Звукорежиссура в кинематографе, радиовещании и на телевидении. Особенности работы, задачи и функции звукорежиссера.



Раздел ll. Звукорежиссура.

История развития звукозаписи (механическая, магнитная, оптическая). Эволюция технологий записи и обработки музыки.

Механическая звукозапись. 30 апреля 1877 года Шарль Крос (Charles Cros) послал во Французскую Академию наук документы на изобретение под названием «фонограф». Суть изобретения заключалась в том, что на поверхности вращающегося стеклянного диска, покрытого сажей, игла, прикрепленная к мембране, могла записывать звуковые колебания. С этого диска оптическим путем

Профессия Звукорежиссер, основные направления, области работы. Задачи и функции звукорежиссера.

Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном телевизионном производстве.

 Она находится как бы на стыке искусства и электроники, поэтому круг знаний, необходимых звукорежиссеру, необычайно широк.

 Он должен иметь совершенный слух, хорошую музыкальную и техническую подготовку, прекрасную память, быструю реакцию. Звукорежиссеру приходится общаться не только с техникой, но и с людьми, и значит, ему нужно быть компетентным критиком, иметь организаторские способности, знать психологию зрителей.

 Звукорежиссура на телевидении - это запись разнообразных по жанру и тематике программ: от общественно-политических до художественно-музыкальных. При этом звукорежиссер должен хорошо представлять себе весь технологический процесс телевизионного производства: от первичных записей до окончательного озвучивания передачи.

 Цель данного курса - подготовить всесторонне образованных, творчески мыслящих специалистов в области звукозаписи, дать слушателям глубокие теоретические знания, заложить навыки практической работы на телевизионных передачах различных жанров, подготовить для телекомпаний специалистов, способных грамотно записать звукоряд для любой телевизионной передачи.

 Почти все телевизионные программы создаются в разных условиях, на разнообразном оборудовании, имеют свои отличительные особенности. Поэтому целесообразно сочетать обучение в учебной телестудии, где можно делать учебные и выпускные работы, принимать участие в съемках телепрограмм со стажировкой в студиях ведущих телекомпаний непосредственно на рабочих местах звукорежиссеров.

 Программа курса включает ряд смежных дисциплин, таких как: звукотехника, компьютерная запись звука и основы музыкальной культуры и другие.

профессия звукорежиссера - профессия на стыке творчества, техники и технологий

Звукорежиссура театрализованных представлений и празднеств. Особенности работы, задачи и функции звукорежиссера при создании звукоряда театральных, хореографических постановок и шоу программ.

Профессия звукорежиссера в театре стала актуальной с появлением звуковой техники: микрофонов, магнитофонов, микшерных пультов, усилителей, громкоговорителей. Это позволило усовершенствовать и упростить методы звукового оформления спектакля. Раньше над шумовым оформлением в спектакле трудилась целая бригада «шумовиков», используя громоздкие аппараты для создания сценических шумов. Сейчас их все чаще заменяют богатые всевозможными шумами библиотеки.

Раньше актеры в основном играли под живое музыкальное сопровождение оркестра, но с появлением звукотехнического оснащения актеры все чаще стали играть под музыкальную фонограмму, появилась возможность включать в спектакль записи речи, использовать микрофонную технику. Задача звукового оформления стала более творческой и интересной, с безграничными возможностями экспериментировать, хотя, конечно, все зависит от звукотехнического оснащения театра.

Главная задача звукорежиссера драматического театра – так называемое «звуковое оформление» спектакля. В это понятие входит музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление. Звукорежиссура спектакля является неотъемлемой частью общей постановочной режиссуры, и поэтому ею занимается непосредственно режиссер. Но звукорежиссура тесным образом связана со звукотехникой, в которой режиссер не обязан разбираться. Также режиссер может не знать технологических премудростей, которыми владеет профессиональный звукорежиссер. Поэтому союз режиссера-постановщика и звукорежиссера очень важен при обдумывании звукового оформления спектакля. В этот союз также входят композитор, который пишет музыку для спектакля, и художник-постановщик – все эти люди работают вместе над общей концепцией спектакля.

Задачи звукорежиссера включают в себя:

· организацию музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера-постановщика и композитора;

· запись шумов, речи и музыки;

· звуковое сопровождение спектакля с помощью звуковой техники.

 

Для того чтобы реализовать художественный замысел режиссера, звукорежиссер должен обладать не только техническими знаниями, но и определенной творческой подготовкой. Другими словами, в театральном звукорежиссере должены совмещаться как творческий работник, так и инженер, он должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения, а также быть музыкально образованным человеком, разбираться в особенностях того или иного музыкального стиля, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества разных композиторов и музыкальных групп. Кроме того, звукорежиссеру важно владеть всеми звукотехническими навыками, уметь разбираться в любой звуковой технике, которая используется в звуковом оформлении спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи.

Сегодня в театре очень важны поиски новых выразительных средств и приемов, способных передать драматургический замысел спектакля и помочь захватить полностью внимание зрителя. В решении этих задач большую роль играет звукорежиссер, потому что музыка всегда имела огромное влияние на человека, на его настроение, на его психику. При помощи музыки можно передать любое психологическое состояние героя, любые оттенки его настроения. Также при помощи музыки можно предвосхищать или, наоборот, завершать любое событие, можно создавать целые законченные формы актов и сцен.

Процесс работы над спектаклем начинается со встречи режиссера-постановщика с актерами и со всеми службами театра, с изложения художественной идеи спектакля, его смысла и драматургии. Со звукорежиссером, помимо вопросов музыкальной драматургии спектакля, решается, где и какие шумы и звуки нужны, обсуждается специфика звукового дизайна спектакля.

Затем работа идет внутри каждого цеха самостоятельно. Существуют также отдельные сводные технические репетиции, где отрабатывают все световые и музыкальные переходы без игры актеров на сцене. Такие репетиции нужны для точной проработки всех музыкальных и световых переходов. Очень часто музыкальный переход зависит от светового перехода и наоборот – перемена света следует за музыкальной репликой. Все это закрепляется во время технических репетиций. И только во время прогонов (когда спектакль играется целиком) режиссер снова встречается со всей командой и смотрит проделанную работу каждого цеха. Итогом всех репетиций является генеральная репетиция – рождение спектакля, показ на зрителя.

В звуковое оформление спектакля входит подбор музыки для спектакля, шумов и различных звуков, и так называемое звукотехническое оформление. Рассмотрим подробнее особенности каждой составляющей.

 

Подбор музыки к спектаклю очень часто является задачей звукорежиссера, так как бывает, что у режиссера нет конкретного музыкального материала, а есть лишь представление, какая музыка по смыслу должна звучать. Существует несколько типовых видов музыки, используемых в тот или иной момент спектакля:

· музыка для начала спектакля, выполняющая роль увертюры или вступления, вводящая зрителей в атмосферу действия;

· музыка для перехода между сценами;

· отдельные музыкальные номера и лейтмотивы;

· музыка для финала спектакля.

 

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия. По способу использования такая музыка делится на две категории – сюжетная музыка и «музыка от режиссера», иногда ее называют «условной» музыкой. Сюжетная музыка чаще всего предусмотрена самим драматургом и часто обозначается в пьесе в виде ремарок. «Условная» же музыка обычно вводится в действие режиссером для создания более глубокого проникновения зрителя в атмосферу спектакля.

Неотъемлемой частью звукового оформления практически любого спектакля являются шумы и «звуки». Шумы представляют собой сложные по тембру звуки, такие как шум дождя, ветра, самолета и тому подобные. А «звуки» имеют выраженную то5нальную определенность, например, звук колокольчиков, голоса птиц и так далее.

Игровыми называются те шумы, которые сопровождают действия актеров на сцене синхронно, когда источник шума явно обозначен. Например, шум падающего предмета из рук актера или звук стреляющего пистолета. В этих случаях важно, чтобы шум звучал непосредственно в зоне действия актера и синхронно с его движением.

Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. К таким шумам относятся, например, удар гонга, плач ребенка, различные звуки, означающие какое-либо происшествие, являющиеся логической причиной последующих действий актера.

Фоновые шумы – это те, что главным образом создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, как, например, равномерный перестук колес движущегося поезда, шум моря, пение птиц. Этот вид шумов создает атмосферу, в которой происходит действие.

Все шумы могут воспроизводиться с фонограммы либо производиться шумовиками из-за кулис или на сцене. Роль шумов в спектакле способствует развитию сюжета: использованием шумов можно подчеркнуть место, время и действие, определенную атмосферу, более выразительно передать местность, где происходит действие. Также шумы могут влиять на драматургию спектакля, являясь символом судьбы героя, олицетворением злого рока и смерти в кульминации спектакля. В финале одного спектакля главный герой произносит финальный текст и уходит со сцены.

Очень часто бывает, что шумы и шумовые картины из библиотек не всегда подходят для спектакля, тогда задачей звукорежиссера является запись шумов с натуры и составление шумовых картин путем наложения шумов, их монтажа и сведения. Это очень увлекательный процесс. Для того чтобы качественно записать шумы, например звук поезда в метро или щебетания птиц в лесу, используют профессиональную звуковую технику – конденсаторные микрофоны, профессиональные портативные цифровые многодорожечные или стерео рекордеры, внешние модули-интерфейсы, а проще говоря, портативную звуковую студию, которую часто используют в кино для записи звука с площадки.

Самой основной задачей звукорежиссера в театре является звукотехническое оформление спектакля. В эту часть работы входит:

· распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве;

· использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле;

· применение микрофонной техники;

· создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия;

· звуковое сопровождение видеоматериала,

· включенного в часть действия;

· озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.

 

 

Звукорежиссура в кинематографе, радиовещании и на телевидении. Особенности работы, задачи и функции звукорежиссера.

Звукорежиссёром в кинематографе является участник съёмочной группы, руководящий звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

 

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

 

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

 

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помoщником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время - два человека.

[править]

Обязанности звукорежиссёра и звукооператора в телепроизводстве

Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажем всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.

Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.

 

Звукорежиссер в кино, один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:

осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;

отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;

готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

[править]

Значимость звукового решения

 

Звуковое решение фильма также является художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:

фильм «Волшебник страны Оз» (1940) получил награду «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» и ещё одну награду в номинации «Лучшая песня»

фильм «Доктор Живаго» (1966) получил награду «Оскар» — «Лучшая музыка» и награду «Золотой глобус» в такой же номинации.

«Космическая одиссея 2001 года» (1968) получила приз Британской академии в номинации «Лучшая музыка» (саундтрек).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 1718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!