в 1943 году композитор наиболее интересные номера из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.

 

 

Вальс из сюиты «Маскарад»

https://www.youtube.com/watch?v=gbXw_CR4d1Q


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!