Задание: 1. Записать в тетради конспект.

Класс Тема: Искусство художественного оформления книги средневекового Востока

В средневековой России.

 

 

 

О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ «ПОСТРОЙКИ ТИМУРИДОВ»

Медресе Шер — Дор в Регистане

В постройках эпохи династии Тимуридов орнамент и цвет играли исключительную роль, не вступая в противоречие с основной архитектурной идеей, а обогащая и как бы декоративно развивая ее.

 Многообразны мотивы самого орнамента – геометрического, стилизованно-растительного, эпиграфического. Но все они соподчинены строгой разбивке архитектурных поверхностей – прямолинейной на стенах, спиралевидной на минаретах, концентрической на барабанах куполов.

 Эволюция декора следует от известной перенасыщенности ярко красочных облицовок в постройках времени правления Тимура – к гармоничному равновесию цвета и фона (им служили фактура строительного кирпича) при Улугбеке и далее – к сдержанным цветным ударам на этом фоне в постройках второй половины XV в.

Среди наиболее грандиозных зданий, созданных по велению Тимура — фамильная усыпальница Тимуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане (Казахстан), мечеть Биби-ханым и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Все они поражают величием замысла, колоссальностью форм, богатством декоративного убранства.

МАВЗОЛЕЙ АХМЕДА ЯСЕВИ ТУРКЕСТАН.

Многочисленные дворцы были возведены Тимуром в Самарканде, но в основном они располагались в загородной зоне, среди садов. В пределах крепости возвышались только суровый четырехэтажный Кук-Сарай и Бустон-Сарай. Сады создавались по плану, с соблюдением строгой разбивки аллеями на геометрические фигуры, с устройством сети арыков, бассейнов и фонтанов, с регулярной системой насаждений, где чередовались плодовые и декоративные деревья, живописные кустарники, зеленые газоны, клумбы цветов. Во всем этом был запечатлен тысячелетний опыт среднеазиатского садоводства и искусства разбивки регулярного парка, в котором гармонически сочетались зелень, вода и архитектурная застройка. Известно имя одного из главных специалистов по разбивке садов – Шихабуддина, работавшего при Тимуре. Из самаркандских садов Тимура особенно славились Баги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») и Давлет-Абад («Местопребывание власти»), посреди которых высились роскошные дворцы, а при Улугбеке – Баги-Майдан с множеством дворцовых павильонов, в числе которых был украшенный китайским фарфором и его местными имитациями павильон Чини-хана.

Таш-Рабат — караван-сарай на территории Киргизии.

В исторических источниках упоминается, что при Тимуре и Тимуридах было возведено большое число караван-сараев и рынков, водохранилищ и мостов. Однако из этих гражданских построек сохранилось немногое. Это караван-сарай Таш-Рабад в горах Киргизии, фундаменты караван-сарая Мирзои на самаркандском Регистане (медресе Тилля-Кари), крытый рынок Таки-Заргарон в Бухаре. Этим деловым сооружениям присуща функциональная четкость планов и строгость архитектурных форм.

ТАКИ-ЗАРГАРОН

В общественно-идеологической жизни тимуридской державы по-прежнему огромную роль играли мечети – как громадные пятничные (джами), так и малые внутриквартальные (гузарные). Хотя в Самарканде и существовала джами-мечеть, Тимур распорядился возвести в 1399 г. новую, которая, по свидетельству современника, должна была бы превзойти все мечети мусульманского Востока, что в какой-то мере и было достигнуто (мечеть Биби-ханым). В дни пятничных молений в ней собирались тысячи жителей Самарканда. Однако простояла мечеть недолго: поспешность строительства и недоучет столь частых здесь землетрясений привели к тому, что она начала разрушаться уже в первые годы после возведения.

Мечеть в Анау

Мечеть в Анау (1454 г.; разрушена землетрясением в 1948 г.), сочетала в своем плане поминальную мечеть шейха Джемалледдина, ханаку (странноприимный дом) и худжры (кельи) для приезжающих на зиарат (поклонение святыням). Композицию здания определяло расположение его на падающем рельефе былой городской стены, асимметрия правого и левого крыла, свободное сочетание разновеликих купольных объемов, пространственная легкость интерьеров.

 

Сефевидское искусство — искусство периода персидской династии Сефевидов (1501 - 1722). Распространено в современном Иране и на Кавказе. В основном представлено образцами книгопечатания и архитектурой; также включает изделия из керамики, металла и стекла. Известны художественные образцы садоводства. Искусство периода Сефевидов наиболее примечательно, чем любой другой период иранского искусства.

                               Площадь Накш-э Джахан, Исфахан

 

 

 

Особенно разнообразен по форме, цвету и содержанию орнамент в исламе. Ислам — религия, в которой запрещается изображение живых существ, поэтому орнамент компенсировал эти запреты. В его основе лежат символы и знаки.

 

В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический — гирих и растительный — ислими. И тут уже заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же, отсылает к живому и символизирует человеческое начало.

 

Гирих, свод могилы Хафеза в г. Шираз, Иран.

 

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты. В этом орнаменте можно рассмотреть квадраты и ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки и наложенные друг на друга треугольники. Гирих выглядит как сверхсложная математическая сетка.

 

Ислими, свод мечети г. Исфахан, Иран.

 

Рисунок ислими подчинен ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны и завитка. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии. Завитки и сплетения ветвей с веточками и соцветиями могут пересекать друг друга, но при этом изображения плоскостные и не развиваются в глубину.

 

Чаще всего гирих и ислими используются вместе, тем самым еще сильнее подчеркивается единения божественного и живого начала.

 

Своды в стене в мечете в г. Исфахане, Иран.

 

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

 

Мечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

 

Мечеть Шейха Лотфоллы, г.Исфахан, Иран.

 

Еще один важный художественный прием в исламской культуре — это выстраивание узора вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка хорошо прорисовывается, иногда вместо нее имеется пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается отдельным от всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает из него. При этом центр организует всю композицию, но пребывает вне ее составляющих. Через подобные приемы исламская культура выражает ключевую идею — отличности божественного начала. Подобным приемом подчеркивается то, что божественное не является продолжением материального мира.

 

Особенно хорошо это видно на фотографии внизу.

 

Еще одной важной особенностью является выбор цвета. Основные цвета узоров: золотой(желтый), синий, фиолетовый и зеленый. Золотой символизирует славу, богатство, торжество. Синий — это цвет мистического созерцания, приобщения к божественной сути. Фиолетовый имеет значение обманчивости земной жизни. А что касается зеленого, то не сложно догадаться, что в сухом жарком климате зеленый — цвет жизни.

 

Задание: 1. Записать в тетради конспект.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!