Вопрос №4. Тональность. Квинтовый круг тональностей. Параллельные, одноименные, однотерцовые и энгармонически равные тональности.



Вопрос №1. Интервал. Простые и составные интервалы. Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Обращение интервалов.

Интервал – (от лат. промежуток) – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.

Мелодический интервал – звуки интервала взяты последовательно.

Гармонический интервал – звуки интервала взяты одновременно.

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.

Интервал имеет две величины:

1. Количественная (ступеневая) – показывает количество ступеней в интервале.

2. Качественная (тоновая) – показывает количество тонов и полутонов в интервале.

Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Интервалы шире октавы называются составными.

По звучанию простые интервалы бывают консонансы и диссонансы.

Консонансы, т.е. благозвучные, бывают совершенные – ч1,ч4,ч5,ч8 (все чистые) и несовершенные – м3,б3,м6,б6.

Диссонансы, т.е. резкие, - это м2,б2, тритоны (ув4, ум5), м7,б7.

Простые интервалы

ч1 Чистая прима 0 тонов Ум5 Уменьшённая квинта 3 тона
м2 Малая секунда 1 полутон (0,5 тона) ч5 Чистая квинта 3,5 тона (7п/тонов)
б2 Большая секунда 1 тон (2 п/тона) м6 Малая секста 4 тона (8п/тонов)
м3 Малая терция 1,5 тон (3 п/тона) б6 Большая секста 4,5 тона (9 п/тонов)
б3 Большая терция 2 тона (4 п/тона) м7 Малая септима 5 тонов (10 п/тонов)
ч4 Чистая кварта 2,5 тона (5п/тонов) б7 Большая септима 5,5 тонов (11 п/тонов)
Ув 4 Увеличенная кварта 3 тона ч8 Чистая октава 6 тонов (12 п/тонов)

Составные интервалы

м9 Малая нона 6,5 тонов (секунда через октаву) ч12 Чистая дуодецима 9,5 тонов (квинта через октаву)
б9 Большая нона 7 тонов (секунда через октаву) м13 Малая терцдецима 10 тонов (секста через октаву)
м10 Малая децима 7,5 тонов (терция через октаву) б13 Большая терцдецима 10,5 тонов (секста через октаву)
б10 Большая децима 8 тонов (терция через октаву) м14 Малая квартдецима 11 тонов (септима через октаву)
ч11 Чистая ундецима 8,5 тонов (кварта через октаву) б14 Большая квартдецима 11,5 тонов (септима через октаву)
Ув 11 Увеличенная ундецима 9 тонов ч15 Чистая квинтдецима 12 тонов (октава через октаву)
Ум 12 Уменьшённая дуодецима 9 тонов (квинта через октаву) - - -

Характерные интервалы – это интервалы, образующиеся в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Их всего четыре: увеличенная секунда – уменьшённая септима, уменьшённая кварта – увеличенная квинта.

Название Ступень в мажоре Ступень в миноре Разрешение Энгармоническое равенство
Ув 2 ¯VI VI ч4 м3
Ум7 VII ­VII ч5 б6
Ув5 ¯VI III б6 м6
Ум4 III ­VII м3 б3

Обращение – это перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.

Чистые интервалы обращаются в чистые ч4 – ч5; малые – в большие, большие в малые: б2 – м7, м2 – б7, м3 – б6, б3 – м6; уменьшённые – в увеличенные, увеличенные – в уменьшённые: ув4 – ум5, ум5 – ув4.

Вопрос №2. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Обращения трезвучий. Главные и побочные трезвучия лада.

Аккорд – это одновременное сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Нижний звук трезвучия называется основанием (основным звуком) или примой, второй (средний) звук трезвучия – терцией, третий (верхний) – квинтой.

Существует 4 вида трезвучий:

1. Мажорное (Б3). Оно состоит из большой и малой терций (Б3=б3+м3).

2. Минорное (М3). Оно состоит из малой и большой терций (М3=м3+б3).

3. Увеличенное (Б3+5). Оно состоит из двух больших терций (Б3+5=б3+б3)

4. Уменьшённое (М3-5). Оно состоит из двух малых терций (М3-5=м3+м3)

Обращение – это перенесение нижнего звука на октаву вверх.

Трезвучия имеют два обращения:

1. Секстаккорд. Мажорный секстаккорд (Б6) строится из малой терции и чистой кварты (Б6=м3+ч4). Минорный секстаккорд – из большой терции и чистой кварты (М6=б3+ч4)

2. Квартсектаккорд. Мажорный квартсекстаккоррд (Б64) строится из чистой кварты и большой терции (Б64=ч4+б3). Минорный – из чистой кварты и малой терции (М64=ч4+м3).

На всех ступенях мажора и минора кроме главных трезвучий, построенных на 1, 4, 5 ступенях, можно построить побочные трезвучия на 2, 4, 6,7 ступенях. Главные трезвучия на 1 ступени – тоническое Т3, на 4 ступени – субдоминантовое S3, на 5 ступени – доминантовое D3. Побочные трезвучия имеют в ладу второстепенное значение.

Вопрос №3. Лад. Виды мажора и минора. Монолады и пентатоники.

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Устойчивые ступени – 1,3,5, неустойчивые – 2,4,6,7; главные ступени – 1(тоника), 4(субдоминанта), 5(доминанта). Неустойчивые ступени лада тяготеют в устойчивые.

Наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лады. Мажорным называетсялад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Строение натуральной мажорной гаммы: 2тона, полутон, 3 тона, полутон. Мажорный лад бывает трёх видов:

1. Натуральный – 2 тона, полутон, 3 тона, полутон

2. Гармонический (¯VI)

3. Мелодический (­как натуральный, вниз - ¯VII, ¯VI)

Гамма – звукоряд лада от тоники до тоники.

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорный лад бывает трёх видов:

1. Натуральный – тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона

2. Гармонический (­VII)

3. Мелодический (­VI, ­VII, вниз – как натуральный)

Монолады – семиступенные лады. Бывают мажорного и минорного наклонения.

Мажорные: ионийский (как натуральный), лидийский (­IV), миксолидийский (¯VII).

Минорные: эолийский (как натуральный), дорийский (­VI), фригийский (¯II), локрийский(¯II, ¯V).

Пентатоники – пятиступенные лады без малых секунд. Мажорная пентатоника – б2+б2+м3+б2 (нет 4 и 7 ст.), минорная пентатоника – м3+б2+б2+м3 (нет 2 и 6 ст.)

Вопрос №4. Тональность. Квинтовый круг тональностей. Параллельные, одноименные, однотерцовые и энгармонически равные тональности.

Тональность – это высота лада. Название тональности происходит от 1 ступени – тоники и ладового наклонения.

Порядок расположения мажорных тональностей от «до-мажора»и минорных тональностей от «ля-минора»: диезных вверх по чистым квинтам, и бемольных вниз по чистым квинтам – называется квинтовым кругом.

Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, а тоники и лады – разные. Парал-е тон-ти находятся на расстоянии малой терции (м3), мажор выше минора (например, До мажор – ля минор).

Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, а лады и ключевые знаки разные (например, До мажор – до минор).

Однотерцовые тональности – это тональности с одинаковой 3 ступенью (н-р, до мажор – до диез минор).

Энгармонически равные тональности – это тон-ти, которые звучат одинаково, а называются и записываются по-разному. Н-р, до диез мажор – ре бемоль мажор.

Родство тон-тей ?


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!