Задания по пройденному материалу.

Глинка. Характеристика творчества.

Творческий путь Глинки продолжался на протяжении тридцати лет (от середины 1820-х до середины 1850-х годов). Вопреки неблагоприятным жизненным обстоятельствам и всевозможным преградам процесс создания новых произведений был практически непрерывным – порой подспудным, скрытым от посторонних глаз в тайниках творческого сознания, порой поражающим своей продуктивностью (вторая половина 1830-х – начало 1850-х годов). Творческая мысль Глинки развивалась в двух взаимосвязанных направлениях: одно связано с кропотливейшей, серьёзной работой над новыми произведениями; другое посвящено углублённому изучению творчества своих предшественников и современников – от старых мастеров (Орландо Лассо и Палестрины) до Берлиоза. Особенно примечательны в этом отношении последние годы жизни композитора, когда интенсивность его творческого процесса несколько ослабевает и одновременно мысль всё более погружается в мир высоко оценимой классической музыки (Бах, Гендель и в особенности Глюк).

Историческое значение творчества Глинки. Значение Глинки как первого классика русской музыки невозможно переоценить. Созданные им традиции отечественной музыкальной культуры оказались такими прочными, перспективными и плодотворными, что едва ли не все отечественныекомпозиторы – от Даргомыжского до Чайковского и Стравинского – считали себя наследниками творца «Руслана», и каждый из них по-своему развивал эти бесценные традиции.

Творчество Глинки, широко раздвинувшее горизонты русской музыки, представляет собой огромный, целостный и стройный мир. Этот мир поистинебеспределен в отношении образного диапазона – от трагической героики «Ивана Сусанина» до «Испанских увертюр», от эпоса «Руслана» до психологической лирики романсов и Вальса-фантазии, от суровой баллады «Ночной смотр», овеянной романтикой наполеоновских войн, до великолепного комического портрета Фарлафа. Точно так же беспределенвременной и географический охват глинковского мира – это Восток, Испания, Польша и Италия, сказка и русская история, романтика рыцарских странствий и поэтические картины русской природы. Вместе с этими образамисвершилось и рождение нового музыкального языка, отмеченного той удивительной гармонией и пластикой, которая встречается крайне редко и словно отмечена неким божественным даром. И в том, что это всё это бесценное богатство возникло всего за три десятилетия, заключено нечто совершенно непостижимое, всё та же «тайна Глинки».

Глинка был действительно первым русским композитором, в творчестве которого преломилось такое множество разнообразных музыкальныхтрадиций – от Баха до Берлиоза – и который при этом всю жизнь говорил насвоём неповторимом языке. Единственным аналогом Глинке в ряду композиторов его века был Чайковский, который, не изменяя собственной интонации, с такой же свободой вступал в диалог с другими эпохами и стилями. Именно индивидуальность гения была тем крепким внутренним стержнем, который позволял таким композиторам, как Глинка, Чайковский. Стравинский, Шостакович, Прокофьев, а в западно-европейской музыке – Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, - вбирать и переплавлять в новом качестве огромные пласты музыкальной культуры.

Яркими впечатлениями детских лет Глинки были русские песни, которые он слышал как в подлиннике, так и в инструментальном варианте – в исполнении крепостного оркестра. На протяжении творческой жизни он охватил русскую песенную традицию в огромном временном диапазоне – от языческих времён до современной ему городской песенной культуры первой половины XIX века. Молодые годы композитора совпали с «пушкинской эпохой» в русском искусстве. Музыка Глинки, подобно творчеству Пушкина и его ближайшегоокружения (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Дельвиг и другие поэты «пушкинского круга»), стала неким «зеркалом» своего времени. Из неё мы узнаём, чем жили люди, какие события прошли через их судьбы, о чём они думали и мечтали, на каком музыкально-поэтическом языке разговаривали.

Целостное представление о творчестве Глинки немыслимо вне связей страдициями западноевропейской музыки. Это в первую очередь музыка XVIII – первой трети XIX века: бесконечно любимый им Гендель, Глюк, с творчеством которого он ближе познакомился в последние годы жизни. А также Бах, Моцарт и Бетховен.

Широте контактов композитора с русской, восточной и западноевропейской традицией во многом способствовали частые путешествия по России, Кавказуи Украине, а также поездки во многие европейские страны. И здесь следует выделить прежде всего Италию, Германию, Францию и Испанию – четыре страны, в которых он жил подолгу и откуда вынес особенно яркие музыкальные (и не только музыкальные) впечатления. Таким образом, в творчестве Глинки, подобно творчеству Пушкина, а позднее Чайковского, ярчайшим образом сказалась та «всемирная отзывчивость», которую Достоевский определил, как изначальное свойство русской души и русской культуры.

Воспринятые в детские годы и пополнявшиеся на протяжении всей жизни традиции («впечатления слуха») русской и западноевропейской музыки стали прочным основанием для тех бесчисленных открытий, которые встречаются даже в самых миниатюрных его сочинениях, не говоря уже о таких крупныхполотнах, как «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Этим новым, необыкновенным, изобретательным, быть может, даже изощрённым может быть гамма (целотонная «гамма Черномора»), отдельный аккорд (увеличенное трезвучие в теме Наины), фактурный рисунок (хроматический контрапункт в песне Вани), комбинация инструментов (divizi виолончелей и гобой в увертюре к «Ивану Сусанину»), ритмика (бесчисленные варианты мазурки в той же опере), форма («глинкинские вариации»), внутренне устройство оперного действия («польский акт»). «Высочайшая культура глинкинского слуха» чудесным образом открывала новое или превращала, казалось бы, давно известное и использованное многими композиторами в нечто совершенное небывалое.

Оперное творчество. Творческое наследие Глинки охватило практически все основные области музыкального искусства. В центре его находятся две оперы – «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», в которых заключены также и ростки русского классического балета («польский акт», танцы волшебных дев Наины, восточные танцы).

Глинка вошёл в историю русской музыки как величайший оперный композитор, автор двух капитальных произведений. Созданные в зрелый период творчества, они охватили и обобщили богатейший опыт предшественников и современников, прежде всего в западноевропейской музыке.

Влияние на стиль Глинки в стадии его формирования оказала французская опера конца XVIII – начала XIX века и, в частности, творчество Керубини. Речь идёт о рациональном, строго продуманном устройстве крупной оперной композиции, о богатстве оперных форм (в частности, развёрнутые сцены с участием хора), о трактовке увертюры и о некоторых чертах оркестрового письма. Связь с творчеством французского мастера особенно непосредственно сказалась в «Иване Сусанине», где присутствуют черты жанра «оперы спасения» с характерной для него возвышенной этической проблематикой. На протяжении всей жизни и в особенности в последние годы Глинка изучал оперы Глюка. Вслед за Глюком он стремился освободить музыкальный театр от пустой развлекательности. Для него, как и Глюка. Опера была самым благородным, серьёзным и возвышенным жанром. Глинка высоко ценил оратории Генделя («Самсон», «Мессия», «Иевфай»), связь с которыми явственно обозначилась в монументальных хоровых сценах – это интродукция и эпилог в «Иване Сусанине», интродукция и последний финал в «Руслане и Людмиле».

В итальянской опере Глинке был особенно дорог Беллини с его непосредственным, трогательным лиризмом и колоссальным мелодическим даром. В партиях Антониды, Собинина, Людмилы встречается немало так называемых «итальянизмов», рождающих ассоциации с певучими колоратурами великого мастера bel canto. Глинка не оставил без внимания и современную романтическую оперу. В частности, его интересовали «Вильгельм Телль» Россини и «Волшебный стрелок» Вебера. Именно веберовский тип увертюры, целиком и полностью построенной на темах оперы, Глинка развивает в увертюрах к «Ивану Сусанину» и «Руслану».

Таким образом, опера в творчестве Глинки предстала как явление большого синтеза, связанное с широким кругом традиций, жанров и форм, сложившихся в музыке XVIII – первой трети XIX веков. Помимо собственно оперныхтрадиций, это традиции таких жанров, как оратория (интродукция в обеих операх и эпилог в «Иване Сусанине»), балет («польский акт» в «Иване Сусанине», две танцевальные сюиты в «Руслане и Людмиле»), романс и песня (романс Антониды и Вани).

Величайшим открытием и завоеванием Глинки стало симфоническое качество драматургии «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», которое впоследствии получило развитие в русском оперном театре второй половины XIX века, в творчестве таких композиторов, как Чайковский и Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин.

Две оперы Глинки различны по своей жанровой природе. Если в «ИванеСусанине» соединились черты эпической и драматической оперы с ярковыраженным конфликтом, то «Руслан и Людмила» - собственно эпическаяопера. В её основе лежат иные принципы организации, связанные с отдалением во времени, обращением к миру легендарного прошлого, былинному, сказочному и фантастическому эпосу.

Симфоническое творчество. С оперным творчеством теснейшим образом связаны симфонические произведения – «Камаринская», Испанские увертюры, «Вальс-фантазия», открывшие пути для многих и разныхнаправлений врусской симфонической музыке. От «Камаринской» протягиваются нити к Увертюре на три русских темы Балакирева и финалу Второй симфонии Чайковского; от «Испанских увертюр» - к «Испанскому каприччио» Римского-Корсакова и «Итальянскому каприччио» Чайковского; от «Вальса-фантазии» - к балетным и симфоническим вальсам Чайковского, Глазунова и Прокофьева. С другой стороны, именно симфонические произведения иоркестровые фрагменты из опер (марш Черномора, краковяк и лезгинка) принесли Глинке европейскую известность, признание и славу.

Симфонические произведения Глинки по сей день остаются великолепной школой для всякого профессионального музыканта. Классическая ясность и отчётливость тематического материала и формы, чистота голосоведения, экономичность и строгая продуманность в отборе средств, размах и сила, замечательная способность из немногого извлечь и раскрыть многое, обилие интереснейших, порой изощрённых «подробностей» и деталей – вот наиболее существенные характеристики оркестрового стиля композитора.

Симфоническое творчество Глинки теснейшим образом связана с миром оперного театра – этим особым и глубоко родственным его музыкально-поэтическому мышлению миром конкретно-зримых образов. Так, уже при первом знакомстве с его симфоническим наследием бросается в глаза обилиеувертюр – концертно-программных и оперных. Именно одночастная форма увертюры с её концентрированностью и лаконизмом, рельефностью тематических характеристик, динамизмом развития и свободой композиционных решений в наибольшей степени отвечала пылкой фантазии автора гениальной увертюры к «Руслану». С другой стороны, сами названия оркестровых пьес – «Камаринская», «Арагонская хота», «Вальс-фантазия» - обозначают не менее важную связь его симфонического творчества со стихией танца.

Глинка с молодых лет знал немало симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена. Дважды он пытался освоить форму классического сонатно-симфонического цикла и дважды его работа завершалась в стадии набросков. Одно примечательное высказывание проливает свет на причину этих творческих неудач: «для моей необузданной фантазии надобен текст или положительные данные». Здесь присутствует ещё одно ключевое для симфонической музыкиГлинки слово – фантазия, которое можно отнести ко всем его оркестровымпьесам. Речь идёт об особой свободе движения и организации формы, импровизационном возникновении и развёртывании материала и, конечно же, о той атмосфере высокой лирической поэзии, без которой немыслимо представление о музыке Глинки.

Камерное-вокальное творчество. Лирическая природа глинкинского творчества, а вместе с тем его изумительный мелодический дар пышным цветом расцвели в романсах – подлинным шедеврах русской камерной лирики.

Многие существенные особенности романсов Глинки непосредственно связаны с тем, что они были созданы композитором и одновременно певцом. Главным выразительным средством в глинкинских романсах являетсяцелостная вокальная мелодия. Именно мелодия рождает соответствующее ей гармоническое и фактурное оформление. Роль фортепианной партии невозможно переоценить. Глинкинская фактура поёт и дышит вместе с голосом. вторит ему певучими интонациями; она пронизана скрытыми или явными мелодическими голосами.

Обозначенные стилистические особенности помогают яснее представить место романса в творчестве Глинки. Романс – это прежде всего иная, особая жанровая сфера, достаточно далеко отстоящая от опер и симфонических произведений композитора.  Лирика здесь является уже не одной из многих составляющих, как, например, в операх, но определяет основное качествомузыкально-поэтического целого. При этом речь идёт об особом роде возвышенной камерной лирики с её тонкими эмоциональными нюансами и столь же тонким, детализированным музыкальным штрихом.

Романсовое наследие Глинки охватывает широкий круг жанров. Однако для романсов Глинки более существенна не столько принадлежность к той или иной жанровой разновидности, сколько индивидуальный облик каждогоотдельно взятого произведения, и рельефность выявления в нём оригинального авторского стиля. В творчестве Глинки романс вышел далеко за пределы бытовой сферы и предстаёт как явление камерной вокальной лирики в единстве гениальной простоты и тончайших, изысканных нюансов.

Задания по пройденному материалу.

1. Выполнить конспект.

2. Ответить на контрольные вопросы.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!