Разновидности певческих хоровых коллективов по количественному составу.

Тема 2.2. Хоровой коллектив. Хоровая партитура.

План:

Определение понятия «хор»

Унисонная природа хора

Тип хора

Вид хора

Количественный состав хора

Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно-полнокровно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию слушателей.

В. И. Краснощеков «Вопросы хороведения»

Как музыкально-исполнительский инструмент, хор являет собой ансамбль вокальных унисонов. Унисонная природа партий, образующих хор, определяет особенности хорового звучания, специфику профессиональной техники. Унисон предполагает слитность всех компонентов исполнения: интонации, звукообразования, тембра, громкости, ритма, дикции, орфоэпии. Установление унисона – отправной момент в хоровой работе.

Тип хора, его исполнительские возможности.

Тип хора – это характеристика исполнительского состава по группам певческих голосов. Их 3: муж., жен., детская. Хор, состоящий из близких по тембру голосов, называется однородным. Три разновидности однородного хора (детский, женский и мужской). Характеристика тембрового звучания однородных хоров в нижнем, среднем и верхнем регистрах.

Хор, состоящий из мужских голосов в соединении с женским или детским голосом называется смешанным. Исторически сложившийся состав смешанного хора состоит из четырех основных партий: сопрано, альта, тенора и баса. Хоровые партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Каждая партия может быть разделена на группы голосов; такое деление называется - divisi.

Общий диапазон смешанного хора, включая басов октавистов, составляет более четырех октав – соль контр-октавы – до 3 октавы.  Огромный по своему диапазону, богатый динамическими оттенками; разнообразный тембровыми сочетаниями смешанный хор это своеобразный вокально-хоровой «оркестр», которому свойственны такие певческие качества как: «... мягкость, нежность, блеск и подвижность партии-сопрано, глубина, томность и сочность звучания альтов, звучность, яркость и полётность - теноров, сила, плотность и мощь басов» (Ушкарев А. Ф. Основы хорового письма. М., 1982, стр. 11). Объем в звучании, исполняет любую фактуру, поет чаще всего в широком расположении. Включает в себя все певческие группы.

Мужской хор. Диапазон: соль контр – до 2 окт. Наиболее характерно тесное расположение. Обладают большой динамичностью, яркими тембровыми красками; хорошо ансамблируют между собой. Партия теноров – мелодический голос, поет более плотным грудным звуком, в отличие от пения в смешанном. Особое распространение получили в странах Прибалтики, Чехословакии, Болгарии, Грузии, Германии. Композиторы: Чайковский, Танеев, Рубинштейн, Аренский, Лист, Шуман, Григ, Шуберт, Мендельсон.

Женский хор. Диапазон: фа-соль малой – до 3 окт. Особенно распространены в русской оперной классике, тесное расположение, сопрано – ведущий голос. Женские голоса ансамблируют хуже, чем мужские. Композиторы: Римский-Корсаков, Кюи, Лядов, Чесноков, Равель.

Детский хор. Подразделения в зависимости от возрастной категории.

Младший школьный возраст – 7-10 лет: легкое фальцетное небольшой силы звучание от p до mf; голоса не имеют ярко выраженного индивидуального тембра; нет существенного различия между звучанием мальчиков и девочек. Дисканты: ми 1- фа-соль 2, альты: ля малой – до 2 окт. Репертуар: Кабалевский, Попатенко, Кюи, Лядов, Аренский, Чайковский.

Средний школьный возраст – 11-13 лет. Звучание отличается большей динамичностью и яркостью, у мальчиков преобладает грудное резонирование. Диапазон: соль-ля малой – фа-соль 2окт. Широки возможности в выборе репертуара.

Старший школьный возраст – 15-17 лет. Различное звучание девушек и юношей. Голос более хрупкий, но расширяется диапазон, избегать пение крайних звуков. Тенор: до-ре малой – ми 1 окт; бас – си бемоль большой – до-ре 1окт. Динамика разнообразна, но избегать форсирование звука во всех смыслах. Репертуар: Лассо, Палестрина, Бах, Барток, Кодай, Хиндемит, Прокофьев.

 

 

Вид хора – характеристика исполнительского состава по количеству самостоятельных хоровых партий.

Вид хора может быть - одноголосным, двухголосным, трехголосным, четырехголосным и многоголосным, как однородным, так и смешанным.

С овладения одноголосием начинает формироваться хоровой коллектив. Вместе с тем, совершенно унисонное пение является сложнейшей формой хорового исполнительства. Многие дирижеры добиваются в своих хорах исключительной слитности и выразительности звучания.

2-х и 3-голосие распространяется как в гомофонно-гармонической, так и полифонической фактуре. 2 и 3-голосные пр-ния пишутся в основном для однородного состава, 4-голосие – классическое количество голосов в смешанном хоре. 5-8-голосие встречается в пр-ниях крупной формы, а также – в полифонии. Есть сочинения для 12 голосов (песня «Три красавицы» в обр. А. Мойзеса – для 12-гол. двуххорного мужского состава.)

В эпоху Ренессанс создавали пр-ния для 16, 20, 24 гол; тем более 8, 10, 12, 15-голосие есть в «Священных симфониях» Джованни Габриэли. Йоханнес Окегем написал 36-гол. мотет, а Томас Таллис – 42-голосный (каноны).

Дивизи на время расширяют к-во голосов. Возникают в связи с заполнением широких расстояний между голосами или введения недостающих ступеней гармонии. Ослабляют силу звука, снижая рельефное прослушивание каждой партии, но придает звучанию компактность и красочность. Голоса дивизи не выписываются на отдельном нотоносце. Дивизи – временное деление голосов, возникающее эпизодически.

В хоровой лит-ре имеются пр-ния, рассчитанные на исполнение 2, 3, 4 самостоятельными группами. Такие пр-ния называются двух, треххорными, в зависимости от кол-ва хоровых групп. Древнейшей формой 2-хорной композиции явл. антифон (от греч. – «звучащий в ответ») – песнопение, исполняемое 2мя хорами. Использовалось в античном театре, а с 1 в. н. э. утвердилось в христианском богослужении. Многохорные пр-ния создавались в эпоху расцвета классической полифонии старого стиля:

1. Й. С. Бах, восьмиголосные двуххорные мотеты, некоторые номера из «Мессы си минор»

2. М. Мусоргский «Увидал из-за тучи утес»

3. С. Танеев «По прочтении псалма», «Звезды»

4. А. Бородин «Князь Игорь» - 2-хорный финал 1 акта (хор бояр и женщин)

 

Разновидности певческих хоровых коллективов по количественному составу.

Вокальный ансамбль - до 12 исполнителей, в зависимости от количественного состава, разделения их на определенные партии определяется как: дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, октет. Вокальный ансамбль отличается от хора камерностью, особой слитностью голосов, подвинутой техникой, манерой исполнения, спецификой вокального репертуара.

Малый хор - от 16-24 исполнителей. Возможности его весьма ограничены, как в вокальном, так и динамическом плане. Ему доступно исполнение несложных хоровых произведений с сопровождением, хоровых миниатюр a cappella, а также сочинений, в которых нет divisi.

Камерный хор - от 24-36 исполнителей. Вокально-технические возможности довольно обширны. Коллектив формируется исключительно по тембровой близости и слитности голосов. Хор способен исполнять многоголосные хоровые сочинения сложной классической и современной хоровой литературы. Исполнительская манера близка традиционному классическому пению. Один существенный недостаток - хор ограничен и лишен глубокой хоровой краски большого количества голосов, плотности звучания.

Средний хор - от 40-60 исполнителей. Обладает широкими вокально-техническими возможностями. Ему доступно исполнение, практически без ограничения большинство классических произведений современных композиторов.

Большой хор - от 80-100 и более исполнителей. Обладает уникальными возможностями. Ему по силам исполнение труднейших образцов классической мировой и современной хоровой литературы. Он может при необходимости свободно поделен на 2-3 самостоятельных хора.

 

 

Литература:


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!