Сладости: от конфет до печенья 7 страница



Фильмы мы любили разные – как детские, так и взрослые. На последних случались курьезы. Например, летом 1969 года на советские экраны вышел американский фильм «Миллион лет до нашей эры». Поскольку он демонстрировался и в летнем кинотеатре Сада имени Баумана, мы отправились туда шумной детской компанией, причем я решил прихватить и своего брата Рому, которому в ту пору было четыре с половиной года. Но в итоге вышла неувязка. Во время демонстрации одного из драматичных эпизодов (когда огромный динозавр собирался напасть на маленького мальчика, забравшегося на дерево и ревущего от страха) мой младший брат… сам громко расплакался. И как я его ни успокаивал, он так и не угомонился. В результате мне пришлось вместе с ним покинуть переполненный зал. И фильм я смог досмотреть только спустя несколько дней, когда пришел в тот же кинотеатр, но уже без братика.

В этом же кинотеатре летом 1971 года мы смотрели комедию Л. Гайдая «12 стульев». Почему вспомнилось именно это? Дело в том, что билетершей была бабушка одного из мальчишек, входившего в нашу компанию, которая пускала нас бесплатно. Пользуясь этим, мы посмотрели «12 стульев»… около пяти раз в течение двух дней. Настолько нам понравилась эта искрометная комедия, которая шла по категории «взрослое кино» (а мне в ту пору было 9 лет).

Между тем в бытность существования СССР у нас существовала полноценная детская кинематография, которая зародилась еще в 1918 году (первый фильм – «Сигнал» А. Аркатова). В первые годы существования деткино в СССР выпускало порядка 3–4 фильмов ежегодно. А уже в годы моего детства в свет выходило несколько десятков художественных и телевизионных фильмов, снятых на разных киностудиях страны (например, в Москве существовала целая Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, а на «Мосфильме» с начала 60‑х функционировало объединение «Юность», снявшее, к примеру, легендарных «Неуловимых мстителей»). Чтобы читателю стало понятно, что из себя представляла детская кинематография в СССР, я расскажу о тех детских фильмах, которые увидели свет в годы правления Л. И. Брежнева (в 1965–1982 годах) – самый «урожайный» период в нашем детском кино.

Тематически детско‑юношеские фильмы 1965–1966 годов выпуска можно разделить следующим образом. 1965 год – вышло 13 фильмов, из которых девять на современно‑бытовую тему: «Трудные дети», «Валера», «От семи до двенадцати», «Какое оно, море?», «Остров Колдун», «Фантазеры», «Девочка и эхо», «Голубая чашка» (на тему прошлого), к/ф «Мальчик и собака».

Два приключенческих фильма: «Сказка о Мальчише‑Кибальчише», «Дальние страны».

Два фильма‑сказки: «Морозко», «Волшебный халат».

Какие фильмы из перечисленных хочется выделить особенно? Конечно же, «Морозко» – замечательную сказку великого сказочника Александра Роу, которая до сих пор смотрится с интересом, причем не только у нас: в Чехии она, к примеру, вот уже 40 лет демонстрируется в преддверии каждого Нового года.

«Девочка и эхо» – пронзительная история любви двух подростков. Для тогдашнего советского кино это была новая тема, которая стала разрабатываться именно в 60‑е. Ну и, конечно, же «Сказка о Мальчише‑Кибальчише», которую смотрели все советские мальчишки и девчонки. Правда, никто из нас даже подумать тогда не мог, что спустя каких‑нибудь два десятка лет победу в нашей стране одержат наследники Мальчиша‑Плохиша – всеми презираемого персонажа из этой сказки. Как это вышло – вопрос, скорее, философский и требует отдельной книги, а мы вернемся к советскому детскому кино.

1966 год – вышло 16 фильмов, из них одиннадцать бытовых: «Иностранка», т/ф «Мимино», «Вниманию граждан и организаций», «Алешкина охота», «Мимо окон идут поезда», «Звонят, откройте дверь», «Путешественник с багажом», «Республика ШКИД» (школьное кино – прошлое), т/ф «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (школьное кино – современность), к/ф «Брошенная трубка», к/ф «Тореодоры из Васюковки».

Три фильма‑сказки: «Город мастеров», «Три толстяка» и «Удивительная история, похожая на сказку».

Два приключенческих фильма: «Акваланги на дне» и «О чем молчала тайга».

В этом списке позволю себе обратить внимание на следующие фильмы. «Звонят, откройте дверь» – лирическая история из жизни пионеров, в которой дебютировала юная звезда тех лет Лена Проклова. А вот в фильме‑сказке «Три толстяка», которую смотрели практически все дети в СССР, снялась еще одна юная звезда – Лине Бракните, которая дебютировала год назад в «Девочке и эхе».

«Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» – уморительное кино на тему школьной жизни и существования в ней второгодника, который вызывает огромную симпатию.

«Город мастеров» – великое детское кино во славу свободы и справедливости, в котором дети помогают взрослым скинуть иго ненавистных поработителей. А в «Республике ШКИД» недавние беспризорники становятся полноценными гражданами великой страны. А в «Аквалангах на дне» дети помогают пограничникам в поимке опасных шпионов. Незабываемое кино!

В каждом из этих фильмов снимались юные актеры, многие из которых мгновенно становились кумирами детворы. Про двух из них я уже упомянул: Лену Проклову и Лине Бракните. Назову и других: Витя Косых («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Звонят, откройте дверь»), Наташа Седых («Морозко»), Сережа Остапенко и Сережа Тихонов («Сказка о Мальчише‑Кибальчише»), Азер Курбанов («Волшебный халат»), Валера Зубарев («Девочка и эхо»), Рустам Сагдуллаев («Канатоходцы»), Андрей Бельянинов («Дети Дон‑Кихота»), Женя Герасимов («Они не пройдут»), Саша Кавалеров и Витя Перевалов («Республика «ШКИД»), Вася Бычков («Город мастеров»), Андрей Бухаров («Какое оно, море?»), Володя Воробей (т/ф «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника»), Саша Барсов и Таня Клюева («Акваланги на дне»), Петя Артемьев («Три толстяка»).

Детско‑юношеские фильмы 1967–1969 годов выпуска тематически можно разбить на следующие группы: 1967 год – вышло 12 фильмов, из них семь на бытовую тему: «Всадник над городом», «Девочка на шаре», «Такой большой мальчик», «Дубравка» (о первой любви), «Круг» (про животных), «Дай лапу, Друг!» (про животных), «Зимнее утро» (военный быт).

Три фильма на приключенческую тематику: «Неуловимые мстители» (приключения во время гражданской войны), «Тогда в январе…» (о событиях, связанных со смертью В. Ленина в 1924 году), «Попутного ветра, «Синяя птица!» (современные приключения).

Два фильма‑сказки: «Снежная королева» и «Волшебная лампа Аладдина».

Все перечисленные фильмы прекрасны, но все же позволю себе некоторые выделить особо. Например, две сказки – «Снежную королеву» (снова с участием Лены Прокловой) и «Волшебную лампу Аладдина», смотренные‑пересмотренные нами многократно, поскольку их очень часто показывали по ТВ. Некоторые фразы из них даже вошли в детский слэнг: «Клара, ты сейчас раскроешь клюв от удивления…» (из «Снежной королевы»), «В Багдаде все спокойно» и «Слушаюсь и повинуюсь» (из «Аладдина»).

«Дубравка» – еще одно пронзительное кино о юношеской любви с участием прибалтийской «звездочки» Лине Бракните.

«Зимнее утро» – прекрасное кино о детях ленинградской блокады. Кто видел этот фильм, никогда не позволит себе задаваться вопросом, надо ли было сдавать немцам Ленинград или не надо. И отсутствие этого (и других подобных советских фильмов) на сегодняшнем российском ТВ и есть причина того, что такие дичайшие вопросы у нас становятся в порядке вещей.

«Неуловимые мстители» – культовое кино, которое знают все без исключения. Здесь и говорить ничего особенно не надо – все мы выросли из «мстителей», как наши предшественники из «Красных дьяволят» (1923). Одно между нами отличие: горячие поклонники «дьяволят» уберегли страну в лихую годину (в годы войны), а мы, выросшие на «мстителях», не сумели.

«Попутного ветра, «Синяя птица»! – еще одно приключенческое кино, но уже из современности. Снова дети (на этот раз из разных стран) объединяются вместе, чтобы сообща противостоять злу. И все это на фоне прекрасной музыки в исполнении звезды югославской эстрады Радмилы Караклаич и ослепительных морских ландшафтов. Картинка, а не кино!

Однако прервем на время наш рассказ и снова заглянем в Интернет, чтобы познакомиться в нем со следующими кино‑воспоминаниями:

«Итак, середина 60‑х. Маленький районный центр Лида в Белоруссии…

Помню свой первый самостоятельный поход в школу мимо огромного – с детской точки зрения – кинотеатра «Октябрь», с мощными колоннами, вмещавшего аж, наверное, 100 зрителей. В последующие несколько лет он почему‑то казался все меньше и меньше.

И вот, наконец, первый поход в кино. Неотъемлемый антураж – покупка на улице, до входа, мороженого. Тогда оно стоило 13 копеек, а с изюмом – целых 15! Детский билет на сеанс был 10 копеек, а на 2 серии – 20. Мороженое продавали «старые тетки» (лет за 30–40), накладывая его в хрустящий, «зажаристый» вафельный стаканчик алюминиевой ложкой из металлического бидона в деревянной бочке, обложенного льдом, чтобы не таяло, и дотошно, до ста граммов взвешивая на магазинных весах со стрелкой.

Со вкуса вожделенной прохладительной сладости начинался поход в другой мир – мир кино. На входе в зал стояла очередная «старая тетка», которая внимательно оценивала возраст (не на все фильмы пускали младших школьников), а затем отрывала «контроль» на заветном синем квиточке. И вот он, имеющий неповторимый запах, с откидными фанерными сиденьями и приглушенным светом, кинозал.

Несколько минут ожидания – свет начинает понемногу затухать, и на экране появляются первые кадры, но не фильма, а… киножурнала. На детских сеансах это обычно был киножурнал «Хочу все знать», а на взрослых – «Новости дня» или, на очень кассовых фильмах, «Фитиль». После 10‑минутного журнала делался маленький перерыв, чтобы впустить в зал опоздавших зрителей, и наступал волшебный мир кино.

В памяти остались первые детские фильмы с эхом не так давно, по нынешним временам, закончившейся войны: «Улица младшего сына», «Девочка ищет отца», «Друг мой Колька», затем был «Юнга со шхуны «Колумб». Запомнился и общешкольный культпрофпоход в местный кинопрокат, где демонстрировали, как работают те, кто показывает нам кино, а в заключение – просмотр супермультфильма «Шайбу! Шайбу!».

Чуть позже началось «взрослое» кино – «Александр Невский», после которого штакетник в ближайшем саду был изрядно прорежен, а у всех пацанов в руках появились саморезаные мечи. А далее были «Человек‑амфибия», «Три мушкетера». После последнего фильма, кстати, все большие кусты были порезаны на шпаги. Затем появился первый советский триллер «Вий» по Гоголю, а к 20‑летию победы в Великой Отечественной войне – документальный фильм «Обыкновенный фашизм». На него почему‑то билетерши детей до 16 не пускали. Но мы, однако, прорывались…»

И вновь вернемся к советским детско‑юношеским фильмам образца 60‑х.

1968 год – вышло 18 фильмов, из них десять фильмов бытовых: «День Икара», «Лелька» (оба из киноальманаха «Пробуждение»), «Я вас любил…» (о первой любви), «Спасите утопающего» (комедия), «Большие хлопоты из‑за маленького мальчика», «День солнца и дождя», «Доживем до понедельника» (два последних – на школьную тему), к/ф «У моря, где мы играли», к/ф «Слепой дождь» (про первую любовь), к/ф «Стрекозиные крылья» (про первую любовь).

Шесть приключенческих фильмов: «Тайна пещеры Каниюта», «Ташкент – город хлебный», «Баллада о винтовке», «Анютина дорога», «Армия Трясогузки снова в бою» (отметим, что три последних фильма были сняты на материале гражданской войны, которая после «Неуловимых мстителей» обрела второе дыхание), к/ф «Ребенок» (приключения в годы ВОВ).

Два фильма‑сказки – «Маленький принц» и «Цветик‑семицветик».

И снова выделю наиболее заметные, на мой взгляд, фильмы. Например, «Я вас любил…» – прекрасная молодежная мелодрама, которая лично мне напоминает о моем… дворе на улице Казакова. Почему? Дело в том, что ряд эпизодов снимали напротив моего дома (в момент съемок летом 1966 года мне было всего 4 года). Это эпизоды, где действие происходит возле хореографического училища – в кадре его заменяет здание Института физкультуры (бывшая усадьба графа А. Разумовского).

«Доживем до понедельника» – кино про советскую школу. Великую школу, причем это величие особенно сильно стало ощущаться сегодня, когда мы стали жить при капитализме. Как говорится, большое видится на расстоянии. Сюда же, в тему: потерявши, плачем.

«Ташкент – город хлебный» – выдающийся фильм моих земляков с «Узбекфильма» (режиссер Шухрат Аббасов) по произведению русского писателя А. Неверова про то, как в 20‑е годы тысячи людей стремились спастись от голода в хлебосольном Ташкенте. Кино, которое не забывается.

«Армия Трясогузки снова в бою» – приключенческое кино, продолжение фильма «Армия трясогузки» (1964). Кино, из которого во многом родились «Неуловимые мстители» – в обоих действие происходит в годы Гражданской войны в России и главными героями являются дети, которые воюют с беляками. Как же мы любили «Трясогузок» и напевали их песню: «Шел отряд, отряд кавалеристов, подобрал мальчишку в поле чистом…».

1969 год – вышло 18 детско‑юношеских фильмов, из них двенадцать бытовых: «Четвертый папа», «Дети лепят из снега» (оба из киноальманаха «Времена года»), «Мужской разговор», «Переходный возраст», «Мой папа – капитан», «Маленький беглец» (о цирке), «Новенькая» (спортивное кино), «Поворот» (военный быт), т/ф «Вальс» (военный быт), к/ф «Не потеряйте знамя», к/ф «Стриженый черт», к/ф «Цабуня» (военный быт).

Четыре приключенческих фильма: «Орлята Чапая» (приключения в годы гражданской войны), «Это было в разведке» (приключения в годы ВОВ), «Сокровища пылающих скал» (современные морские приключения), «Новые приключения неуловимых» (приключения в годы гражданской войны).

Один фильм‑биография – «Рыцарь мечты» (об А. Грине).

Один фильм‑сказка – «Огонь, вода и… медные трубы».

В «Мужском разговоре» впервые в советском кино завели в кадре песню «битлов» (она звучала на магнитофоне). А вообще это очень добротное кино про мальчишескую дружбу и взаимоотношения детей и взрослых.

«Новенькая» – детское кино о спорте. Очень нужное кино, которое ориентировало советских детей на занятия спортом.

«Орлята Чапая» – еще одно приключенческое кино о детях‑героях, сражавшихся на фронтах Гражданской войны. Сюжет был явно заимствован из «Гусарской баллады»: девчонка выдает себя мальчишку и сражается в дивизии Василия Ивановича Чапаева. Суперкино! В главной роли «звездочка» Лена Кащеева.

А вот в другом прекрасном фильме, но уже на материале Великой Отечественной войны – «Это было в разведке» – снялся московский школьник Витя Жуков – еще одна юная звезда того времени. Кто из нас, детей 70‑х, не переживал за судьбу его героя, который был схвачен фашистами, прибит гвоздями к щиту, но не выдал врагу никаких военных секретов. Мальчишку спасли его товарищи‑разведчики и все до одного погибли, прикрывая его отход. Сейчас такое кино уже не снимают!

Ну и, конечно же, фаворит проката – «Новые приключения неуловимых». Еще более динамичное кино, чем первые «Неуловимые» – с более разнообразными трюками и погонями. В главных ролях четверка «неуловимых» в лице Вити Косых, Васи Васильева, Миши Метелкина и Вали Курдюковой.

Раз уж речь у нас зашла о юных звездах того периода, то назову и остальных. Это были Таня Солдатенкова и Костя Корнаков («Зимнее утро»), Саша Гаврилов («Попутного ветра, «Синяя птица»!), Додо Чоговадзе («Волшебная лампа Аладдина»), Эвальдас Миколюнас («Маленький принц»), Петя Шелест («Большие хлопоты из‑за маленького мальчика»), Володя Воробей, Володя Куденков и Бахтияр Набиев («Ташкент – город хлебный»), Витя Махонин и Ира Бразговка («Иван Макарович»), Витя Холмогоров, Айвар Галвиньш и Юра Коржов («Армия Трясогузки снова в бою»), Антон Табаков (т/ф «Четвертый папа»), Коля Яхонтов («Мужской разговор»), Володя Пастухов («Орлята Чапая»), Дима Николаев и Саша Лисютина («Бриллиантовая рука»).

Отметим, что с 1968 года начало устойчиво расти количество детских героико‑патриотических фильмов, снятых на материале гражданской и Великой Отечественных войн (в число таких лент входили не только приключенческие фильмы, но и военно‑бытовые). Как мы помним, раньше такого рода картин в год выходило от одной до двух и только в 1960 году вышло три таких фильма. После чего ситуация вернулась к прежнему состоянию. Пока в 1968 году не наступил перелом – вышло четыре военных фильма (три художественных и один телевизионный), в 1969 году – четыре (два х/ф и столько же т/ф). Таким образом советская идеология пыталась патриотически «расшевелить» подрастающее поколение, поскольку в обществе уже начала ощущаться некая коррозия в области патриотического воспитания.

Рейтинг детско‑юношеских фильмов 60‑х годов, согласно их кассовому успеху, выглядел следующим образом:

1960 год – «Сережа» (23 миллиона 200 тысяч зрителей, 12‑е место);

1961 год – «Друг мой, Колька!» (23 миллиона 800 тысяч, 9‑е место), «Прощайте, голуби» (21 миллион 600 тысяч, 11‑е место);

1962 год – «Семь нянек» (26 миллионов, 9‑е место), «Мой младший брат» (23 миллиона, 12‑е место), «Дикая собака Динго» (32 миллиона 340 тысяч, 13‑е место), «Иваново детство» (16 миллионов 700 тысяч, 15‑е место);

1967 год – «Неуловимые мстители» (54 миллиона 500 тысяч, 4‑е место), «Республика ШКИД» (32 миллиона 7 тысяч, 8‑е место), «Сказка о царе Салтане» (26 миллионов 800 тысяч, 12‑е место);

1968 год – «Доживем до понедельника» (31 миллион, 13‑е место), «Я вас любил…» (21 миллион 300 тысяч, 22‑е место);

1969 год – «Новые приключения неуловимых» (66 миллионов 200 тысяч, 2‑е место), «Огонь, вода и… медные трубы» (25 миллионов 800 тысяч, 14‑е место).

В начале 70‑х главной тенденцией в советском детско‑юношеском кинематографе было то, что фильмов становилось все больше за счет выпуска телефильмов. Например, если в 1969 году вышло 18 детско‑юношеских фильмов, то в следующем году – уже 25. Тематически фильмы 1970 года можно разбить следующим образом: вышло 25 фильмов, из них бытовых – семнадцать: «Мальчишки», «Последние каникулы», «Приключения Доврана», «Красавица» (про первую любовь), «Тренер» (про спорт), «Мы с Вулканом», т/ф «Друг Тыманчи» и «Внимание, черепаха!» (три последних фильма про животных: первый про собаку, второй – про волка, третий – про черепаху), т/ф «Мой добрый папа», т/ф «Время счастливых находок», т/ф «Рассказы о Димке», т/ф «В деревне Загадкино», к/ф «Деревенские каникулы», к/ф «Мой брат», к/ф «Лицо в полоску», к/ф «Витька».

Приключенческих фильмов – шесть: «Пассажир с «Экватора» (дети и шпионы), «Белый флюгер», «Берег юности», «Золотые часы» (все три – приключения в 20‑е годы), «Зеленые цепочки» (приключения в годы ВОв), т/ф «У заставы «Красные камни» (дети и пограничники).

Фильмы‑сказки – два: «Приключения желтого чемоданчика», т/ф «Веселое волшебство».

Что хотелось бы выделить? Например, фильм «Тренер» – про мальчишек, которые занимаются гимнастикой у молодого тренера (в этой роли снялся Валерий Рыжаков). Очень талантливое кино, где действие происходит в заштатном городке, но именно в таких вот местах и ковалась слава советского спорта.

«Зеленые цепочки» – еще один фильм о подвиге ленинградских детей в годы блокады. Фильм из разряда «дух захватывает» – так лихо там закручен сюжет. А драка двух ребят с уголовником, продавшимся фашистам, даже сейчас, в век трюкового кино, смотрится на одном дыхании.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!