Вводные септаккорды в мажоре и миноре



Обозначение Название Строение Расположение   в ладу
MVII 7 Малый вводный септаккорд  м.3 + м.3 + б.3 или Ум53 +б.3         VII Нат.маж.
Ум VII7 Уменьшенный вводный септаккорд  м.3 + м.3 + м.3 или Ум53 + м.3   VII Гарм.маж.     .   Гарм.мин.

Аккорд из пяти звуков называется нонаккорд, крайние звуки образуют нону, известен как доминантовый нонаккорд.

Название звуков аккорда

Основной тон аккорда – это звук, от которого аккорд располагается по терциям, иначе – прима. Остальные звуки называются по тем интервалам, которые они образуют к основному тону: терция, квинта, септима, нона.

МЕТРОРИТМ

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей (от греческого metron = мера).

Ритм – это чередование различных длительностей, организованных метром (от греческого ritmos = течение).

Метрическая доля может быть выражена различными длительностями.

Размер-числовое выражением метроритма. Размер  обозначается двумя цифрами: верхняя показывает количество долей в такте                              , нижняя – длительность каждой доли.

 

Виды размеров:

 

- простые размеры – в которых только один акцент, а долей – две или три (2/4, ¾, 2/8, 3/8, 2/2, 3/2, 2/1, 3/1);

- сложные размеры – образуются из двух и более одинаковых простых (4/4, 6/8, 6/4, 9/8 и др.);

- смешанные размеры – образуются из двух и более разных простых (5/4, 7/4, 11/4 и др.);

- переменный размер – если в пределах одного построения происходит смена размера.

 

В музыке применяются основные длительности, образующиеся при чётном делении: целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д.

Особый вид длительностей образуется при делении на три вместо двух, это – триоль. Аналогично образуются квартоль, квинтоль, секстоль и т. д.

Такт – это метрическая единица с одной сильной долей.

Синкопа (от греческого sincope = сокращение) – это перенос акцента с сильной или относительно сильной доли такта на слабую долю. Синкопы могут быть внутритактовые и междутактовые.

Группировка – это объединение длительностей по долям такта. В такте должно быть столько ритмических групп, сколько долей. Если доля измеряется восьмой или шестнадцатой, то все длительности объединяются в одну группу. Такая группировка называется инструментальной и относится к простым размерам.

В сложных и смешанных размерах группировка выполняется по простым размерам.

 

В вокальной музыке группировка выполняется по слогам текста и называется вокальной.

 

Дирижирование (от французского diriger = руководить) производится по принципу: доля = взмах. Основные схемы дирижирования: на 2, на 3, на 4. В сложных размерах допускается дирижирование по простым размерам: 4/4 – на 2, 6/8 – на 2, 9/8 – на 3 и т. д.

 

 

ЛАД, ТОНАЛЬНОСТЬ

 

Лад – это система музыкальных звуков, основанная на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые. В 17 – 20 веках сформировались две основные системы в европейской музыке: мажор и минор. В их звукорядах 7 ступеней и два тетрахорда (от греческого tetra = четыре, chorde = струна). 

Основной устой – тоника. Центральный устойчивый аккорд – тоническое трезвучие. Лад, в котором устоем является мажорное трезвучие – это мажор (от итальянского maggiore = больший). Лад, в котором устоем является минорное трезвучие – это минор (от итальянского minore = меньший).

 

Каждая ступень лада имеет своё название:

I - тоника (от латинского tonus = звук)

II, VII - вводные

III, VI – медианты (от итальянского medio = средний)

IV – субдоминанта (от латинского sub = внизу, под)

V – доминанта (от латинского dominare = господствовать)

Лад с определённой тоникой образует тональность. Каждая тональность имеет свои знаки альтерации, которые выставляются при ключе. Можно построить последовательный ряд тональностей с возрастающим количеством знаков: по квинтам вверх – диезные, по квинтам вниз – бемольные. Так образуется квинтовый круг.

 

 

 


 

По звучанию существует 24 различные тональности, 12 мажоров и 12 миноров, а по написанию – 30.

Энгармонизм – это звуки, интервалы, аккорды, тональности одинаковые по звучанию, но различные по написанию.

 

ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА

 

Минор бывает трёх видов: натуральный, гармонический и мелодический.

В гармоническом миноре повышается седьмая ступень, в мелодическом миноре повышаются шестая и седьмая ступени (только при движении вверх).

Мажор бывает трёх видов: натуральный, гармонический и мелодический.

В гармоническом мажоре понижается шестая ступень, в мелодическом мажоре понижаются шестая и седьмая ступени.

Параллельные тональности – это такие две тональности, в которых одинаковые знаки при ключе и звукоряд, но разная тоника и лад. Между тониками – м.3.

Одноимённые тональности – это тональности с одинаковой тоникой, различные по ладовому наклонению, разница на три ключевых знака.

Однотерцовые тональности – это тональности, у которых общая третья ступень; тональности, различные по ладовому наклонению (различаются на 4 ключевых знака).

Схема мажорной гаммы: Т. Т 1/2т Т. Т. Т.1/2т.

Схема минорной гаммы: Т. 1/2т Т. Т. 1/2тТ Т.

Родственные тональности – это тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях основной тональности. Это – параллельная тональность, субдоминанта и её параллель, доминанта и её параллель, а также для мажора – тональность гармонической субдоминанты, для минора – тональность гармонической доминанты.

 

ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА

Звукоряд мажора и минора состоит из 7 ступеней. Исторически сложилось так, что одни ступени стали главными, преобладающими в ладу, другие – побочными. Безусловно, это явление имеет и акустическую почву. Главные ступени составляют основу лада и располагаются на расстоянии кварты – квинты вверх и вниз от тоники. Трезвучия главных ступеней сохраняют ладовое наклонение: в мажоре они мажорные, в миноре – минорные. Исключение составляют доминанта в гармоническом миноре и субдоминанта в гармоническом мажоре. Трезвучия побочных ступеней в натуральных ладах противоположны по ладовому наклонению. На вводных ступенях встречаются уменьшённые трезвучия, на медиантах в гармонических ладах - увеличенные трезвучия. Об особом положении в ладу говорят названия главных и побочных ступеней:

 тоника = «главная нота»,

 доминанта = «преобладающая»,

 субдоминанта = расположена под «преобладающей»,

 медианта = «средняя»,

 вводные ступени = имеют подчинённый характер.

 

ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

 

Многие мелодии народных песен имеют в основе особые лады, сходные по строению с мажором и минором, но отличающиеся отдельными изменёнными ступенями. Эти лады называют: семиступенными, старинными, церковными, диатоническими, народными, натуральными. Их основные признаки: основной устой – квинта, иногда – только основной тон; ступени не изменяются хроматически. В средние века за каждым ладом закрепились названия из древнегреческой музыкальной терминологии:

- ионийский совпадает с натуральным мажором;

- дорийский совпадает с минором с повышенной VI ступенью;

- фригийский совпадает с минором с пониженной II ступенью;

- лидийский совпадает с мажором с повышенной IV ступенью;

- миксолидийский совпадает с мажором с пониженной VII ступенью;

- эолийский совпадает с натуральным минором;

- локрийский – лад с уменьшённой квинтой.

Пентатоника – это лад, звукоряд которого состоит из пяти ступеней (от греческого pente = пять, tonos = звук, тон). В нём отсутствуют полутоны и тритоны. Различают мажорную и минорную пентатонику. От натурального мажора она отличается отсутствием IV, VII ступеней, от натурального минора – отсутствием II, VI ступеней. Устойчивым может быть любой звук, на котором заканчивается мелодия, так как отсутствие полутонов исключает тяготения, свойственные мажорной и минорной классически – романтической тонально – функциональной гармонической системе.

  

ДИАТОНИКА, ХРОМАТИЗМ

Основные ступени звукоряда - это диатоника, иначе – диатонические ступени. Повышение или понижение диатонической ступени – это альтерация (от латинского alterare = изменять), или хроматизм (от латинского chroma = цвет). Знаки альтерации: диез, бемоль, дубль – диез, дубль – бемоль, бекар. В мелодии по характеру движения хроматические звуки делятся на проходящие и вспомогательные. Вспомогательные звуки образуются между повторением основной ступени, проходящие – между разными ступенями в поступенном движении вверх или вниз.

Последовательное применение проходящих хроматических звуков образует хроматическую гамму.

Правило построения хроматической гаммы:

- в мажоре при движении вверх не изменяются III, VI , а при движении вниз – I, V ступени;

- в миноре при движении вверх и вниз не изменяются I, V ступени.

Особый вид хроматизма – это модулирующий хроматизм, который указывает на появление новой тональности.

В пределах одного музыкального построения встречается несколько вариантов смены тональности:

- отклонение – плавный переход в другую тональность, с последующим возвращением;

- модуляция (от латинского modulatio = соразмерность, стройность) – плавный переход в другую тональность, с последующим закреплением в новой тональности;

- сопоставление – внезапная смена тональности

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. ПЕРИОД

 

Музыкальное произведение представляет собой нечто целое и в то же время подразделяется на части, связанные друг с другом. Соотношение и связь частей целого являются предметом учения о музыкальной форме.

Мотив – наименьшая единица музыкальной формы, содержит один акцент.

Фраза – объединяет два или несколько мотивов.

Цезура – момент разделения между музыкальными построениями (пауза, остановка на долгом звуке, повторность ритмических фигур)

Период (от греческого periodos = круговращение, определённый круг времени) – наименьшая музыкальная форма, содержащая законченную музыкальную мысль. Обычно продолжительность периода составляет 8 – 16 тактов, в зависимости от размера, жанра и т. д.

Большие части периода называются предложениями.

В классико – романтическую эпоху сложились основные типы периода:

- период повторного строения, состоящий из двух сходных по началу предложений;

- период неповторного строения, состоящий из двух различных предложений;

- период единой структуры, неделимый на предложения.

Кроме основных типов могут быть периоды из трёх предложений, повторенного типа и т. д.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные и модулирующие.

По масштабу различают квадратные и неквадратные периоды.

Кроме периода, в зависимости от уровня групп, изучаются простые формы, параллельно с курсом музыкальной литературы – форма рондо, сонатная форма и т.д.        

Секвенция (от латинского secuor = идти вслед) – повторение мелодического или гармонического оборота от разных звуков, ступеней, в другой тональности. По направлению движения секвенции бывают восходящие и нисходящие. Оборот, который перемещается, называется звеном секвенции. Интервал, на который перемещается звено, - это шаг секвенции.

Типы секвенций:

- диатоническая – если звено перемещается по ступеням одной тональности;

- модулирующая – если каждое звено перемещается в новую, но родственную тональность;

- хроматическая – если каждое звено перемещается в новую тональность, на определённый заданный интервал.

Каденция (от итальянского cadenza = окончание) – это заключительный мелодический или гармонический оборот музыкального построения. Различные типы каденций изучаются на конкретных примерах.

 

 

ФАКТУРА

 

Фактура (от латинского factura = обработка) – это способ изложения музыкального материала.

Типы фактуры:

- одноголосная;

- многоголосная.

Многоголосная фактура в свою очередь бывает нескольких видов:

- гомофония (от греческого omofonia = один тот же звук), - это главный мелодический голос и гармоническое сопровождение;

- гетерофония (от греческого heterofonia = другой звук), - это главный мелодический голос в сочетании с подголосками;

- полифония (от греческого polis = много, phone = звук), - это совместное звучание контрастных, мелодически развитых голосов, иначе – контрапункт (от латинского punctum contra punctum = точка против точки).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!