Интересные факты из жизни Пастернака

Биография Пастернака

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Ранние годы

Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан.

В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.

Образование

В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.

Творческая жизнь

Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским, творчество которого повлияло на Пастернака.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой.

Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Личная жизнь

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.

Последние годы

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.

Хронологическая таблица

1890 год, 29 января (10 февраля) – Родился в Москве Б. Пастернак. Отец — художник Леонид Осипович Пастернак, мать — пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.

1901, август – Поступил во второй класс московской пятой гимназии.

1908, май – Окончание гимназии с золотой медалью.

1908, август – Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.

1909, май – Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.

1910, февраль – Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.

1911, 10 января – Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.

1912, май-август – Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета;
двухнедельное пребывание в Италии.

1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”;
заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.

1913, декабрь – Работа над сборником стихов “Близнец в тучах”.

1914 – Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” — “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака;
происходит первая встреча с В. Маяковским.

1916 – Выход книги стихов “Поверх барьеров”.

1917 – Революция в России;
Б. Пастернак работает над книгой “Сестра — моя жизнь”.

1917-1918 – Работа над повестью “Детство Люверс”.

1921 – Отъезд родителей в Берлин.

1922 – Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.

1922, январь – Выходит книга стихов “Сестра — моя жизнь”.

1922-1923 – Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.

1923, январь – Выходит книга стихов “Темы и вариации”.

1924 – В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.

1925-1930 – Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).

1925-1926 – Пишет поэму “Девятьсот пятый год” – эпос, “ внушенный временем ”.

1926-1927 – Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.

1931 – Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р.М. Рильке;
женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.

1932 – Новая любовь – новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.

1936 – Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.

1937 – Самоубийство Паоло Яшвили;
арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.

1940 – Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии;
первые стихи из цикла “Переделкино”.

1941 – Переводит и публикует “Гамлета”;
начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.

1941, июль-август – Эвакуация семьи в Чистополь;
первые “военные” стихи.

1943 – В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.

1945 – Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.

1945-1955 – Работа над романом “Доктор Живаго”.

1946, октябрь – Знакомится с Ольгой Всеволодовной Ивинской.

1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.

1952, 20 октября – Инфаркт миокарда; Боткинская больница.

1953 – Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.

1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.

1956 – Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.

1957 – Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате;
Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.

1958, 23 октября – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”;
в “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.

1959 – В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б.Л.Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

1960, 10 февраля – Семидесятилетие писателя;
он начинает работу над пьесой “Слепая красавица”.

1960, 30 мая – Б. Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкино.

Интересные факты из жизни Пастернака

Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.

В жизни писателя много удивительных фактов биографии. Когда Борису исполнилось восемь, с ним произошёл несчастный случай – он упал с лошади. Метр вправо, метр влево, и всё могло закончиться трагически. Но ему повезло: пострадала только нога, которая срослась с укорочением. О военной службе не могло быть и речи.

Пастернак не раз повторял, что всем в жизни он обязан родителям: отцу – выдающемуся художнику, и матери – превосходной пианистке. Но взгляды на воспитание подрастающего сына у родителей были разные. Глава семейства наставал на скорой самостоятельности, а мать, наоборот, баловала и поощряла увлечения сына. Так, в 1911 году она передала сыну 200 рублей – сумму на то время немыслимую. На эти с трудом сэкономленные деньги Пастернак год учился в Марбургском университете, изучая философию.

Пресловутая графа номер пять в анкете для Пастернака закрывала двери во многие учебные заведения. Нельзя сказать, что будущий поэт не боялся или ему было всё равно на то, как сложится его судьба. Он переживал и думал над предложением философа Германа Когена остаться в Германии, продолжить обучение с перспективой работы преподавателем в университете. Но его уже манила и звала писательская стезя.

После возвращения из Марбурга Пастернак поступил на службу домашнего учителя в семью богатого коммерсанта Морица Филиппа. Поместье, в котором два года жил и работал начинающий поэт, было до основания разрушено во время революции. Вместе с ним в небытие ушли и ранние произведения Пастернака.

Особую роль в судьбе писателя сыграла Марина Цветаева. Их объединяло многое: оба вышли из интеллигентных профессорских семей, оба получили хорошее образование и страстно любили поэзию. Долгое время они вращались в одной среде, но всегда им что-то мешало заговорить друг с другом. Образовавшийся барьер между ними был сломлен после эмиграции Цветаевой в Берлин, когда между ними завязалась долгая и трогательная переписка. Это был настоящий роман в письмах.

Борис Пастернак и Марина Цветаева увиделись спустя много лет в Москве. Поэтессе всегда была в немилости у Советской власти и испытывала крайнюю нужду. Пастернак никогда не отказывал в помощи: снабжал Марину и её семью деньгами и продуктами. Помог он собраться и в эвакуацию во время Отечественной войны. Для упаковки вещей он взял верёвку, и, смеясь, уверял подругу в её неимоверной прочности, мол, она всё выдержит, хоть вешайся. Через некоторое время пришла весть о самоубийстве Цветаевой в Елабуге: она повесилась именно на этой веревке.

Пастернак всю жизнь мечтал написать настоящий роман. Каждый раз после той или иной повести он говорил, что вот этому небольшому отрезку, кусочку предстоит большая судьба – он обязательно разовьется в нечто масштабное. И он его создал. Если говорить кратко, то работа над романом «Доктор Живаго» заняла десять долгих лет. Он долгое время был запрещен на родине писателя. Впервые был опубликован в Италии, и получил Нобелевскую премию.

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса. Особенности и своеобразие лирики Пастернака Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков. Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным.       

Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств. Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения. Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм. Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа. Ранняя лирика Пастернака От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами. Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной. В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему. Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной. Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую. Философская лирика Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия. Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать. Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца. Природа в лирике Пастернака Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки. Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером. В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл. Любовная лирика поэта Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях.

Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни. В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом. За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой. Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому. После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!