Возрастная характеристика развития слуха и голоса дошкольников. Охрана детского голоса.



Значение певческой деятельности для музыкального и личностного развития дошкольников.

 

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется рядом причин (М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др.):.

■ песенным началом российской музыкальной культуры: все на­родные праздники, обряды, все церковные богослужения сопро­вождались пением;

■ общедоступностью, ведь певческий голос сравним с музыкаль­ным инструментом, которым обладает от природы каждый чело­век с рождения;

■ адекватностью пения психолого-возрастным особенностям де­тей, их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой;

■ особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и му­зыки;

■ значимостью воспитания чувств человеческой общности в со­временном мире — пение объединяет людей, создавая условия для эмоционального общения.

Значение певческой деятельности трудно переоценить и в лич­ностном развитии ребенка. Пение развивает эстетическое вос­приятие, эстетические чувства, художественный вкус, музыкаль­ные и музыкально-сенсорные способности и прежде всего музыкально-слуховые представления. Оно способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающему, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию. Расширяет кругозор, объем знаний об окружающем. Обогащает словарный за­пас ребенка, совершенствует его артикуляционный аппарат и речь.

 

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, объединять детский коллектив, вос­питывать волю, организованность, выдержку. Влияние пения на нравственное развитие выражается в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему. Пение рождает спо­собность переживать настроения, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма до­школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способ­ствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, влияющей на возникновение различ­ных эмоциональных состояний.

Традиционно в качестве задач обучения пению дошколь­ников выделяют следующие (А. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.):

■ воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы и вокально-хоровые умения и навыки;

■ развивать музыкальные способности и прежде всего различение интонационно точного и неточного пения звуков по высоте, дли­тельности;

■ способствовать всестороннему духовному и физическому раз­витию детей.

 

Цель и задачи певческой деятельности детей.

Основная цель — вос­питание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музы­кального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключа­ются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые пред­ставления, чувство, ритма).

2.Формировать основы певческой и общемузыкальной куль­туры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

3.Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.


Эти задачи решаются на основе определенного песенного ре­пертуара, применения соответствующих методов и приемов обу­чения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуарвключает в себя:

-упражнения для развития певческого голоса и слуха;

-песни для различных видов музыкальной деятельности (слу­шание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, твор­чество).

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим, психическим особенностям ребенка, выполнял эсте­тические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни.
Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель—развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую- то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазо­на и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений. Можно рекомендовать следу­ющий порядок развития певческих навыков (условно): дикция и артикуляция, дыхание, Звукообразование, расширение диапазо­на, звуковедение.

 

 

Вокальные навыки (звукообразование, дыхание, дикция) при­обретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ан­самбль). Чистота интонирования —самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха (ладового чув­ства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяго­тения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодичес­кого звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении час­то результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ре­бенку полезно петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.

Возрастная характеристика развития слуха и голоса дошкольников. Охрана детского голоса.

Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и другое. Поэтому важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Для того чтобы успешно осуществлять эту работу, необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей дошкольного возраста. Отметим основные тенденции его развития.

Третий и четвертый год жизни. Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

Задачи:

-учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;

-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си, петь м помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него;

-формировать коллективное пение, учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным, высоким светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает тембр голоса, отрицательно сказывается на интонировании, гибельно отражается на голосовых связках. Учить детей хорошо открывать рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и речевыми способностями. Если разговаривает звонким голосом, то и в пении высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок услышал свой голос и почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным голосом.

В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет зрительная наглядность.

В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.

Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Пятый-шестой год жизни.

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 5-6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.

Задачи:

-Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

-продолжать учить правильно передавать мелодию.mf, p. В разных темпах с сопровождением и самостоятельно.

-учить сольному исполнению ранее выученных песен.

К концу года различать звуки по длительности и высоте в пределах квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию.

В вокальной работе с детьми этого возраста, следует учитывать, как психологические, так и физиологические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформировались. Певческое звукообразование происходит за счет натяжения краёв связок, поэтому форсирование следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет на выразительность исполнения. По-прежнему учим петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. И только в этом случае у них разовьётся правильные вокальные навыки, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.

У детей этого возраста увеличивается объём легких, дыхание становится более глубоким- это позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. Систематический показ правильного исполнения, указывать на неразрывность слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы в процессе пения способствует выработки широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей. (до1-ре2).

Задачи

-петь выразительно (динамические оттенки, средства выразительности пределах до1-ре2.

-дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами.

-самостоятельно начинать и заканчивать песню.

-петь индивидуально и коллективно.

- продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуковысотный слух, творческую активность.

- развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

 

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!