Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

Творчество Иоганна Себастьяна Баха

Органные сочинения

Еще в Древнем Египте начал свою многовековую историю орган. К XVII веку он стал очень сложным по конструкции инструментом.В современных органах несколько тысяч труб и до семи клавиатур (мануалов), расположенных одна над другой — как лестничные ступеньки. Труб так много потому, что они разделяются на группы — регистры. Регистры включают и переключают специальными рычагами, чтобы получить другую окраску (тембр) звучания. Органы снабжены также педалью. Это целая ножная клавиатура из многих больших клавиш. Нажимая на них ногами, органист может извлекать, а также длительно выдерживать басовые звуки (такие выдержанные звуки тоже называются педалью или органным пунктом).

Органные произведения Баха .

                В течение жизни Бах работал органистом в раз­личных городах Германии. Через орган он мог общаться с широкой аудиторией и передавать ей свои мысли и чувства

    Для этого инструмента Бахом создано ог­ромное количество произведений- музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и одно­частные хоральные прелюдии.

Хоральные прелюдии

Хоральные прелюдии это обработки протестантского хорала.

 В отличие от григорианского хорала это — общее название духовных песнопений не на латинском, а на немецком языке. Мелодии протестантских хоралов созданы на основе немецких народных песен. В XVII веке протестантский хорал стали исполнять хором все прихожане при поддержке органа (четырехголосный аккордовый склад).

Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого слова choros — хор — и означал хоровое церковное песнопение.

Т.о., в ка­толической музыке хоралы были одноголосны­ми и пелись в унисон. В протестантской церкви они стали многоголосными.

Прослушали: Хоральная прелюдия фа минор, Хоральная прелюдия ми-бемоль мажор.

 

Токката и фуга ре минор для органа

Вершиной органного творчества Баха стали его знаменитые Токката и фуга ре минор.

Старые итальянские мастера называли в XVI веке токкатой фантазии для клавишных инст­рументов. Слово это произошло от toccare — касаться (имеется в виду касание клавиш орга­на или клавесина).

Токката (с итальянского – прикосновение, удар) – виртуозная пьеса для клавишных инструментов.

Токката Баха — это разлив импровизации.

«Импровизация» в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. Импровизировать – означает  сочинять без предваритель­ной подготовки, тут же исполняя сочинение. Бах отводит токкате роль вступления.

Фуга сосредоточена на имитационном развитии одной темы. Экспозиции закончилась показом темы во всех четырех голосах.

В разработке Бах проводит тему в новых тональностях, в разных регистрах. Между ее проведениями он располагает новые интерме­дии.

В репризе тема звучит в основной тональ­ности, сплетаясь с новыми голосами.

Клавирная музыка. Инвенции.

Общее название произведений для струнно-клавишных инструментов — клавирная музыка. К XVII веку самым распространенным из них стал клавесин.

Клавесин — предок фортепиано, которое начало входить в обиход с середины XVIII века. При нажиме на клавиши клавесина перышки или кожаные язычки, насаженные на стерженьки, как бы щиплют струны. Получаются отрывистые, звонкие и вместе с тем немного шуршащие звуки. На клавесине от силы удара по клавишам сила звука не зависит. Поэтому на нем нельзя делать крещендо и диминуэндо — в отличие от фортепиано, на котором это возможно благодаря более гибкому соединению клавиш с молоточками, ударяющими по струнам. У клавесина может быть две или три клавиатуры и имеется устройство, позволяющее изменять окраску звука.

Звучание еще одного небольшого клавишного инструмента — клавикорда — более слабое, чем звучание клавесина. Но зато на клавикорде возможна более певучая игра, потому что его струны не защипываются, а на них нажимают металлические пластинки.

Полифонические произведения Баха

«Контра­пункт» был поэтическим языком гениального композитора», — писал Н. А. Римский-Корсаков.

Полифония в переводе с греческого языка означает многоголосие. Причем такое многого­лосие, в котором каждый голос является оди­наково важным и ведет свою выразительную мелодию.

Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет толь­ко один голос, в котором звучна мелодия. Ос­тальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется гомофонией. Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.

Надо сказать, что полифоническая музыка появилась за много десятилетий до Баха. Он своим искусством, достигшим истинного совер­шенства, как бы подводил итоги развития по­лифонии.

За многие столетия существования в поли­фонической музыке возникли свои особые фор­мы и жанры, свои средства развития. Одной из самых важных среди них является имитация. Это латинское слово imitatio означает подражание.

 Имитировать — означает подражать. Точнее, это по­очередное вступление голосов, в котором каж­дый голос, немного опаздывая, повторяет одну и ту же мелодию.

 

Инвенции

Сочинил для своего старшего сына Вильгельма Фридемана, 15 двухголосных полифонических пьес в пятнадцати тональностях и назвал их «инвенциями».

 

Латинское слово inventio значит «изобрете­ние, выдумка».

Бах написал свои инвенции для того, что­бы научить своих учеников «красивому и певу­чему методу исполнения».

В основе каждой из них — короткая, но выразительная тема. В имитационных произведениях эта тема в начале звучит одноголосно, а затем её имитирует другой го­лос. Причем первый при этом не замолкает, он продолжает движение, оттеняя тему. Такое про­должение мелодии называется противосложе­нием.

Вообще, в инвенциях есть разделы, в которых тема не проводится. В них могут разви­ваться элементы основной мелодии. Такие раз­делы называются интермедиями (в переводе с латинского языка inter означает между), пото­му что находятся между проведениями темы.

 

Прослушали: Ин­венция до мажор, Инвенции фа мажор (канон)

Одновременно с двухголосными инвенциями Бах сочинил пятнадцать трехголосных полифонических пьес в тех же тональностях. Он назвал их «симфониями» (в переводе с греческого языка — «созвучия»).

Прослушали: Инвенция си минор.

Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

Настоящей энциклопедией баховских обра­зов стал его знаменитый «Хорошо темпериро­ванный клавир». Первый его том Бах написал в Кётене в 1722 году. В него вошли 24 прелю­дии и фуги. В Лейпциге много лет спустя по­явился второй том, также состоящий из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях. Так построены оба тома (в общей сумме — 48 прелюдий и фуг) «Хорошо темперированного клавира» Баха.

Рассказывают, что...

В начале XVIII века клавиатурные инструменты имели лишь приблизительно правильный строй. Такой клавесин звучал чисто только в то­нальностях с малым количеством знаков. Говоря проще, тогдашние кла­весины были очень похожи на сильно расстроенный современный рояль.

Возникла необходимость создания единого правильного строя для клавиров. Темперированный, или равномерный строй был основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов.  Бах решил доказать, что все тональности равноправны и звучат красиво.

 

В «Хорошо темперированном клавире» Бах установил тип двухчастного цикла «прелюдия и фуга».

Прелюдия строится свободно. В ней немалая роль может принадлежать гомофонно-гармоническому складу и импровизационности.

Это создает контраст к фуге как строго полифоническому произведению.

Начинается трехголосная фуга.

Это слово на латинском и итальянском языках означает «бег», «бегство», «быстрое течение». В основе фуги обычно лежит одна тема — яркая, запоминающаяся. Ее последовательно излагают все голоса, в зависимости от числа которых фуги бывают двухголосные, трёхголосные и даже пятиголосные.

Реже встречаются фуги с двумя, еще реже с тремя и четырьмя темами. Тогда они соответственно называются двойными или тройными.

Однотемные фуги начинаются с изложения темы в главной тональности каким-либо одним голосом. Затем тема имитируется поочередно другими голосами. Так образуется первый раздел фуги — экспозиция.

Во втором разделе — разработке — тема появляется только в других тональностях, дается интенсивное развитие темы при помощи различных средств: усиления динамики, частой смены то­нальностей, гармонической неустойчивости.

А в третьем, последнем разделе — репризе— она вновь проводится в главной тональности, но излагается уже не одноголосно. С француз­ского языка это слово переводится как возоб­новление, повторение.

Прослушали: Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия и фуга до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Сюиты Баха

В Кётене написаны шесть «Французских» и шесть «Английских» сюит. Правда, эти названия сюитам были даны уже после смерти Баха. Говорят, что «Английские» сюиты были ему заказаны каким-то англича­нином. Но возможно и другое объяснение: каж­дая из «Английских» сюит начинается прелю­дией, а такое строение сюиты можно увидеть у великого английского композитора Генри Пер­селла.

Во «Французских» же сюитах Бах ис­пользовал французские танцы. Кроме того, в последних ощущается влияние творчества фран­цузских клавесинистов Куперена и Рамо.

Бах очень любил форму сюиты, позволяю­щую объединять в единое целое разнообразные танцы.

Французское слово «сюита» переводится как последование, ряд, вереница. В русском языке прижилось похожее слово «свита» — вереница людей, следующих за каким-нибудь важным лицом.

 В музыкальной сюите следуют друг за другом танцы.Здесь тоже есть свой порядок. Есть главные «особы» и те, кто их сопровождает. Главных танцев че­тыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

Аллеманда (возможно, родом из Германии), более подвижная куранта (родом из Франции), медленная сарабанда (родом из Испании) и быстрая жига (родом из Ирландии или Англии).

 Старинными они были даже во времена Баха. Позднее в сюиту вошли более новые танцы, чаще всего французские, потому что именно Фран­ция была законодательницей мод в области танца: гавот, бурре и самый модный в XVIII веке менуэт. Новые танцы заняли в сюите строго определенное место — между сарабандой и жигой, образуя интермедийные разделы («inter» в переводе с латинского означает «между»).

 

Прослушали: «Французская сюита» до минор


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!