Скульптурная резьба от древности к современности



Минская государственная гимназия-колледж искусств

Специальность «Дизайн графический. Тара и упаковка»

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине: «Технология материалов»

на тему: “Дерево, лоза, солома - сырье для творчества. Применение и примеры работ с использованием данных материалов”.

 

 

Выполнила учащаяся группы 21

Шушкевич Анна

Проверила преподаватель:

Евдокименко Светлана Васильевна

 

 

Минск

2020

ВВЕДЕНИЕ

Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.

Дерево – основной строительный материал

Дерево — отличный строительный и поделочный материал. Оно обладает целым рядом достоинств: весьма прочно и упруго, имеет сравнительно небольшой удельный вес, его можно легко резать, колоть, пилить, склеивать и красить. К тому же, этот строительный материал прекрасно позволит реализовать множество архитектурных замыслов. Вместе с тем дерево не лишено и недостатков, главными из которых являются способность к гниению, воспламеняемость.

   Впрочем, эти недостатки легко устранимы — современная химическая промышленность выпускает множество различных средств для защиты древесины и увеличения срока службы изделий из нее. Все породы дерева пригодны для строительных работ, но одни подходят лучше, другие — хуже. Работа с деревом требует определенных знаний его свойств, качеств и области применения.

   Дерево как строительный материал существует в двух формах: исходной (лес-кругляк, бревна, ветки, корни) и вторичной (доски, брус, фанера, шпон, щепа и т.п.).
По степени пригодности для обработки режущим инструментом выделяют мягкие древесные породы, средней твердости и твердые. При этом учитываются различные характеристики древесины: влажность, наличие или отсутствие пороков, механические и физические свойства, например спелость или неспелость, то есть способность к сокодвижению, и т. д.

Строение дерева

В состав крона дерева входят ветви и листья или хвоя. Листья преобразуют углекислый газ и воду в непростые органические вещества, таким образом обеспечивая дерево необходимыми для роста и жизни элементами. В промышленности крону используют немного. Из листьев и хвои готовят различное лекарственное сырье, популярную витаминную муку для животных и птиц, из веток — технологическую щепу для приготовления картона для тары, древесно-волокнистых плит и т.п.

Ствол является проводником питательных элементов (растворенных минеральных и органических веществ) от корней к ветвям и обратно. Он дает важную массу строительной древесины 50—90% объема всего дерева. Древесина ствола имеет большое значение и применяется в самых разных отраслях народного хозяйства. Тонкая часть дерева вершина, а нижняя, которая более толще комель.

Корни удерживают дерево в почве и получают из нее питательные вещества. Корни применяют в качестве второстепенного топлива. Пни и крупные корни хвойных пород (особенно сосны) после валки деревьев используют как сырье для получения скипидара и канифоли.

Строение древесины

Существует три основных вида разреза ствола: поперечный (торцевой), радиальный и тангентальный. Поперечный разрез проходит перпендикулярно оси ствола и образует торцевую плоскость. Радиальный разрез — продольный, проходит по центру ствола дерева. Тангентальный разрез идёт вдоль ствола дерева, но удален от сердцевины на некоторое расстояние. Древесина, получаемая при указанных разрезах, имеет различный вид и тип рисунка и отличается качествами и свойствами.

На поперечных разрезах хорошо просматривается строение древесины и отчетливо видны все ее составные части. Кора покрывает дерево сплошным ковром и является его оболочкой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутри луб. Пробковый слой оберегает дерево от внешних факторов, среды и механических повреждений; луб служит проводником сокодвижения. Кора бывает различной по виду и цвету. Ее применяют для дубления кож, получения химических веществ, также применятеся как сырьё для изготовления лекарственных препаратов, и дегтя. Из пробкового слоя делают поплавки, пробки, теплоизоляционные и строительные плиты; из луба делают мочало, рогожи, веревки и т.д.

Камбий — тонкий слой живых клеток дерева, расположен между корой и древесиной. В камбии когда растёт дерево происходит образование новых клеток, благодаря чему древесина становится больше на одно кольцо. Древесина с такими кольцами составляет основу дерева и является материалом для деревообрабатывающей промышленности. Годичные кольца располагаются концентрическими кругами от центра ствола дерева от узкой рыхлой сердцевины, ближе к краю коре.

У некоторых пород в центре дерева бывает более темная окраска. Данная часть ствола называется ядром, а более светлую периферическую называю заболонью. Такие породы называются ядровыми, например, дуб, ясень, сосна, лиственница и многие другие.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Старинные славянские игрушки

Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.

И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историче скому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

· монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);

· садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;

· скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;

· развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

· древесина его должна иметь ровное и однородное строение;

· рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;

· для резных работ подходит древесина среднего периода;

· светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;

· темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Инструменты

Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.

В списке обязаельных инструментов будут:

· топорик для обтесывания;

· тесло;

· ножи-резаки;

· стамески;

· штихели;

· надхели.

Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.

Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

Дальнейшие действия:

1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.

2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.

3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.

4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).

5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Покраска скульптуры

Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.

Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.

Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.

Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.

 

 

Гринлинг Гиббонс

Резчик по дереву Гринлинг Гиббонс, живший в 17 веке, часто упоминается как самый выдающийся мастер в своей сфере. Современный автор Дэвид Эстерли (David Esterly) менее известен, но не менее талантлив. Заняться резьбой его побудил случай, зато теперь Дэвид не мыслит себя без любимого занятия и создает настоящие шедевры.


В 70-х годах прошлого века Дэвид Эстерли зашел в одну из лондонских церквей и был поражен до глубины души – но не божественной литургией, а частью алтаря, представляющей собой мастерски вырезанный из дерева растительный узор, созданный в 17 веке Гринлингом Гиббонсом. Дэвид не мог оставить творчество этого человека без внимания и решил написать о нем книгу. Чтобы лучше понять мастера, он купил кусок дерева и инструменты и принялся сам осваивать основы резьбы. Получалось не очень хорошо, к тому же Эстерли всегда полагал, что у нет художественных способностей. Но он не сдавался, пробуя снова и снова. Вскоре резьба по дереву увлекла его настолько, что Дэвид уже забыл о книге, которую собирался писать, а искусство вырезания стало главным делом его жизни.

Спустя много лет Дэвид все же вернулся к первоначальной затее и написал книгу «Гринлинг Гиббонс и искусство резьбы», но это уже была работа не простого почитателя таланта великого мастера, а его ученика – пусть даже столетия спустя – и последователя.

Есть такое выражение, что «человек, копирующий «Илиаду» не копирует Гомера». Рассказывать о Дэвиде Эстерли было бы бессмысленно, если бы его работы представляли собой исключительно копии – пусть даже идеальные – с работ Гиббонса. Понимает это и сам Дэвид, поэтому всегда старается внести в свои работы что-то новое, современное: «Оживляйте старые сосуды, - говорит мастер, - но наливайте в них новое вино». Основываясь на старой традиции резьбы, Эстерли уверенно создает новые шедевры.

В 1986 году в Хэмптон-корте (бывшая загородная резиденция английских королей) случился пожар, и именно Дэвид Эстерли был приглашен для реставрации поврежденной резьбы Гиббонса.

Плетение из лозы

Лозоплетение – древнейшее искусство, самые старые корзины датированы 6500 годом до нашей эры. В культурном наследии практических всех уголков планеты упоминаются плетеные изделия. Корзины, подносы, короба и лукошки очень разнообразны и красивы, буквально притягивают взгляд. Плетеные вещи настолько широко использовались, что нашли отражение даже в полотнах известнейших художников. Сегодня древние техники плетения из лозы вернулись и пополнили список модных хобби.

 

Для того чтобы попробовать сделать свою первую корзину, нужно запастись терпением. Естественный материал поддается не так быстро, как газетные трубочки, прежде чем уложить его в ровные рядки, немалое количество заготовок окажутся поломанными. Инструментов нужно немного, достать их очень легко, стоят они недорого. Для начала будет нужно:

· шило;

· секатор;

· канцелярский нож;

· бокорезы;

· пульверизатор поможет увлажнять прут во время работы, чтобы он не ломался.

Классические изделия начинают плести с донышка, затем выплетают стенки, выполняют загибку и ручку. Делая первые шаги в этом ремесле, целесообразно начинать с простой круглой корзины.

           Перед ее изготовлением необходимо ознакомиться всего с несколькими приемами плетения:

  • плетение круглого донышка;
  • веревочки;
  • послойное плетение для стенок;
  • оформление загибки изделия.

Полет творческой мысли в этом деле гарантирован! Готовое изделие покрывают лаком, лучше на водной основе. Он экологичен и не имеет запаха, а обработанную вещь потом можно с успехом использовать на кухне или в детской.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!