ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУССКОГО ПРАВА



Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Сравнительное правоведение»

на тему: «ИНДУССКОЕ ПРАВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ,
ОСОБЕННОСТИ И СФЕРА ВЛИЯНИЯ»

 

Выполнил: Д.А. Ковалев, студент 2-го курса заочной формы обучения,

направление подготовки:

40.04.01 «Юриспруденция»,

группа Юм05/1906з

 

Проверил: А.П. Альбов

доктор исторических наук, профессор

Оценка __________________________

Подпись _________________________

«   » _______________ 20__ г.

 

 

Люберцы

2020

ОГЛАВ ЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1. Происхождение и дальнейшее развитие индусского права. 4

2. Общая характеристика индусского права. 7

3. Современное индусское право. 12

Заключение. 16

Список использованных источников. 17

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время индусское право распространяется приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточном побережье Африки – преимущественно в Танзании и Уганде.

Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.

В трудах, посвященных исследованию индусского права, практически отсутствует определение индусского права. Н.А. Крашенникова объясняет это историческими изменениями в нем, которые включают возможность приобрести единое формулирование. В общем виде индусское право можно определить как религиозно-правовую систему, которая регламентирует общественные отношения в середине общины, которая исповедует иудаизм[1].

Цель работы – определение особенностей, сфер влияния, а также этапов происхождения и развития индусского права.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

– выявить особенности возникновения и развития индусского права;

– исследовать ключевые особенности индусского права;

– определить источники индусского права;

– выявить сферы влияния индусского права.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИНДУССКОГО ПРАВА

Главная черта индусского права тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные в далекой древности, во втором тысячелетии до н.э. и даже раньше, - содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковывать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами - обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (второе тысячелетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими[2].

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа - комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.В период английской колониальный экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификации и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права». В области права собственности и обязательного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина «живучести» этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брачащихся, ни достижения ими определенного возраста. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на одержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУССКОГО ПРАВА

 

Индусское право есть составной частью индуизма – религии, которая представляет собой комплекс разнообразных религиозных, философских и социальных взглядов. Индуизм сформировался вследствие эволюции и слияния ведических и брахманских традиций. В основе этого вероучение положены религиозные и философские идеи брахманизма (карма, сансара, реинкарнация и пр.). Среди разнообразия наиболее распространены и уважаемы: Брахма, Вишна и Шива. Индуизм отличается от других религий веротерпимостью, отсутствием агрессии к лицам, которые придерживаются других взглядов. Каждый индус может верить в того или другого бога, в нескольких богов или вообще не имеет четко очерченной теологической доктрины. Одновременно они вмещают определённые, основные верования религиозно-философского характера, которых придерживаются абсолютное большинство индусов. Определенной чертой индуизма есть также отсутствие единой религиозной организации. Со временем этих верований, которые имеют общую основу, развились разнообразные и как самостоятельные религии, так и направления индуизма[3].

Персональный характер действий права, которые распространяются только на лиц, которые исповедуют индуизм, независимо от того, в каких государствах они живут. Наибольшая община поклонников индуизма (приблизительно 1 миллиард) проживает в Индии, где они составляют приблизительно 83% населения. Как религиозные меньшинства они представлены в Палестине, Бирме, Сингапуре, Малайзии, Танзании, Уганде и Кении. В судебной практике Индии сложилось правило, соответственно которому индусское право действует относительно лиц, исходя из 2 критериев – рождение в семье индусов или принадлежность к религии. Оно не распространяется на лиц, которые перешли в веру, несовместимую с иудаизмом. Однако индус не теряет право снова вернуться к своей вере, что тянет за собой обновление действий относительно него индусского права. Нормы индусского права применяются к последователям всех религиозных направлений индуизма – буддизма, сикхизма и пр. Индусское право официально не распространяется на 4 религиозных меньшинств: мусульман, христиан, иудеев и парсов[4].

Очень ярко выраженный кастовый характер. Касту характеризуют как социальную общность или группу в составе индийского общества, сообщества по рождению, наследованию, эндогамную, закрытую для проникновения посторонних, которая традиционно специализируется по роду хозяйственной деятельности или кругу занятий, с ярко выраженной кастовой самосознательностью, имеет место строго определенного в сложной индийской иерархии. Отношения внутри касты и с членами других каст регулируются специальными нормами поведения. Таких каст и подкаст в Индии насчитывается приблизительно 3,5 тысячи. Согласно историческим традициям они разбиты на 4 группы: брахманов (вначале – каста священников), кшатриев (воинов), вайшьев (купцов) и шундрив (слуг и ремесленников). Вне этого предела стояла каста «неприкасаемых», которая имела самое низкое место в социальной иерархии. Она фактически пребывала вне сферы правового регулирования индусского права, которое применялось только по вопросам ограничения правоспособности. Переход из одной касты в другую не допускался. Между кастами был установлен жесткий иерархический порядок. В его основании лежал принцип чистоты касты, степень которой зависел от ее места в иерархии. Чистота касты должна была остаться незапятнанной, и поэтому нельзя было устанавливать контакты с членами низших каст. На основе этого принципа были разработаны многочисленные нормы, которые запрещали жениться с членами каст низшей чистоты, так же само, как и принимать еду в их присутствии и даже приближаться к ним. Эти нормы применялись судами Индии до 1949г. Например, суд признавал брак между представителями разных каст недействительным, а детей, рожденных в таком браке, - незаконнорожденными. Соответственно к Конституции Индии, принятой в 1950 г., были отменены все нормы, согласно с которыми принадлежность к кастам влекла соответствующие юридические последствия для их членов. Несмотря на пробы государства изменить правила поведения в этой сфере, большое количество индусов – преимущественно жители сел (которые составляют до 80% населения) – продолжают жить, придерживаясь древних принципов кастового разделения. В индусском праве существует несколько школ, присутствие которых объясняется разными причинами – большой разнородностью населения (в Индии проживает более 500 народностей, которые говорят 1652 языками) и большим разнообразием источников права. В одной местности отдают предпочтение одним из них, в другой – другим. В индусском праве имеют преимущество две главные школы – Митакшара и Дайябгаха. Эти школы вместе с подшколами господствуют в соответствующих географических районах, хотя личный статус индивидов не зависит от того, где они проживают. Школа Дайябхага распространена в Бенгалии и Ассами, Митакшара – в других частях Индии и Пакистане.

Индусское право претерпело сильное влияние других правовых систем – мусульманской и английского права. Самые древние источники индусского права – веды были созданы ещё во втором тысячелетии до н.э. На протяжении значительного исторического периода оно развивалось самостоятельно. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в ХVIв., достаточно ощутимо приостановило развитие индусского права. Суды обязаны были применять только мусульманское право, индусское же могли применять только панчаята (собрания) каст для решения внутриобщинных проблем. Это привело к сужению сферы действия индусского права, которое оставалось действовать главным образом в узкой сфере религии и личных отношениях.

В XVII и XVIII веках мусульманское панство сменилось английским. Англичане не возражали против применения относительно населения Индии, особенно в области частного права, более знакомых ему правовых норм. Но установление английского панства очень повлияло на развитие индусского права. Р. Давид отмечает, что это влияние оказалось двойным образом. Прежде всего, следует обратить внимание на его позитивное действие, поскольку было официально признан авторитет индусского права, то есть англичане признали равное значение мусульманского и индусского права, а английским судам было предоставлено право рассматривать на их основе все споры, которые не касались интересов англичан. С другой стороны, английское панство, наоборот, было негативным для индусского права, потому что оно повлекло глубокую его трансформацию. Последствием этого влияния было ограничено действие индусского права лишь регламентацией узкого круга отношений, тогда как важнейшие сферы общественной жизни подпали под действие нового территориального права, которые применялись ко всем гражданам Индии независимо от их религиозной принадлежности. 

 К. Цвайгерт и Х. Кетц определяют также, что применение индусского права английскими судами привело его к «коррозии»[5]. Застарелые нормы, которые регулировали право собственности, были вытеснены общим правом, и, наоборот, в области семейного и наследственного права действовал метод, согласно которому все дела, которые касались наследства, брака, каст, других религиозных обычаев или институтов, решались, согласно, с нормами индусского права. Однако английскому судье было достаточно трудно реализовать этот принцип. Среди большого количества юридической литературы только некоторые труды были переведены на английский язык с санкскрипта. Но даже они часто оставались загадкой для судей, которые практически не имели почти никакого представления об условиях жизни индусов и неписанных правовых традициях. Судьи пытались решить проблему, заинтересовывая или привлекая к судам местных странствующих знатоков – пандитов, у которых английские судьи могли приобрести необходимые знания по специальным вопросам индусского права. С 1864г. от таких услуг отказались, потому что судьи уже имели на это время необходимый опыт в обращении с индусским правом, и стали больше переведенных на английский язык юридических книг, а самое главное – количество судебных решений достигло необходимого уровня, что дало возможность судьям применять их как прецеденты. 

 В результате деятельности судей индусское право в период британского колониального правления стало отличаться от первичного нормативного содержания дхармашастр. Это объясняется, с одной стороны тем, что судье была доступна только незначительная часть литературы по классическому индусскому праву, переведенная на английский язык, а это привело к тому, что они могли опираться только на эти права, хотя существовали и много других источников. А с другой стороны, судьи часто заполняли пробелы и недоразумения в традиционных текстах, обращаясь, как правило, к принципам общего права и создавая при этом, по сути, самостоятельные юридические нормы. Таким образом, в судебной практике место классического индусского права постепенно заняло так называемое англо-индусское право, на которое в скором времени уже не было необходимости ссылаться непосредственно, как на традиционные источники писанного права, оно приобрело характер чисто прецедентного и начало широко использоваться индийскими судами.

 

 

СОВРЕМЕННОЕ ИНДУССКОЕ ПРАВО

 

Источники индусского права очень разнообразны, что объясняется огромным историческим отрезком, на котором они создавались, и религиозной спецификой этой системы. Первые источники датируются ещё IIв. до н.э., что создаёт трудности при их изучении, потому что далеко не все давние тексты сохранились до нашего времени. Самым старым из них есть – веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) – священные книги в которых содержаться божественные для индусов записи. Они были созданы приблизительно во II в. до н.э., в форме религиозных песен, молитв, выражений. Хотя веды для индусов имеют божественное происхождение, и их они рассматривали как источник религии и права, но реальное влияние вед на общественные отношения были очень незначительными уже на протяжении значительного исторического периода. Из-за того, что они вмещали достаточно незначительное количество конкретных норм права, их значение для развития индусского права также оценивается неоднозначно. Роль вед состоит не в том, что они есть непосредственным источником права, на основании которого можно регулировать конкретные общественные отношения, а скорее в идеологическом отношении, для создания других источников[6]. 

 Давним памятником индийской литературы, которые вмещают нормы права, есть смирты. Это санскритское слово означает «завещанная» мудрость отдельных авторитетных ученых и священнослужителей. Смирты представляют собой религиозные, научные и правовые трактаты, которые комментируют веды. Их датирование сложно, поскольку индусские представлении о неостановочном мировом процессе без начала и конца запрещали хронологическую упорядоченность исторический действий. Поэтому можно лишь приблизительно назвать время создания смирты – между 800 г. до н.э. и 200г. н.э. теоретически считается, что все смирты основаны на священном открытии – на ведах. Итак, если текст смирты противоречат ведам, то он не может применяться. Учитывая на то, что в самих ведах очень мало правовых норм, это правило фактически не применялось. Как считают некоторые исследователи, источники смирт следует искать в обычаях и ритуалах, характерных для религиозных культов и социальной жизни индусов того периода. Таким образом, стает очевидным (хотя ортодоксальное учение этого не признает), что смирты отличаются между собой, потому что они создавались в разные эпохи, и каждый автор стремился учитывать новые обычаи, которые постоянно возрождались.

Среды текстов смирты выделяют дхарамасутры – первые известные сборники зафиксированных в письменной форме конкретных правовых норм, которые определяют, как должен вести себя человек согласно своему отношению к кастовой иерархии относительно богов, царя, священников, предков, членов своей семьи, соседей, животных. Самые древние дхармасутры – Раутами, Бауд-хаяны, Апастамби, Васишхты – возникли в VI-III вв. до н.э.

Следующим значительным шагом в развитии смирты стали дхармашастры – сборники норм (дхарм), которые создавались в брахманских школах и имели форму стихов. Самые известные из них – законы Ману, законы Яджнавалкья, законы Нарада, которые, как предполагают исследователи прошлого составлены между I веком до н.э. и III-VI вв. Н.э. В них первые представляются относительно упорядоченные и понятные нормы, которые по современным понятиям отвечали бы нормам гражданского, уголовного и процессуального права. 

Чтобы познать дхарму, следует учитывать весь комплекс. Её знание невозможно почерпнуть в каком-то отдельном труде хотя бы, какой авторитет она имела: шастры объясняют и дополняют одна другую. В правовой теории создалась религиозная установка о том, что нормы всех дхармашаст имеют одинаковое значение и не могут между собой соперничать. Законы Ману закрепляли, что «когда есть противодействие двух частей священного открытия, то они оба считаются дхармою…»

 В иерархии источников права в древней Индии особенное значение предоставлялось артхашастрам – произведениям, которые охватывают философские, социально-политические и экономические проблемы государственной собственности. До нашего времени дошла одна артхашастра, приписываемая Каутилье – советнику царя Чандрагупты. Главное ее содержание – рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятия выгоды, корысти. Дхармашастры признают артхашастру как источник права. Был признан приоритет дхармашаст над артхашастрами и «Дхармашастры имеют большее значение, чем артхашастры, такое правило», - провозглашает Яджнавалкья. 

Важным источником права были нибандхи (или нибандази по Р.Давидом), которые представляют собой сборники комментариев к дхармашастрам. Нибандхи составлялись в промежуток между XI веком и концом XVII века. Их цель – объяснить четко непонятный смысл дхармашаст, устранить явное противоречия между ними, сделать их доступнее простым людям. Так, некоторые авторы вытягивали из старых текстов и систематизировали соответствующие отрывки, которые их можно было применить в современных им условиях. 

Таким образом было «модернизировано» немало норм, а много застарелого юридического материала совсем было изъято из правового оборота. Другие авторы писали комментарии к текстам, которые касались отдельных отраслей права, таких как наследственное или право усыновления. Самым авторитетным текстом из этих источников права считается «Митакшара» - комментарий к законам Яджнавкалья, составленный в XI-XII вв. Ещё одним признанным сборником комментариев был «Дайябхага», созданный в XIIв. Считалось, что для всех составителей этих комментариев смирты имели обязательный характер, потому что согласно к официальным доктринам их источников были веды. Поскольку эти тексты насчитывали много сотен лет, часто имели пробелы и противоречили один другому, то комментаторам предоставлялось широкое поле для их трактовки, которое осуществлялось согласно со сложными правилами специальной теории толкования. Однако в конечном итоге на результат токования влияли обычаи, которые сложились со временем в практике той местности, где проживал соответствующий автор. Учитывая географическое, климатическое, национальное разнообразие Индии, нет ничего странного в том, что признание ряда автором имело узко-региональный характер. Вследствие всего этого в XI-XIIвв. постепенно создались две правовые школы – Дайябхара в Бенгалии и Митакшара, которые дали начало многочисленным семейным школам и приобрели распространение по всей Индии.

Кроме того, в индусском праве всегда определялись как источники права давние местные обычаи, которые из давних времён применяли отдельные касты и семьи. А это означает, что в случае, если такие обычаи известны суду или могут быть доказаны, они не только должны были придерживаться при толковании норм смирты и комментариев, а даже могут иметь приоритет перед ними. По законам Ману и Яджнавалкья, следует воздерживаться от применения правила поведения, установленного текстами, если общество его не воспринимает.

Законодательство и судебная практика никогда не признавалось источником индусского права. Они рассматривались как оправдание для управления явлением, которое имеет временный характер, и из-за этого не могут вмещать норм права, так нормы права должны иметь постоянный характер. Итак, источником классического индусского право доколониального периода были в основном труды богословов и правозащитников, которые отстаивали также существующие в обществе обычаи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Индусская система права – одна из древнейших в мире. Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени.

На дальнейшее развитие индусского права значительное влияние оказали законодательство английской администрации и нормы общего права. После достижения независимости в 1947 г. в Индии был взят курс на модернизацию как индусского права, так и национальной правовой системы в целом. Конституция Индии (1950) запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Таким образом, индусское право – это семья религиозного права, которая сложилась на основе индуизма и регулирует поведение членов индусской общины, т.е. применяется ко всем индусам, исповедующим индуизм, независимо от места их жительства.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!