ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 11 страница



туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще-

ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной

деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения

к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач-

ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на-

уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали

единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные

эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное

выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и

философия в античности, религия - в средние века, философия - в

XVIII - XIX вв., наука - в XX в.

Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре-

делах собственной области синтезирует определенные явления искус-

ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует

традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в

религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии "звез-

дным часом", она доминирует, охватывает почти всю область куль-

туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к

капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус-

ство, мораль, наука - постепенно освобождались от религиозного

санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус-

ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про-

цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая

философия составляла 100% содержания философских систем, то в

XX в. (1900- 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие

и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг-

ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се-

куляризации философии. В XX в. (1900 - 1920) доля эмпиризма во

всех философских системах составляла 53%, материализма - 23,3,

 

3 3ак. 536  65

 

скептицизма - 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века

определялись почти полностью религией, а затем религиозная

ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус-

ство составляло: до X в. - 81,9%, в X - XI - 94,7; в XII - XIII -

97; в XIV - XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1;

в XIX - 10; в XX в. - 3,9%8. Постепенно происходила и секу-

ляризация этических систем, выражением чего было появление и

развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде-

монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли

соответственно в IV - XIV вв. 100 и 0%, в XV - 91,3 и 8,7; в XVI

- 56,5 и 43,5; в XVII -61,6 и 38,4; в XVIII - 63,7 и 36,3; в XIX

- 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) -57 и 43%9.

Религиозная культура    Религиозная культура представляет собой

сложное, комплексное образование, все аспек-

ты религии как общественной подсистемы находят выражение в

социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность

имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че-

ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ-

лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы,

передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным

центром является культ.

Содержание культурных ценностей задается религиозным соз-

нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на-

полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями,

мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на

гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет-

воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных

носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается

предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа

(идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.

В религиозных системах шло накопление опыта развертывания

отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя-

зей, управления поведением людей. Организационная сторона

религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ-

ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических

исследовании и образования, в проведении экономической, коммер-

ческой, благотворительной деятельности.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо-

раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных

мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и

язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические,

логические, социологические, антропологические и другие проблемы.

Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией

система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-

 

66

 

 

стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским,

исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет

собой область созидания, восприятия и трансляции художественных

ценностей, в которых "живут" религиозные символы.

Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют

те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред-

ственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа

и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали,

искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную

и культовую деятельность, в церковную жизнь.

Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон-

фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных

религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская,

буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных

конфессиональных разновидностях) культура.

Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,

в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру

в целом, а также на отдельные ее части.

Глава V

ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в

обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны.

Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммар-

ный результат, последствия выполнения ею функций.

Функции религии           Выделяется несколько функций религии:

                                                              мировоззренческая, компенсаторная, ком-

муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль-

туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж-

де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,

общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение

мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер-

цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование

(эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку)

и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсо-

люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек,

обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла

наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы-

рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на

 

67

 

 

достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, не-

счастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет

ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перест-

ройки сознания, так и изменения объективных условий существования.

Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное не-

равенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; цер-

ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере-

распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен-

ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные

отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично-

стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна-

чение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса,

утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе

и в том случае, если психологический процесс приводится в движение

с помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную

функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в

религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена

информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих

друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя-

тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос-

редников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации,

"тайнозрении" и т. д.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен-

ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы-

чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и

отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо-

бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо-

рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний),

контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на-

казаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном су-

ществовании) .

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении-

объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты.

Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению

стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп,

учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня-

ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое,

общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении

личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции,

если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще

и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет

дезинтегрирующую функцию.

 

68

 

 

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу-

ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен-

ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства,

обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,

осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко-

лению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако-

нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен-

ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как

должных или, наоборот, .утверждение неправомерности каких-то из

них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima

- высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре-

деленных явлений и формируется определенное отношение к ним.

Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией

религии    ее функций, значимость ее действий, т. е. ее

                                            роль, бывали и бывают  разными. Сфор-

мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает

анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в

определенных условиях места и времени.

1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя

она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест-

венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные

взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя-

тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во

зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию".

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство,

межнациональные отношения, семью, на область культуры через де-

ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест-

венные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а

это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон-

тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу-

ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация

означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм

общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений,

поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные

сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве-

дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное

сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования

различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов,

"вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-

религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,

 

69

 

 

противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя-

ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,

Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и

культурных ситуациях.

3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы,

на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,

региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на-

правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История

религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются

специфические черты, которые находят выражение в правилах отно-

шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных

областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "че-

ловека экономического", "человека политического", "человека мораль-

ного", "человека художественного". Неодинаковой была система

мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен-

ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме,

кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на-

правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж-

национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные

(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм,

христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет-

ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста,

христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя

родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды

и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или

иными религиями.

4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное

образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими

чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно-

шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в

религиозной областях. Функционирование названных элементов и свя-

зей давало соответствующие им, их содержанию и направленности

результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную

программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за-

блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че-

ловека в соответствии с объективными закономерностями развития,

приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно-

шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять,

вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной

деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных

организаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду-

ховной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование

земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства,

письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных

видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры

 

70

 

 

отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культу-

ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла-

ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс

запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо-

мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика

религиозных организаций по многим вопросам развития культуры

исторически меняются.

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и

частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве

религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не

учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер-

вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от

их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества;

в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет-

вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.

В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых

религий - три, не говоря уже о множестве народностно-националь-

ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются,

порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные,

классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В

конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на

передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители

могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это

находит выражение и в социально-политических ориентациях -

история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз-

ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем

какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "за-

креплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить

от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности

любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и

религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит

утверждению гуманистических ценностей.

 

71

 

Раздел второй

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VI

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Основные подходы        Одна из концепций происхождения религии


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!