Обращение в христианство (история и современность)

Австралийско-океанийский конфессиональный регион

Понятием «Австралия и Океания» обозначают физико-географический регион, наименьшую среди частей света по площади (8,52 млн км2) и с населением (около 25 млн человек). Она расположена в юго-западной и центральной частях Тихого океана, состоит из материка Австралии и трех природных островных субрегионов Океании — Микронезии, Меланезии и Полинезии. В целом, именно по географическому признаку и было сформировано историко-культурное районирование.

Важным параметром, оказывающим опосредствованное влияние на этническую ситуацию в океанийских странах, является религиозный состав их населения. Современная конфессиональная структура населения Океании сложилась в процессе длительного исторического развития.

Ко времени установления более или менее стабильных контактов с европейско-американским миром религиозные представления различных историко-культурных общностей Океании существенно отличались друг от друга.

Среди океанийских историко-культурных общностей наиболее развитую религиозную систему имели полинезийцы. Полинезийская религия отражала социальную стратификацию местного общества. Одним из важных её элементов был культ вождей. Они верили в безличную силу «мана», наделяли ею свою знать.

Мана (Магия) в верованиях народов Меланезии и Полинезии — существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также «духи»

Особенно характерным для старой полинезийской религии было наличие обширного пантеона. В нем были более и менее могущественные боги, а также различные духи и демоны. В отличие от народов других историко-культурных областей Океании полинезийцы создали развитую космогоническую мифологию. У них, существовала каста жрецов, занимавших высокое положение в обществе.

Космогонические мифымифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий.

Если в целом говорить о культуре полинезийцев, то народ всегда очень строго и с душевным трепетом относился к соблюдению древних ритуалов. Взять, например, даже обычное знакомство. Полинезийцы считают, что во время знакомства двух людей происходит не только физический контакт, но и духовный. В честь этого, обычного на наш взгляд, действия у полинезийцев организуются специальные церемонии, танцы, пение и награждение друг друга венком из красочных цветов.

Одно из самых интересных видов искусства Полинезии – нанесение татуировок. У народов есть легенда о том, что древний бог Тики научил людей этому искусству. Татуировку наносили специальными инструментами – палочками с иглами на конце. Внося натуральный краситель под кожу, мастера выбивали очень красивый и сложный узор. Татуировка для полинезийцев была не просто элементом красоты. Глядя на узоры можно было определить профессию человека, его качества, его положение в обществе и даже то, сколько у него детей.

 

Идейное содержание религии населения Западной, Центральной и Юго-восточной Меланезии характеризуется прежде всего сильной развитостью магии.

Магия у меланезийцев встречается во всех видах. При этом вера во вредоносную магию (порчу) у них не только вырастает из межплеменной розни, но основывается и на внутреннем расслоении, о чем свидетельствует появление колдунов — профессионалов по насыланию порчи. Лечебная магия, тесно связанная с народной медициной, находится тоже в руках профессионалов. Военная же магия сосредоточена преимущественно в руках военных вождей.

Особенно интересны и разнообразны приемы хозяйственной магии. Прибегают к ней лишь в тех сферах хозяйственной деятельности, где успех в значительной мере зависит от случайных обстоятельств и где человек не может вполне рассчитывать на собственные силы.

Оказывается, в земледелии магия применяется при посадке клубневых растений таро и ямса, урожай которых бывает изменчив, но не применяется при возделывании плодовых деревьев, дающих устойчивый урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других опасных для человека рыб; при ловле же мелкой рыбы, где нет никакого риска, магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическим обрядом, постройка же домов — нет.

При изготовлении резных изделий из твердых пород дерева, что требует особого мастерства, магические приемы считаются необходимыми, а при резьбе по обыкновенному дереву, доступной всем, всегда обходятся без них '. Все это лишний раз показывает, на какой почве вообще вырастают магические представления: они возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, чувствует себя во власти стихий, или тогда, когда он приписывает другому человеку способности, которыми сам не обладает.

У микронезийцев важнейшим элементом религиозных верований был развитый культ предков. В религии чаморро почита­ние предков дополнялось культом мертвых. Своеобразный характер имела религия белау, в которой элементы шаманизма сочетались с родовым культом.

Религия микронезийцев изучена слабо. Наиболее полно ее харктеризовал Н. Н. Миклухо-Маклай. Он представляет ее как шаманизм. Главное понятие здесь — «калит», понятие широкое и неопределенное.

Это и колдуны, жрецы, гадатели, но так называют и все сверхъестественное. Колдунов сейчас немного, больше стало священников. Обычно колдун занимался врачеванием, для этого он должен был обладать «вини», то есть волшебной силой, полученной от духа «ани». Духи умерших по представлениям одних жили под водой, по представлениям других (остров Палау) — на маленьком островке Ньяур (Ангаур).

Если говорить об этнической культуре австралийских аборигенов и папуасов (аборигены Новой Гвинеи), то у папуасов были распространены разнообразные, варьировавшие от этноса к этносу религиозные верования. Для одних папуасских народов был наиболее характерен тотемизм, для других - культ предков.

Например, у населения района Порта-Дорэ (северо-восток Новой Гвинеи) есть так называемые корвары: деревянные фигуры предков, куда вкладываются настоящие черепа. Широко практиковалась и магия. Лиц, специально обслуживавших культ, не было.

Если же говорить об Австралии, то ее коренное население составляют многочисленные племена, сохраняющие архаические формы верований. Эти племена говорят на различных языках и образуют самостоятельные этнические группы, что означает глубокие различия между ними в культурном и религиозном отношениях; в целом картина религиозной жизни племен Австралии представляется достаточно разнообразной.

Обращение в христианство (история и современность)

Традиционные религии океанийцев были в значительной степени вытеснены христианством, проникшим сюда вместе с европейской колониальной экспансией.

Из христианских вероисповеданий ранее всех в Океании появился католицизм.

В 1568 г. католические миссионеры высадились на Соломоновых островах, но вскоре потерпели полное фиаско в своей прозелитической деятельности. Большего успеха добились католические проповедники, во второй половине XVII в. под охраной испанских солдат прибывшие на Марианские острова.

Прозелити́зм — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели

Однако, принято считать, что католицизм прибыл в Австралию с британским «Первым Флотом» в 1788. Первые австралийские католики были главным образом ирландскими.

Насильственное крещение привело к стихийным выступлениям местного населения, которые были жестоко подавлены испанскими колонизаторами. Аборигены (почти исключительно женщины и дети), оставшиеся в живых после подавления восстания, были обращены в христианскую веру.

В 1797 г. на океанийских архипелагах обосновались первые протестантские миссионеры из Лондонского миссионерского общества. И хотя первая попытка распространения христианства окончилась безуспешно, через несколько лет проповедникам удалось закрепиться на главном острове архипелага - Таити, превратившемся в своеобразный центр протестантского прозелитизма на островах Океании.

Проповедники, как правило, весьма враждебно относились к местной культуре, считая ее языческой. Они налагали запреты на песни, танцы и другие формы народного искусства океанийцев, пытались искоренить веками складывавшиеся обычаи в области семейно-брачных отношений.

Результатом многолетней активности миссионеров стала христианизация большей части океанийского населения. Сейчас в Океании нет ни одной страны, где бы последователи местных культов преобладали над христианами. В значительной части океанийских стран, в первую очередь в странах Полинезии - на Фиджи, Новой Каледонии, приверженцев местных религий практически не осталось.

Немного сторонников традиционных верований и в Микронезии, все они сосредоточены на подопечной территории Тихоокеанские острова, где составляют 3% населения. Лучше сохранились старые религии на Новой Гвинее и в собственно Меланезии.

Впрочем, это только формальная сторона дела. Фактически же традиционные представления держатся довольно крепко, сосуществуя с христианством в форме своеобразного «двоеверия». Многие аборигены, особенно в Меланезии и на Новой Гвинее, наряду с отправлением христианских обрядов продолжают исправно выполнять и предписания своей старой религии.

Подавляющее большинство (73%) населения австралийско-океанийского региона исповедует христианство.

Большая часть австралийских христиан протестанты, меньше — католики. Есть также сравнительно небольшое количество православных. У австралийских аборигенов, проживающих во внутренних частях страны, до сих пор сохранились древние традиционные верования. Почти во всех странах Океании христиане (протестанты, католики) составляют сейчас большинство.

Из форм протестантизма наиболее распространен кальвинизм (его исповедуют около 1,5 млн. человек), представленный тремя главными разновидностями: пресвитерианством, реформатством и конгрегационализмом. Кальвинизму немного уступает англиканство (около 1,2 млн.), за ним следуют лютеранство (около 800 тыс.), методизм (более 500 тыс.)

В Океании есть и атеисты, однако лишь по небольшому числу океанийских стран имеются сведения об их численности. Не считая Новой Зеландии и Гавайев, наиболее значительная группа атеистов живет во Французской Полинезии (на Таити).

Таким образом, этнические общности Океании по конфессиональной структуре можно разделить на несколько групп:

1) Практически моноконфессиональные (многие племена и племенные группы Папуасии и Меланезии, несколько других малых этносов Микронезии);

2) Поликонфессиональные с резким преобладанием какой­нибудь одной конфессии: самая многочисленная конфессиональная группа превосходит любую другую в три раза и более (ча­морро, норфолкцы, фиджийцы, тонга, тувалу и другие этнические общности);

3) Поликонфессиональные без резкого преобладания какой­нибудь одной конфессии: самая многочисленная конфессиональная группа превосходит любую другую менее чем в три раза (белау, яп, трук, понапе, маршалльцы, науру, тунгару, ротума, самоа и т.д.).

Естественно, что конфессиональная однородность усиливает этническую монолитность, и при прочих равных условиях наиболее этнически сплочены моноконфессиональные народы.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!