II . Духовная (церковная) музыка эпохи Возрождения.

Гнатовская Л.И. 

 

К изучению темы: «Музыкальное искусство Возрождения».

 

/К студентам-теоретикам I курса. Пояснительная записка.

 

1)  На 2 декабря готовимся к контрольному уроку по пропущенной теме: «Светская музыка Средневековья». Формы опроса: музыкальная викторина, тест, ответы на вопросы.

2) К уроку 25 ноября высылаются: 1. Общий план изучения темы «Музыкальное искусство Возрождения». 2. Лекционный текст - в продолжение самостоятельного изучения темы: «Музыкальное искусство Возрождения»./

=========================

Музыкальное искусство эпохи Возрождения.

 

           /План прохождения темы/

 

I. Общая характеристика. Эстетический идеал эпохи Возрождения..

 

II. Духовная (церковная) музыка эпохи Возрождения.

 

1) Месса. Полифония «строгого письма».

2) Джон Данстейбл.

3) Гийом Дюфаи.

4) Нидерландская школа полифонии. (Йоханнес Окегем, Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Орландо Лассо).

5) Духовная музыка в Италии. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

6) Духовная музыка в Германии. Реформация. Мартин Лютер. Протестантский хорал.

7) Франция. Гугенотские псалмы. Клод Гудимель.

8) Английская церковная музыка. Джон Мербек, Джон Тавернер, Роберт Уайт.

 

III. Светская музыка эпохи Возрождения.

 

1) Вокальная музыка. Многоголосная песня.

- Франция. Шансон (chanson).

- Клеман Жанекен – «музыкальный рисовальщик».

- Италия. Мадригал. Карло Джезуальдо ди Веноза.

- Английский мадригал. (Уильям Бёрд, Томас Морли, Джон Уилби).

- Джон Дауленд (Доуленд) – известный английский музыкант эпохи Возрождения.

- Германия. Творчество мейстерзингеров. Ганс Сакс.

2) Инструментальная музыка.

- Связь инструментальной музыки с вокальной.

- Музыкальные инструменты.

- Жанры инструментальной музыки.

 

3) Музыкальная теория в эпоху Возрождения. Иоанн Тинкторис. Джозеффо Царлино.

==================

I . Эпоха Возрождения ( XV - XVI вв.). Эстетический идеал.

 

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном развитии ряда европейских стран. Её расцвет – XV и XVI века.

 

Само понятие «Возрождение» довольно условно.

С одной стороны, оно указывает на связь идей и художественных образов этой эпохи с идеаламиэпохи Античности. И, действительно, перекликается с ней светлым мировосприятием, воспеванием земных чувств, свободолюбивым духом.

С другой стороны, слово «Возрождение» трактуется более широко - как невиданный взлёт науки и литературы, живописи и зодчества, как расцвет человеческого гения. Об этом говорят имена выдающихся мыслителей, деятелей национально-освободительного движения (Ян Гус и Мартин Лютер), учёных (Джордано Бруно и Николай Коперник), писателей (Тассо, Лопе де Вега, Рабле, Шекспир), художников (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан).

 

Музыкальное искусство эпохи Возрождения отмечено сложным переплетением различных национальных школ, стилей. Оно, безусловно, пользовалось большим общественным авторитетом (композиторы Жоскен Депре, Орландо Лассо, Палестрина), и достижения его бесспорны, но музыка не достигла тех высот, на какие сумели подняться литература, скульптура, живопись этого периода.

 

Эстетический идеал эпохи Возрождения.

 

Идейно-эстетической основой Возрождения стал гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) - воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственное видение и оценку действительности. В противовес средневековому аскетизму, деятели эпохи Возрождения на первый план выдвигают интерес к познанию мира, живой человеческой личности, красоте его лица и тела.

От прежней эпохи, Средневековья, художники берут её центральную тему – тему Господа Бога, тему Творца. Но отношение к этой теме изменилось: не просто смутно ощущать присутствие Бога в мире, совершать религиозные ритуалы и бояться кары господней, но сознательно любить Бога, познать его как Творца, понять его божественный замысел и, обретя все эти знания, воспеть Бога-Создателя, а через него – Жизнь.

Таким образом, основой философии эпохи Возрождения стал пантеизм.  В пантеизме сливаются воедино главные духовные начала жизни и Вселенной – любовь и познание. Художник Возрождения не только передаёт восхищение красотой окружающего мира, но и пытается познать этот мир, раскрыть тайны его красоты и гармонии.

Человек – есть самое прекрасное и совершенное из Божьих созданий. Художник Возрождения познаёт Человека, то есть – личное начало. Но его привлекает не столько глубина его души итерзающие его страсти, сколько именно красота и гармония: тело, не имеющее изъянов, лицо, выражающее мудрость, спокойствие и благородство – это мы видим, например, на картинах Леонардо да Винчи.

 

В музыке сугубо личностное начало проявлялось тоже, но не на всех этапах Возрождения. Оно было выражено в «Ars nova» - в XIV веке, затем с новой силой проявилось в начале XV века у композиторов Дюфаи и Данстейбла, а в дальнейшем, минуя довольно длительное время, - только в конце XVI века у итальянских композиторов-мадригалистов, в искусстве которых зародятся уже лирика и драматизм, приведшие, в конечном итоге, к образованию нового жанра – «драмы на музыке», т.е. опере.

В большем же времени XV и XVI веков в музыке крупнейших композиторов-полифонистов очень многое определялось скорее внеличностным характером образов и тематизма, словно они были ещё связаны с художественными традициями Средневековья и представляли собой своего рода «готическую» струю в искусстве Ренессанса.

Наиболее полно и убедительно объективное выражение красоты и гармонии мира раскрылось в музыке духовной.

Ответить на вопросы:

1. Какое время в европейском искусстве называют «эпохой Возрождения»?

2. Какой смысл вложен в это понятие – «Возрождение»?

3. Каков эстетический идеал эпохи Возрождения?

4. Какое начало – личностное (субъективное) или внеличностное (объективное) выходит на первый план в музыкальном искусстве Возрождения? Почему так?

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вообще для эпохи Возрождения в целом характерно явное преобладание вокальных жанров, в частности вокальной полифонии. Инструментальная музыка долгое время будет находиться в зависимости от вокальной. Полную самостоятельность она обретёт лишь в 17-18 веках.

II . Духовная (церковная) музыка эпохи Возрождения.

 

Полифония «строгого письма».

Основными жанрами в духовной музыке эпохи Возрождения были месса и мотет.

 

Месса эпохи Возрождения – прямая наследница средневековой мессы. Звучит она тоже в христианском храме во время католического богослужения. Здесь те же пять частей; латинский язык.

Но теперь уже мир не кажется человеку малым и обозримым, и месса расширяется, становится более величественной и масштабной.

Текст включает в себя основные философско-созерцательные идеи своеговремени: о гармоничности и красоте мира, а также человеке и его чувствах, когда он обращается к Творцу.

Это: слова мольбы и просьбы о прощении (Kyrie eleison), Господи, помилуй

слова радости и восторга (Gloria), Славься

 слова убеждённости и твёрдости духа (Credo), Верую

слова торжества и силы (Sanctus и Benedictus), Свят и

слова благодарности и милости (Agnus Dei). Ангел божий

 

 Композиторы эпохи Возрождения сумели передать в мессе в целом состояние счастливого согласия, умиротворения.  

Особенно это справедливо по отношению к итальянскому композитору Палестрине. (Пример 14. «Agnus Dei» из знаменитой «Мессы Папы Марчелло» Палестрины). /24/

 

Свой музыкальный полифонический стиль композиторы Ренессанса назвали «строгое письмо», подчеркнув тем самым жёсткость ограничений, которые они взяли на себя, чтобы соответствовать эталону музыкально-прекрасного.

 

Основные правила полифонии строгого письма.

1) Звучание мессы должно быть светло и мягко. Поэтому исполняет её 4-хголосный хор без инструментального сопровождения – сопрано, альты, тенора и басы, - естественные природные человеческие тембры.

2) Голоса в полифонии равноправны по своему значению. Композитор не должен отдавать предпочтение какому-либо из них. Поэтому они не слишком отличаются друг от друга по типу движения, по эмоциональному строю и характеру.

3) Мелодическое движение голосов (горизонталь) должно быть преимущественно плавным, без лишних скачков. Скачки вверх ограничивались малой секстой (хотя могли быть и октавные ходы), скачки вниз ограничивались чистой квинтой. (Ходы на диссонирующие интервалы допускались крайне редко). Восходящие скачки следует компенсировать нисходящим поступенным движением и наоборот – это соответствует законам гармонии.

4)   Одновременно (по вертикали) могут звучать только консонансы – терции, сексты, квинты и октавы. Другие интервалы, включая «безобидную» кварту, считаются диссонансами. Значит, их нужно смягчать, т.е. брать «с приготовлением»- сначала один звук диссонанса, потом другой.. Гармония в своей основе была консонирующей. Применялись мажорные и минорные трезвучия и секстаккорды.

5) Ритмика должна быть плавной, ровной, без суетливости и резких бросков. Мелкие длительности (даже восьмые) применялись крайне редко.

 

В качестве мелодической основыполифонического произведения берётся, как мы знаем, известная мелодия, которая в неизменном виде (cantus firmus) проводится несколько раз, обрастая сетью других голосов.

В эпоху Возрождения всё реже употребляются церковные мелодии; композиторы чаще обращаются к мелодиям протестантских гимнов, светских и даже народных песен, названия которых и становятся «заголовками» месс.

/Таковы многие мессы мастеров нидерландской школы: «Бледно личико твоё» Г.Дюфаи,   «Поведай, язык мой» и «Вооружённый человек» Жоскена Депре и др.). /

Такое взаимодействие «учёного», высокопрофессионального и - бытового, популярного начал в музыкальном искусстве - значительно и специфично для эпохи Возрождения.

 

Cantus firmus в мессе помещают обычно в теноре, где он наиболее заметен. Мелодия его скупа и размеренна; каждая нота подчёркивается, звучит долго. Звуки cantus-firmus’a скрепляют весь мелодический материал: они часто повторяются во всех голосах, как бы прошивая музыкальную ткань. Однако, повторяясь, мелодия изменяется, варьируется. Техника мелодического развития получила латинское название varietas – вариантность.

 Соединения голосов – контрапункт (от латинского punctum contra punctum – нота против ноты). Одновременное сочетание двух или нескольких мелодий. Здесь тоже – широкая возможность выдумывать новые сочетания. Нижний голос может поменяться с верхним (вертикально-подвижной контрапункт); мелодия передвигается по времени – вступает раньше, чем вторая (горизонтально-подвижной контрапункт).

Широко используют композиторы и приём имитации – простого повтора. Но изобретательный ум открывает различные виды имитаций: можно повторить мелодию в другом голосе не точно, а проведя её от конца к началу («ракоходный» вариант), или перевернуть в мелодии интервалы – тогда все ходы наверх станут ходами вниз и наоборот («тема в обращении»). Можно исполнять мелодию в ускоренном или замедленном темпе, уменьшив или увеличив в два раза длительность всех звуков («тема в увеличении», «тема в уменьшении»).

 

Техника контрапункта «строгого письма» требовала очень большого внимания со стороны композитора, так как необходимо было заранее всё просчитать и выверить. /Композитор, как конструктор, должен изначально предвидеть будущие перестановки, рассчитать их так, чтобы в новых сочетаниях Гармония не была нарушена. Сочинение мессы подобно строительству огромного храма – это гигантский труд./ Возникают в связи с этим вопросы:

Значит, написать мессу по вдохновению было практически невозможно? И для создания подобной музыки не нужна ярко выраженная индивидуальность?

Но, как в живописи, где хрупкость и нежность Боттичелли, мягкость и лучезарность Рафаэля, пышность и сочность красок Тициана не совпадают, так и в музыке композиторы, даже в условиях «строгого письма» остаются хранителями собственных тайн музыкального мастерства.

Чтобы убедиться в этом, послушаем фрагменты из мессы «Ми-ми» композитораXV века Окегема, принадлежащего к прославленной нидерландской школе; ни у одного из его современников нет такой неземной, парящей мелодии, как у него, хотя именно этого музыканта называют самым «строгим» творцом, «чистым» полифонистом. (CD-2. Пример 5). «Et incarnatus» и «Crucificxus» («И воплотившись», «Распят»/ 25

 

«Строгое письмо» как законченная манера музыкального мышления со своими правилами и традициями не могло возникнуть сразу. Этот процесс начался в первой половине XV века, когда в Камбре (Бельгия) жил и творил композитор Гийом Дюфаи (1400-1474). Одновременно в Англии положил начало «строгому стилю» Джон Данстейбл (1390-1453).

 Наиболее же прочно, последовательно и окончательно стиль «строгое письмо» был представлен в так называемой «нидерландской школе».

Джон Данстейбл (1390-1453) английский композитор и музыкальный теоретик. Его жизнь и творчество прошли на неблагоприятном фоне «смутных времён» Столетней войны (1337-1453), что тяжело сказалось на развитии культуры в Англии и вызвавшей глубокий застой её художественной жизни.

Но творчество Данстейбла было столь значительно, что оказало сильное воздействие на развитие музыки не только в Англии, но и на всём континенте. Высокообразованный гуманист, Данстейбл был также математиком и астрологом; он хорошо знал культуру других стран. Будучи музыкантом на службе у герцога Бедсфорда (брата короля Генриха V), он побывал с ним во Франции, в Италии, изучал рукописи композиторов этих стран.

В творчестве самого Данстейбла центральное место занимают мотеты на латинские тексты. В них господствует трёхголосие, мажорная окраска; яркая распевная мелодика верхнего голоса тонко расцвечена «подголосками»; широко применяется принцип вариационной разработки материала.

 Строгая техника не затрудняла музыканта. Музыка в его мессах и мотетах движется естественно; мелодии выразительны.

Таков, например мотет « Veni Sanctus Spiritus » («Приди, Святой Дух»), Пример 1. /28/. Возвышенность настроения и в то же время – просветлённость и теплота тона.

 

Гийом Дюфаи 1400-1474) – фламандский композитор. Его по праву считают родоначальником знаменитой нидерландской школыполифонии.

Первоначальное музыкальное образование он получил в родном городе Камбре, где был воспитанником метризы. В 1428 году поступил младшим певцом в папскую капеллу в Риме и прослужил там около 10 лет. Последующие годы Дюфаи провёл на службе у герцога Савойского, а также в Париже (здесь он получил сан священника). В 1451 году он возвратился в Камбре, где руководил певческой капеллой.

Ещё при жизни композитор достиг широкой известности, пользовался всеобщим уважением и почётом.

 

 Среди сочинений Дюфаи основное место занимают духовные композиции – мессы, мотеты. Но в качестве cantus firmus’a в полифонических мессах нередко использует народные песни и напевы.

Он один из первых музыкантов стал последовательно в мессе использовать 4-х голосный хор (ранее более привычно было трёхголосие)

.

Есть в творчестве Дюфаи и светская музыка: песни – около 80; преимущественно это баллады, простые по содержанию и ясные по музыкальному языку.

В целом же, в музыке Дюфаи своеобразно сочетаются строгость, даже некоторая эмоциональная скованность, с лиричностью и теплотой высказывания. Противоречивость эта – неизбежное следствие переходного периода, в который он жил и творил.

Пример 2. Мотет «Ave regina» («Да здравствует Королева»)

=================================

  

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 796; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!