Конспект занятия «Лиса с лисятами» (средняя группа)

Тема 4. Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуального развития.

Ритмика для детей данной категории является составной частью системы коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении. Ритмика оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики детей данной категории. Организация работы средствами коррекционной ритмики строится прежде всего на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с нарушениями в развитии. С этой целью наиболее часто используется методика Н. И. Озерецкого — Г. Гельнитца, которая представляет собой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), одновременности движений и их силы.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» (Н.А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня. При этом принято строить коррекционную работу с детьми с умственной отсталостью с учетом выделения двух групп: возбудимых или заторможенных (К. К. Фольц). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют заторможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты. Это отмечают в своих работах М. Р. Могендович, Л. И. Воеводина, Е. П. Шептулин, Э. Куду, В. Б. Полякова и др.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

· коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

· коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

· коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

· развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды.

Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание.

Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений).

Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог-ритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться один - два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

 

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение детей с ЗПР в музыкально ритмическую деятельность. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные и познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятиях коррекционной ритмики заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно – развивающего воздействия, а при работе с детьми ЗПР, иногда это и единственный способ решить все поставленные задачи.

Занятия проводятся строятся по определенной схеме:

1.Вводная часть:

  • Приветствие, в котором мы можем просто улыбнуться друг другу, поздороваться как зверята, пропеть «Здравствуйте, ребята!» или же сыграть в игру «Вопрос – ответ».

Отвечая, необходимо подпрыгнуть и хлопнуть над головой в ладоши.

-Настроение отличное?

-Петь будем?

Танцевать будем?

-А грустить будем?

-А играть?

  • Музыкально-ритмические упражнения на развитие общей моторики, ориентировки в пространстве ( «Поезд», «Путешествие в лес», т.е. это двигательная разминка (5-10 минут), которая включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку).

2.Основная часть (20–25 минуты):

  • Речь с движениями без музыкального сопровождения на месте ( «Ой, мороз», «Мы играем на гармошке» и т.д.)
  • Упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения.
  • Пение.
  • Танцы, игры, хороводы с предметами и без них.
  • Пальчиковая гимнастика, которую я чередую с игрой на музыкальных инструментах, рисованием, конструированием.

3.Заключительная часть (7-10 минут) направлена на снятие эмоционального и мышечного тонуса:

  • Музыкальные игры («Узнай по голосу», «На чем играю» т.д.)
  • Творческое задание (танец по желанию, песня и т.д.)
  • Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Облака», «Наши ручки отдыхают» и т.д.), где после отдыха мы обязательно улыбаемся друг другу, подтягиваемся, хлопаем в ладоши.
  • Итог занятия, домашнее задание.
  • Ритуальное прощание (передача кивка головой, передача рукопожатия).

Все упражнения, задания на занятии объединены общей темой и сюжетом.

На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. Обязательно идет тесное взаимодействие с дефектологом, логопедом и воспитателем.

 

 

Примеры занятий.

Конспект занятия «Лиса с лисятами» (средняя группа)

Под звуки музыки дети заходят в зал, оформленный, как зимний лес. Зимний лес, добрый лес Полон сказочных чудес! Мы пойдем гулять сейчас, Позовем с собою вас. Ведет тропинка прямо в лес! Идем по ней мы дружно!

1. Вводные упражнения.

Марш

Побежали, побежали

Детки по дорожке.

На снегу следы оставят

Маленькие ножки. Спокойная ходьба

Ой, как тяжело бежать,

Начинаем мы шагать.

2. Упражнение на развитие зрительной памяти и пространственного мышления. (Игра «Замочная скважина)

Дефектолог и дети подходят к «лесу». Видят «дверь» с «замочной скважиной».

Что же приготовил нам сказочный лес? Кто нас там ждет? Давайте заглянем в замочную скважину.

Дети через отверстие в большом листе рассматривают картину, которая находится за этим листом. Дефектолог водит «скважиной» по картине.

Что увидели? (Лису с лисятами.) Давайте еще раз себя проверим: вот рыжий лисий хвост, лисьи лапы, вытянутая мордочка, лисьи уши. А вот маленький лисенок, еще один ...

Зимний лес, добрый лес Полон сказочных чудес!.. Вы теперь не ребятишки, Не девчонки, не мальчишки, А лисята вы, друзья, Поиграю с вами я. Дети надевают шапочки лисят, а дефектолог - лисы.

В кого вы превратились? (Влисят.) Сколько лисят? (Много лисят.) А я буду большой лисой.

 

3. Упражнения на развитие согласованности слова и движения. (Усвоение образных движений, развитие общей моторики чувства ритма, координации движений.)

Упражнение «Лисичка»

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей. (Руки перед грудью, мягко переступать на носочках под музыку, поворачивая голову влево-вправо.)

Что лисята делают? (Бегают.)

А я хитрая лиса,

Леса зимнего краса.

Упражнение «Лиса заметает следы» Дети мягко переступают на носочках под музыку с одновременными движениями рук за спиной (вправо-влево).

Что лисята делают? Следы заметают (Перестроение в круг.) У лисицы острый нос. (Показать руками, какой острый нос.) У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы Несказанной красоты.(Оглаживать воображаемый хвост, бока, грудь.) :

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво, медленно идти по кругу, как і бы оглядываясь на хвост - голова вправо-влево.)

Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу - подкрадусь И тихонько затаюсь.

(Бесшумно (крадучись) идти на носочках, затем сесть, пригнуться.)

После прыгну и схвачу,

К себе в норку затащу.

(Вскочить, изобразить хватательные движения.)

Что делали лисята? (Подкрадывались, прыгали, хватали.)

4. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. («Лисята резвятся».)

Поели лисята, отдохнули и стали резвиться - соревноваться, кто быстрее бегает.

Я бегу, скорей бегу,

Может, первым прибегу.

Дети под музыку бегут на месте, музыка замедляется, замолкает - «падают», расслабляются, выдох «фу».

Что лисята делали? (Бегали, отдыхали, лежали.)

5. Упражнение на развитие дыхания. («Лисята здороваются с солнышком».)

Дети сидят на коленях, кисти рук упираются в пол. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, голову поднять вверх - вдох через нос, медленно вернуться в исходное положение - выдох через рот.

6. Упражнение на развитие мелкой моторики, чувства темпа и ритма в движении. Пение.

Кого лиса ловит в лесу? Кто ее боится? (Зайка, мыши.)

Чтобы поймать зайца или мышку, лисичке надо потрудиться. Попробуй зайца быстрого догони, да еще сумей волку в пасть не угодить. Давайте споем для лисички песенку «Заинька, зайка...»

Дефектолог раздает детям карточки с наклеенными комочками ваты. Дети поют песню и одновременно нажимают каждым пальчиком поочередно на ватные комочки.

7. Упражнения на развитие артикуляционной и мимической моторики.

Входит заяц (переодетый воспитатель). Скачет к лесной елочке. Заяц.

Хоть зимой я побелел,

Шубку теплую надел,

Очень трудно мне бывает.

В лютый холод и мороз

Ушки, лапки замерзают,

Сильно зябнет зайкин нос.

И хоть я совсем не трус,

Я всего, всего боюсь! Ой, кто это?

(Замечает лисят, пугается, дрожит.)

Упражнение «Лисята облизываются»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком зыка облизать губы, делая движения по кругу.

Упражнение «Лисята показывают острые зубки» Рот открыт, зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука «И».

Заяц.

Вы меня не обижайте,

Не гоните, не пугайте,

А со мною поиграйте.

Мы тебе поможем согреть твои ушки, носик и лапки.

Проводится массаж щек, носа, подбородка, лба мягкими зубными щетками «снежинки покалывают»).

 

8. Подвижная игра («Зверята и медведь»). Заяц. Вы помогли мне согреться, а я вам за это сказку расскажу.

Зайка по лесу скакал,

(Заяц-воспитатель скачет по залу.)

А медведь в берлоге спал.

(Один ребенок изображает медведя, спящего в берлоге.)

Ближе зайка подбежал

(Подбегает к «медведю».)

(Дети-лисята подбегают к зайцу.)

Услыхал медведь

(«Медведь» открывает глаза, просыпается.)

И давай реветь:

Кто мне тут мешает спать? Я могу вас всех поймать! (Заяц и лисята убегают от медведя.)

Грозно лапкой помахал,

Всех зверушек распугал.

Затем медведем выбирается другой ребенок. Игра повторяется 2-3 раза. в конце игры заяц пугается, убегает:

Кто-то зайку испугал,

Зайка - прыг и ускакал.

 

9. Итог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Лисята стали детками опять. (Снимают шапочки.)

Дефектолог хвалит ребят и угощает их печеньем в виде рыбок: так лиса-мама угощает рыбкой своих лисят.

До свиданья, добрый лес,

Полный сказочных чудес!

Подружились мы с тобой,

А теперь пора домой.

 

10. Релаксация.

Дефектолог и дети под спокойную музыку проходят спокойным шагом по залу, восстанавливают дыхание, расслабляются и возвращаются в группу.

 

Направление Коррекционная ритмика для детей с ЗПР и умственной отсталостью
Понятие, цели, задачи Коррекционная ритмика — это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую (для детей с нарушением речи), фонетическую (для детей с нарушением слуха), коррекционную (для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталость" Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории. 1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки. 2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных 18 реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями. 3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сна. 4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений. 5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.  6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.
Методы и приемы упражнения, направлены на коррекцию речи  Три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью также возможна композиция наглядных, словесных и практических методов. Так, детям можно предложить отгадать «музыкальные загадки»: во время восприятия музыкальных произведений определить по характеру звучания музыки, кто в ней представлен (например, скачущий зайчик, играющая кошка, танцующий медведь и др.). При этом педагог загадывает словесные загадки об этих животных до начала восприятия музыки и для лучшей ориентации детей может предложить им картинки с соответствующими изображениями. После восприятия каждой из музыкальных пьес, изображающих животных, дети называют их или показывают соответствующие картинки. Затем им можно предложить показать характерными образными движениями под музыку то или иное животное по выбору. Игра является методом стимулирования музыкальной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость. Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмикой с детьми с ЗПР достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы: - ритмическая разминка (вводные упражнения); - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления; - упражнения на развитие чувства темпа и ритма; - упражнения на развитие согласованности речи и движения; - упражнения на развитие дыхания и голоса; - упражнения на развитие речевых и мимических движений; - пение; - упражнения на развитие творческих способностей, воображения; - упражнения, направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов; - упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; - подвижная игра; - релаксация (расслабление, успокоение). Упражнение «Вот такие звери» Цель: развитие слухового внимания, выполнения подражательных движений. На ознакомительном этапе дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. При необходимости педагог показывает движения. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки. Педагог может выбрать персонажи, знакомые детям, по своему усмотрению и на разных занятиях их менять. Упражнение «Запомни своё место в колонне» Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве. И. П. Дети стоят в колоне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При сене музыки разбегаются врассыпную. На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить шаг. Упражнение «Слушай хлопки» Цель: развитие способности программировать свои действия на основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания. И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении. Когда педагог хлопает, а ладоши один раз, дети останавливаются и принимаю позу «аиста», если ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки», на три хлопка играющие возобновляют ходьбу. В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну. Подготовительная группа Игра «Разведчик» Цель: развитие наблюдательности и памяти, умения ориентироваться в пространстве. В зале расставлены стулья в произвольном порядке. Педагог предлагает детям поиграть в «разведчиков». Он объясняет им: «Чтобы (командиру)» провести отряд, необходимо запомнить путь (разведчика) Игра «Загадочный ритм» Цель: развивать концентрацию внимания и слуховую память. Оборудование: деревянные палочки или кубики. Все сидят в кругу. Педагог задаёт метрическую пульсацию в одном из размеров 2/4 или 3\4, далее передаёт палочки ребёнку, который повторяет пульсацию и исполняет свою ритмическую фигуру в заданном размере. Далее палочки передаются следующему ребёнку. Его задача – повторить, и присоединить свою ритмическую фигуру и т. д. Игра «Телефонная линия» Цель: Помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность. Дети сидят в ряд, один за другим. Ведущий ладонью прохлопывает ритмический рисунок по спине сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения. Последний ребёнок, кому передано сообщение, должен его озвучить.   ПРИМЕР этапизации занятия с детьми с умственной отсталостью: 1.Привлечение интереса к занятию (работа с любимыми игрушками); ребенка); 2.Упражнения, направленные на воспитание фиксированного внимания; а) работа с предметными картинками (называние последовательно предъявляемых картинок); б) работа с доской; в) воспитание слухового и зрительного внимания (рассказ педагогом сказки "Репка" и отыскивание, выкладывание ребенком на столе в логической последовательности фигурок героев сказки).  
Источники http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a3ac68b5c53a89521316d36_0.html Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/mmv/mvm-001.htm]

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!