Созданных на каркасной и бескаркасной основе 8 страница



Смета затрат на новую постановку. Составляется на основании монтировочной описи и в той же последовательности. Эта работа ведется параллельно с выполнением чертежей на декорации и мебель. Форма сме- ты может быть различной, каждый организатор действа вправе выбрать удобную ему форму, но принципиально она должна отражать расходы по внешней форме проекта: по декорациям, по мебели и бутафории, по кос- тюмам и т. д. Смета затрат позволяет рационально спланировать бюджет постановочного проекта.

Режиссеру необходимо знать способы составления и содержание технической документации, так как они помогают контролировать все работы по созданию декорационного оформления представления и избе- жать организационных накладок, а также иметь возможность воссоз- дать его по истечении времени.


Световая партитура художественного действа

Содержание понятий: световая napmиmypa, светомонтировочная репетиция, световые планировки, световой nepexoд, световая программа, монтажный лист, спецификация рабочего положения осветительных приборов.

Специфика графического и табличного представления партитуры. Функции технических документов, лежащих в основе световой nap-

Сущность компетенции режиссера в светотехническом обеспече- ния постановочного проекта в строгом соответствии с napmиmypoй.

Сценический свет — один из элементов, составляющих вырази- тельные средства сценографического решения представления наряду с цветом, линией, объемом, фактурой, конструкцией и др. Сценический свет в этой группе элементов является основным, потому что без него не может быть зрительно воспринят ни один из вышеназванных, включая действие актера.

От света зависит чрезвычайно многое в художественном действе. Можно великолепные декорации вконец испортить, загубить плохим, не- верным, не соответствующим им освещением, можно посредственные де- корации умелым освещением превратить в хорошие. Умело осветить оз- начает найти верную световую среду, точно определить ее основные ха- рактеристики. интенсивность, контрастность, цветность, динамику.

Световая napmumypa документ, содержащий запись светового оформления сценического действа и предназначенный для его точного воспроизведения. Световая партитура составляется в определенной после- довательности. В ней фиксируются:

— направление света осветительных приборов;


- цвета помещенных в них фильтров;

- номера групп включений;

- номера световых программ.

В световой партитуре отражаются все моменты сценического дейст- вия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, словом, все технические средства и приемы, которые и позволяют создать полноцен- ную часть зрелища – художественный свет.

Световая партитура дополняется световыми планировками. Свето- вые партитуры составляются и уточняются во время светомонтировочных репетиций.

Световой переход – изменение режима питания осветительных прибо- ров, участвующих в создании светового оформления, по отношению к пред- шествующей световой программе (переход к новой световой программе).

Световая программа определяет режимы питания световых прибо- ров, участвующих в световом оформлении действа, на установленный от- резок времени.

Светомонтировочная репетиция – технологический процесс, в ходе которого совершенствуются действия работников ЭЛО (электроосвети- тельного отделения) по воспроизведению светового оформления сцениче- ского действа. В ходе световых репетиций в соответствии с задачами, ко- торые ставят перед художником по свету режиссер и сценограф, монтиру- ется и создается световое оформление зрелища: окончательно определяет- ся количество приборов, направление их лучей, уточняется, какие свето- фильтры в каком приборе следует применить. Устанавливается световая картина, и записываются световые программы. Конечная цель световой или светомонтировочной репетиции – составление световой партитуры сценического проекта.

Практика и опыт работы художников по свету позволяют определить следующие типы документов, составляющих световую партитуру.


Первая группа документов связана с подготовкой светового обору- дования к зрелищу.

1) Схема размещения светотехнического оборудования

Подробная схема расположения осветительной аппаратуры, аппара- туры управления светом и силового оборудования с привязкой по регули- руемым и нерегулируемым каналам. Следует особо указать трехфазные включения.

План сцены:

- уровень планшета;

- уровень софитов и осветительных галерей. План зрительного зала:

- уровень осветительных лож и выносного софита (софит-моста).

Таблица условных обозначений.

2) Схема каналов регулируемого освещения:

- графическое представление;

- табличное представление.

3) Комплект светомонтировочных чертежей по каждому эпизоду, событию:

- светомонтировочная планировка (сцена, зрительный зал);

- светомонтировочный разрез правый (сцена, зрительный зал);

- светомонтировочный разрез левый (сц ена, зрительный зал);

- фронтальный вид картины.

На чертежах должна быть указана следующая информация. Размещение декораций. Одежда сцены. Линии видимости. Задей-

ствованная в этой картине световая аппаратура. Световые лучи, ограни- чивающие рабочую зону приборов. Освещаемые зоны. Используемые светофильтры.

Уровни подъема софитов, высоты всех площадок, на которых распо- ложена осветительная аппаратура (портальные башни, боковые фермы, ос-


ветительные галереи и др.). Расстояния от красной линии до всех вынос- ных площадок и помещений, где расположена осветительная аппаратура в зрительном зале.

Раздел документации должен быть выполнен наглядно, с соблю- дением требований ЕСКД (Единая система конструкторской докумен- тации).

Разрешается выполнение чертежей на компьютере в любых программах. Разрешается введение цвета или приемов архитектурной графики.

Для переносной аппаратуры, установленной на планшете сцены или монтируемой в декорацию, должно быть указано: как проложена питаю- щая линия, место подключения, номер канала.

Софитные фермы, портальные конструкции, боковые башни, освети- тельные ложи должны быть изображены упрощенно, но с соблюдением га- баритных размеров, точной привязки к красной линии, оси сцены и уров- ню планшета.

Необходимо указать помещение светоаппаратной, световой пульт, количество регулируемых каналов. Необходимо отметить зоны, где рабо- тают артисты.

Данная документация должна нести информацию о смене декораций или ее трансформации по ходу действа. Следует обязательно указать осо- бенности существования артистов и обслуживающего персонала в данной декорации, их перемещения, в том числе и в закулисном пространстве (чистые перемены, возможные артистические выходы, пронос декораций, мебели, реквизита и работы монтировочных цехов).

4) Монтажный лист

Схема последовательности выполнения направки осветительных приборов с привязкой к монтажным операциям по сборке декораций (со- гласовано с монтажным листом монтировочного отдела).


5) Спецификация рабочего положения осветительных приборов

Описание использования каждого осветительного прибора с необхо- димыми аксессуарами.

Оказываются:

— номер канала;

— номер светофильтра (тип каталога светофильтров);

— место расположения прибора;

— тип прибора (или марка прибора);

— мощность;

— цель использования (освещаемая зона);

— количество одинаковых приборов на один канал;

— в каких картинах используется;

— примечания.

В крупных зрелищных учреждениях дополнительно к общим спе- цификациям рабочего положения осветительных приборов составляется спецификация направления осветительных приборов по рабочим местам — подробное описание направки осветительных приборов, вы— полняемое каждым осветителем на своем рабочем месте.

Вторая группа документов связана с проведением сценического проекта.

6) Пapmиmypa проведения действа

Подробное описание световых картин и световых переходов. Включает:

а) лист проведения действа.

Оказываются:

— название и номер световой картины;

— номера программ (световых положений), составляющих световую

К t]ЭТИН ;

 

— время входа текущей программы, время ухода предыдущей программы;

83


— сигнал или реплика для начала перехода (музыкальная тема, цифра клавира);

— примечания — текстовое описание происходящего действия;

б) таблица «Содержание программы» — расшифровка каждого пункта листа проведения сценического npoeкma с указанием перечня всех номеров каналов с присвоенными им уровнями;

в) спецификация перестановок — подробное описание перестановок и перемен осветительных приборов с указанием времени и условий для вы- полнения осветителем необходимых действий;

г) napmиmypa проведения сценического проекта для водящих прибо- ров — подробное описание действий каждого оператора водящего прибора с привязкой к листу проведения зрелища,

д) спецификация проведения сценического npoeктa no рабочим мес- там — перечень необходимых действий для проведения зрелища по рабо- чим местам (смена светофильтров в ходе действа, перестановка освети- тельных приборов на планшете сцены и др.).

 

Форма записи света

а) на регуляторе:

 

Название проекта........................

Событие (эпизод)

Номер  ...........................................

Реплика (сигнал) ........................

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
                                   
                                   

 

Реплика (сигнал)......................................................................


 

б) на рабочих местах:

 

Картина (эпизод)...........................................................................

 

Группа Название прибора Цвет Направления и изменения освещения
1      
2      
3      
4      
Прочие группы      

 

Реплика.......................................................................................

 

в) световая партитура режиссера:

 

Название  проекта.........................................

 

№ п/п Картина (эпизод) Реплика на направления и изменения света (сигнал) Группа (прибор) % Примечания
1          
2          
3          
           

 

Работа над световым решением является длительным процессом. Сначала изучают мизансцены, смотрят, какие используются декорации; затем определяют, на каком расстоянии должен стоять актер, чтобы ос- вещение было равномерным; откуда и как, медленно или быстро будут появляться актеры. Исходя из общей идеи каждого сценического эпизо- да, его сценографического решения, а также сценографического реше- ния всего представления разрабатывается принципиальная схема света: определяется доминирующий свет, его объем, интенсивность, цвет, ди- намика. Далее уточняется, что должно быть акцентировано светом (ис- пользование локального света), как надо высвечивать фон. После этого


можно рассматривать высвечивание мизансцены в целом: как обеспече- на видимость лиц актеров, не падает ли тень на партнера; уточняются цвета, выстраивается работа локального и следящего света, подбирается ритм световых перемен.

Компетентность режиссера-постановщика простирается от оценки наличного светового оборудования и планирования использования в образном решении замысла до организации четкого взаимодействия све- тотехнических цехов в строгом соответствии с napmumypoй действа.

Условия ycnexa сценического проекта обусловливаются грамотным составлением световой партитуры и тщательной проверкой ее на репе- тициях.

Вопросы и задания к третьему разделу

Раскройте понятие зрительный образ {сценографический образ) представления.

Раскройте понятие изобразительный язык художника. Назовите основные его элементы.

Назовите направления (векторы) сотрудничества режиссера и ху- дожника во время работы над представлением.

Охарактеризуйте основные этапы работы над декорационным оформлением представления.

Каковы принципы сотрудничества режиссера с театральным ху- дожником? Поясните на примере личных наблюдений или рассказов о со- вместной работе великих русских режиссеров с театральными художника- ми. (Воспользуйтесь предложенным списком литературы.)

Какова роль эскизов, плана, чертежей, макета в определении образ- ного решения представления?

Аргументируйте необходимость создания постановочных архивов.


Разработайте эскизы, чертежи, планы декорационного оформления в целом и отдельных деталей своего постановочного проекта.

Сформируйте папку технической документации и образного реше- ния собственного постановочного проекта.

Опишите возможности сценографии в композиционном построе- нии зрелищного события, создании его динамических характеристик.

Назовите основные разновидности (типы) декорационного оформ- ления представления.

Назовите основные функции сценографического решения представ-

ления.

Поясните взаимосвязь выбора выразительных средств оформления

с режиссерским замыслом представления.

Раскройте термин архитектоника образного решения представления.

Опишите изобразительное (сценографическое) решение собствен- ной постановки, отметьте его достоинства.

Изготовьте макет творческой работы по режиссуре.

 

 

Список рекомендуемой литературы к третьему разделу

1. Исмагилов, Д. Г., Древлева, Е. П. Театральное освещение / Д. Г. Исмагилов, Е. П. Древлева. — М.: ДОКА Медиа, 2005. — 361 с.

2. Литвинов, Г. В. Поиск идеи образного решения театрализованно- го действа на индивидуальных занятиях со студентами специальности

«Режиссура театрализованных представлений и праздников» / Г. В. Литви- нов // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации: материалы науч.-метод. конф., посвященной 10-летию Учеб.- метод. об-ния высш. учеб. заведений РФ по образованию в обл. нар. худож. творчества, социал.-культур. деятельности и информ. ресурсов. — Москва: МГУКИ, 2004. — С. 190-194.


3. Литвинов, Г. В. Сценографическое решение театрализованного представления. Метод. рекомендации / Г. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2003. – 45 с.

4. Литвинов, Г. В. Сценография ландшафтного действа: учеб. посо- бие / Г. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2005. – 226 с.

5. Литвинов, Г. В. Реализация режиссерского приема средствами сценографии / Г. В. Литвинов // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и ис- кусств. – Сер. 4: Искусствознание. – 2003. – № 4 (май). – С. 57– 64.

6. Литвинов, Г. В. Сценографическое решение театрализованного представления. Метод. рекомендации / Г. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2003. – 46 с.

7. Литвинов, Г. В. Жанр и стиль образного решения представления / Г. В. Литвинов // Культура – искусство – образование: материалы XXIII на- уч.-теорет. конф. преподавателей Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2002. – С. 91–95.


4. Декорации

 

Жесткие и мягкие декорации и внешнии образ зрелища. Достоинства и недостатки декораций,

созданных на каркасной и бескаркасной основе

Внешний образ художественного действа.

Декорации. Типы, виды, назначение и особенности эксплуатации.

Общие требования художественности.

Декорации на каркасной основе и внешний образ зрелища. Бескаркасные декорации и внешний образ зрелища.

Разборные, стационарные, подвижные декорации.

Сущность компетенций режиссера в специфике формирования на- глядного образа жесткими и мягкими декорациями.

Концепция сценического образа раскрывается посредством дейст- вия, вдохновения артиста, его таланта и богатства внутреннего мира. Этот образ всегда зыбок, подвержен изменчивости в зависимости от психофи- зического состояния исполнителя роли. В сравнении с ним обратный мир сцены величина постоянная — создается художником-сценографом еди- ножды для постановочного проекта и существует в неизменном виде всю его сценическую жизнь. По-новому вдохнуть силы в каждый показ сцено- граф не властен. Поэтому на театральном художнике лежит большая от- ветственность за грамотное, ассоциативно наполненное образное решение действа.

Декорации как средство преображения сценического пространства используются практически во всех художественных проектах. Они делают зрелище более полным, запоминающимся, вызывающим разнообразные ассоциации. Современного зрителя, живущего в среде активно развиваю- щихся мультимедийных средств, очень трудно чем-либо удивить. Сцени-


ческое действо завораживает зрителя сопричастностью к созданию худо- жественного образа, творимого на сцене здесь и сейчас. Декорационное наполнение сцены обладает потенциалом эффекта только в том случае, ес- ли оно точно подобрано, уместно использовано, но при этом неожиданно и открывает известные истины по-новому, на более глубоком уровне.

Создание образа происходит с помощью разнообразных средств. Одно из них – декорации. Внешний образ художественного действа во многом определяется стилем оформления. Стекающие линии драпировок либо секущие плоскости жестких конструкций сразу настраивают на оп- ределенную тональность разговора. В постановочной практике сформи- ровались три устойчивые декорационные системы. Одна из них состоит из деревянных, металлических, пластиковых конструкций (жесткие, кар- касные декорации), другая – из тканей, пленок, сеток и т. д. (мягкие, бес- каркасные декорации). Третья – комбинированная, органично сочетает достоинства обеих.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!