Особенности многоэлементной композиции

Тождество, контраст, нюанс

Пропорциональность и масштабность определяются соотношениями отдельных частей композиции, но говоря о соотношениях, необходимо учитывать такие категории, как тождество, контраст и нюанс.

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон.

Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты — показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст— проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом композиции.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

 

Ритм

Ритм — закономерное чередование или изменение элементов, свойств, явлений во времени и пространстве. Определенный ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время упрощает видение. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по объекту или изображению, помогает целостному восприятию группы объектов.

 

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь складки одежды, поворот голов людей, стоящих группой).

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или вертикали, по кругу, по плавной кривой

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что элементы размещаются через равные интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным.

 

Наиболее характерные приемы построения ритма:

изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы;

изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющиеся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яркости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм композиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении— более сложный для восприятия.

В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Контраст может выражаться в форме, цвете, тоне. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму. Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. В архитектуре древней Греции для этого сокращали расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера. Такой прием помогал воспринимать громоздкое архитектурное сооружение более компактным, здание "не расползалось". Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов.


Характер композиции

По характеру композиция может быть статичной или динамичной. Для выражения динамики, движения используются:

направление по диагональным линиям;

свободное пространство перед движущимся объектом;

момент кульминации движения.

Условия для выражения статики, покоя:

отсутствие диагональных направлений;

минимум свободного пространства;

статичные фигуры;

симметрия, уравновешенность;

вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольно квадрат, овал).

 

Необходимо установить соразмерность формата листа и квадратов. Элементы композиции должны быть ни мелкими, ни крупными. Между краем композиции и границей листа должно оставаться свободное место, но его не должно быть слишком много. Создайте акцент за счет введения цвета.

Роль материалов в композиции

Выразительность композиции зависит не только от геометрии, но и от качественных характеристик элементов композиции, например, от материала. Выбор материала зависит, в первую очередь, от функциональных требований, но каждый материал имеет свои художественные особенности. Составляющие элементы могут быть гладкими и шероховатыми, блестящими и матовыми.

Текстура — проявление свойства материала, его внутреннее строение. Она проявляется в рисунке поверхности.

Фактура — рельеф поверхности: вафельный, плетеный, чешуйчатый и т. д.

Как правило, при объединении в композицию элементов из различных материалов используется принцип контраста. Контрастные формы дополняются контрастными фактурами, текстурами, цветом, это создает дополнительное напряжение, усиливает выразительность композиции.

 

Особенности многоэлементной композиции

Чем больше элементов используется в композиции, тем сложнее работа по ее созданию.

Человек может одновременно воспринимать не более 7 объектов. Взгляните в окно на улицу. Вы увидите дома, машины, людей, деревья. Все это — отдельные объекты, объединенные в группы. Посмотрите на дом: вы увидите окна, двери, крышу, балконы. Рассмотрите окно оно состоит из рамы, стекол, подоконника, петель, ручки. Взаимосвязь всех элементов и составляет единое целое, выявляет общий смысл. Этот принцип лежит в основе составления многоэлементной композиции.

Если композиция состоит из большого числа элементов, их объединяют в группы для сохранения целостности восприятия. При рассматривании композиции взгляд обегает все предметы, составляющие ее, и в мозгу формируются единый образ. Если этот образ не складывается, значит композиция неудачна.

Для многоэлементной композиции любого типа очень важно структурное построение, соотношение составляющих частей. Элементы располагают Хрупами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не "потерялись" отдельные части композиции.

Особо подчеркивается "субординация" между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем — на менее значимые.

Для того чтобы композиция состоялась, нужно четко определить тему. Тема главное, вокруг которого строится все остальное. В первую очередь необходимо определить положение композиционного центра.

При создании композиции необходимо соблюдать ограничения в количество материалов, деталей, цветов, форм (не больше трех-четырех). Избегайте пестроты и дробности, т. к. это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги. Пестрые, перенасыщенные композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.

Создавая композицию, не ленитесь перебирать множество вариантов, даже если вам кажется, что композиция готова, пробуйте что-либо изменить, Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции.


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!