Лингвистический анализ текста

План комплексного анализа текста

1. Род литературы, жанр, тип речи, вид лирики.

2. Ведущая тема, основная мысль.

3. Дата написания, биографический и фактический комментарий, преобладание личных или общественных интонаций.

4. Эмоциональная окраска чувств, выраженная в стихотворении в их динамике (когда сменяют друг друга) или статике (неизменны).

5. Особенности композиции (кольцевая, последовательная, двухчастная, трёхчастная и т. д.). В какой форме написано стихотворение (например, разговор с читателем, с другом; в форме монолога, размышления)?

6. Изобразительные средства иносказания: тропы (см. в теории).

7. Художественная лексика (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы и т. д.)

8. Поэтическая фонетика (см. теорию)

9. Синтаксические фигуры речи (см. теорию), какие типы предложений преобладают (нераспространённые, односоставные, простые, сложные, осложнённые и т. д.)

10.  Морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему, в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий)

11.  Стилистически окрашенная лексика: экспрессивные слова, возвышенные, книжные, просторечные.

12.  Особенности языка автора: фразеологизмы – народные и авторские, авторские неологизмы.

13.  Размер стихотворения, ритмика, рифмы (см. теорию)

14. Строфика: двустишье, трёхстишье, пятистишье, сонет, «онегинская строфа».

 

 

Образцы анализа стихотворений

Н. Заболоцкий

Сентябрь

 

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстия облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешница

Засияла в конце сентября.

 

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

 

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

1957 г.

 

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Автор показал в нём наступление осени, первые её признаки и переменчивость природных явлений в этот период.

Стихотворение пронизано чувствами беспокойства и умиротворения, вызванными такими противоположными явлениями, как дождь и солнце.

В начале стихотворения ощущение ненастья, осенней непогодицы передаётся выразительными глаголами, показывающими явления природы и представляющими собой олицетворения: рвётся ветер, сыплет дождик, закрывается тополь. Сравнение дождика с горошинами передаёт и углубляет ощущение неуюта, ненастья.

Это стихотворение – доверительный разговор с читателем: но взгляни; с живописцем: выхватывай, нарисуй. В основе произведения – развёрнутое сопоставление природы и царства, орешницы и молодой царевны. Это придаёт стихотворению торжественность, помогает читателю представить и почувствовать величие природы.

Цветовые эпитеты: золотой, серебристый, гранатовый – отражает явление цвета в виде драгоценных камней и металлов, что позволяет увидеть природу нарядной, богатой, торжественной, почувствовать её последние, полыхающие, самые яркие осенние краски. Этому ощущению способствуют и такие выразительные глаголя и формы глаголов: засияла, вспыхнув.

Композиция стихотворения передаёт замысел автора: показать переменчивость явлений природы осенью, тревогу и грусть, провожающую уходящее лето. Начинается стихотворение тревожной картиной ненастья, затем – радостные чувства, которые дарит луч солнца, яркое торжественное описание орешницы в виде девушки, и, наконец, эпитеты в последней строфе: зыбкую царевну, беспокойно скользящей улыбкою, заплаканном лице – показывают наступление или ожидание нового ненастья, которое таит в себе осень. Здесь безмятежное, радостное мировосприятие автора снова сменяется тревожным ожиданием грядущих перемен и ощущением недолговечности, зыбкости всего радостного и светлого в жизни. Это позволяет сделать вывод и об элементах философских размышлений в стихотворении.

Звуковая перекличка в строке «даль не навек занавешена» помогает читателю понять оптимизм автора, его веру в то светлое, что обязательно придёт на смену мрачному.

Ритм стихотворения медленный, приглашающий к раздумьям. Размер стихотворения трёхсложный анапест. Рифмы перекрёстные, преобладают открытые.

 

 

Д. Самойлов

Память

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

 

И там, в пернатой памяти моей,

Все сказки начинаются с «однажды»,

И в этом однократность бытия

И однократность утоленья жажды.

 

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

1964 г.

 

Стихотворение относится к философской лирике. Размышляя о свойствах и значении человеческой памяти, автор использует развёрнутый поэтический параллелизм, подчёркивая связь памяти человека и памяти природы.

Образы природы: птицы, ветер, деревья, дождь, снег – навсегда отпечатываются в памяти человека, как привычное окружение мира, и заставляют его чувствовать себя частицей природы. О связи человека с природой говорит и такое сравнение: «Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь». В этом же сравнении и утверждение главной мысли стихотворения о постепенном откладывании в памяти человека всех событий и явлений его жизни.

Автор размышляет об удивительных свойствах человеческой памяти, в которой, по словам автора, «такая скрыта мощь», что позволяет при «однократности бытия», в течение только одной человеческой жизни, удерживать все образы и впечатления и постоянно накапливать новые: «что возвращает образы и множит».

В отличие от снега, падающего на землю, память, по утверждению поэта, «пасть не может», то есть, не может потерять что-либо из накопленного в течение жизни, и это накопленное постоянно всплывает в памяти, никуда не исчезая, подобно явлениям природы: «шумит, не умолкая, память-дождь», «птицы-память… поют», «ветер-память… гудит», «деревья-память… лепечут».

Выразительны глаголы, передающие работу человеческой мысли: поют, гудит, лепечут, шумит, летит. От явлений природы эти глаголы переходят и к свойствам человеческой памяти.

Автор характеризует память эпитетом «пернатая», который показывает неограниченность её возможностей, как и птиц при полёте.

Поэт даёт нам почувствовать удивление при мысли о том, как на совершенно пустом месте появляется огромное множество событий, перемен, фактов, которые способна удерживать и заново воспроизводить память. Это подтверждают образы пустоши, сказки, начинающейся с «однажды».

Темп стихотворения медленный, торжественный, приглашающий к размышлению.

В стихотворении отсутствует ритм, а рифмы начинают появляться только во второй строфе (только 2 и 4 строки) и полностью есть в третьей строфе.

Всё стихотворение состоит из отрывистых фраз, многие из которых начинаются союзом «и», что говорит о повторяемости явлений природы, но однократности бытия человека.

 

Н. Рубцов

Звезда полей

 

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливо касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

 

Стихотворение выражает чувства поэта к своей родине, относится к гражданской лирике с элементами пейзажа и философских раздумий, что характерно для лирики Н. Рубцова.

Звучит стихотворение торжественно, задушевно. Поэт передаёт чувство любви к своей родине в тот момент, когда «сон окутал родину мою». Ночное время – это время философских раздумий. Автор вглядывается в свои родные места как бы с космоса, масштабы его родных полей местами раздвигаются до всего земного шара, «касаясь всех городов, поднявшихся вдали», «для всех тревожных жителей земли». Эпитет «тревожных» здесь создаёт атмосферу земной суеты, которой противопоставлено космическое величие вечности.

Философское понятие времени тоже дано в двух аспектах: в земном («уж на часах двенадцать прозвенело») и в космическом, где вообще отсутствует понятие времени: «горит, не угасая», «остановившись, смотрит в полынью».

Патриотические чувства поэт выражает с помощью прилагательных в сравнительной степени: «ярче и полней». Образ звезды – центральный, связующий воедино мысли и чувства поэта. Звезда воспринимается читателем в двух понятиях: конкретная звезда в ночном небе и путеводная звезда как символ всего самого дорогого для поэта: «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей». Дважды повторенный глагол «горит» указывает на главную мысль стихотворения: утверждение первостепенной значимости для человека его родины.

На эту мысль указывает и антитеза: «в минуты потрясений я вспоминал, как тихо за холмом». Контекстуальный антоним «потрясений» - «тихо» передаёт мысль о бренности, недолговечности всех земных дел и бесконечности слияния человека с природой, ощущение себя неотделимой частью своей родины, своей природы, родных мест.

Интересен приём метонимии, когда с помощью метафор «золотом осенним», «зимним серебром» автор обозначает смену времён года на земле и вечность космических явлений, усиленную дважды повторенными словами «она горит».

Автор использует приём звукописи: многие слова, как и центральное слово «звезда», начинаются на «з»: заледенелой, золотом, зимним, земли, здесь. Этот звук придаёт стихотворению радостное, бодрое звучание, как и звучные слова «прозвенело», «серебром», «горит», где звук «р» усиливает торжественное, оптимистичное звучание.

Приём анафоры: первые три строфы начинаются словами «звезда полей» - придаёт стройность композиции, подчёркивает значимость главного образа. Этим же выражением стихотворение и завершается. Три строфы в нём заканчиваются многоточием, указывающим на раздумья автора.

Стихотворение звучит в медленном, размеренном ритме. Размер стихотворения двусложный ямб. Рифмы точные, сочетаются открытые и закрытые. По положению в строфе – перекрёстные.

 

В. Иванов

Любовь

Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора;

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужилая стрела.

 

Мы – два коня, чьи держит удила

Одна рука – одна язвит их шпора;

Два ока мы единственного взора,

Мечты одной два трепетных крыла.

 

Мы – двух теней скорбящая чета

Над мрамором божественного гроба,

Где древняя почиет красота.

 

Единых тайн двугласные уста,

Себе самим мы Сфинкс единый оба.

Мы – две руки единого креста.

 

Стихотворение относится к интимному виду лирики. Тема – утверждение неотделимости друг от друга двух любящих людей.

Написано стихотворение в форме сонета. Эта форма издавна используется для интимной и философской лирики.

Главная мысль поэта: о величии чувства любви, о его огромном значении в жизни человека – выражается с помощью оригинальных литературных приёмов. Это, прежде всего, особенность композиции, в основе которой понятие «два», повторяющееся в каждой строфе, обрастает сравнениями: два ствола, два пламени, два метеора, два коня, два ока, два крыла, две руки.

Интересен синтаксис стихотворения. Каждая строфа состоит из простых предложений, не имеющих глаголов, где роль сказуемого выполняют существительные и между подлежащим и сказуемым ставится тире. Такая особенность синтаксиса обозначает отсутствие в стихотворении действия. Внимание автора сосредоточено только на чувстве любви. Это чувство не подвержено изменению во времени, его не касается земная суета.

Торжественное звучание и величие описанного автором чувства  усиливают архаизмы: «два ока», «чета», «почиет», «уста», а также образы Сфинкса, креста, гроба, теней. Эти образы намекают на недолговечность земной жизни и приподнимают чувство любви над жизнью и смертью. Это чувство неподвластно времени. Кроме того, образ Сфинкса, как символа загадки, утверждает мысль о необъяснимости, непредсказуемости, вечной загадке чувства любви, не подвластного разуму.

Для сравнений, передающих единство двух любящих людей, автор использует различные образы: космические (метеор), передающие быстроту движения или полёта (стрела, крылья, кони), огненную стихию как всеохватывающее чувство (два грозой зажжённые ствола, два пламени полуночного бора).

Эпитеты торжественно и величавы, что соответствует творческому замыслу автора – показать величие любви: полуночный бор, двужилая стрела, трепетных крыла, древняя красота, скорбящая чета, божественного гроба.

Единственное просторечие: одна язвит их шпора – указывает на всплеск эмоций автора, усиливает впечатление от сравнительных образов.

Ритм стихотворения медленный, величавый. Размер стихотворения: двухсложный ямб. Рифмы открытые, по положению в строфе кольцевые.

 

А. С. Пушкин

Если жизнь тебя обманет

 Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись,

  День веселья, верь, настанет.

 

 

Сердце будущим живёт,

Настоящее уныло.

Всё мгновенно, всё пройдёт.

Что пройдёт – то будет мило.

 

Стихотворение относится к философскому виду лирики. Поэт написал его в форме разговора с читателем, поэтому использовал односоставное определённо-личное предложение (в 1-й строфе – второе).

Тема стихотворения – размышления поэта о значении в жизни человека прошлого, настоящего и будущего.

Главная мысль – попытка утешить человека в минуты печали и напомнить ему о том, что жизнь устроена как череда печалей и радостей. Поэт предостерегает читателя от негативных чувств и мыслей, которые нельзя запускать в душу даже в тяжёлые минуты. Для этого он использует отрицательную частицу «не»: «не печалься, не сердись». Поэт утверждает, что только смирение и вера помогут человеку преодолеть уныние. Здесь Пушкин заставляет нас вспомнить о том, что уныние, злость – это грехи, о которых говорится в Библии, а вера и смирение относятся к христианским добродетелям.

Вторая строфа состоит в основном из кратких нераспространённых предложений, в которых Пушкин сконцентрировал свой жизненный опыт, свои размышления и хочет поделиться ими с читателем.

Поэт сопоставляет три времени в жизни человека и считает, что утешение можно найти только в будущем (оно привлекательно, потому что неизвестно, скрыто) и в прошлом (оно уже прошло и потому «мило»). Эти периоды – утешение в настоящем, которое «уныло», но «мгновенно».

Свои размышления автор облекает в такое художественное средство, как антитезы: уныло – мило, уныние – веселье, сердись – смирись, будущее – настоящее. Антитезы подтверждают мысль о скоротечности жизни и переменчивости её явлений.

Череду радостей и горестей в жизни передают и эпитеты, выраженные краткими прилагательными: уныло, мгновенно, мило.

Стихотворение построено таким образом, что ведёт читателя от минора к мажору: в 1-й строфе от «обманет», «не печалься», «не сердись», «день уныния» - к «дню веселья»; во 2-й строфе от «уныло» - к «мило». Таким образом, композиция стихотворения утверждает оптимизм, жизнерадостность, веру в лучшее. Это качество присуще всей лирике Пушкина, поэтому мы и любим его стихотворения, ведь они могут утешить в трудные минуты и не позволить печалям сломить человека. В этом – главная и вечная ценность стихотворения.

Пушкин учит нас любить жизнь и принимать её во всём разнообразии. Глаголы в повелительном наклонении: не печалься, не сердись, верь, смирись – создают впечатление, что мудрые слова поэта адресованы лично каждому из нас. Прочитав это стихотворение, мы ощущаем, что поговорили с Пушкиным по душам, как с лучшим другом. После такого разговора печали отступают, а вера в лучшее расцветает в душе.

Краткие, отрывистые строки стихотворения передают удивительную энергию пушкинского стиха, а подтверждает её размер стихотворения: двухсложный хорей. Это превращает строки стихотворения в размеренные удары сердца поэта, и мы тоже настраиваемся на его жизнеутверждающую ритмику.

 

Б. Л. Пастернак

Быть знаменитым некрасиво

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженье от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 

Стихотворение относится к философскому виду лирики. Оно посвящено размышлениям о назначении поэта.

Уже в первой строке, которая является и названием стихотворения, поэт формулирует свою художественную и личностную позицию: «Быть знаменитым некрасиво». И это вопреки тому, что, как известно, чуткие и ранимые творческие люди во все времена нуждались в понимании и успехе. Победа их окрыляла, а поражение порой оказывалось непереносимым. Автор же, говоря о себе, обращается ко всем творческим личностям: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать».

Его человеческое и поэтическое кредо непреклонно: «Ни единой долькой не отступаться от лица, но быть живым…» А остальное неважно, о нём позаботится «будущего зов».

В стихотворении мы слышим убедительный, страстный призыв автора к честной самооценке своего труда, к преодолению соблазна поддаться иллюзорному стремлению «быть притчей на устах у всех», забыв при этом о том, что успех может быть незаслуженным и незначительным («ничего не знача…»).

Но в страстном убеждении поэта нет надрыва, ведь в стихотворении отсутствуют восклицательные предложения. Чувствуется, что автор давно выносил в себе эти мысли и теперь настойчиво повторяет: «быть живым», «по живому следу», что означает твёрдое решение не изменять себе ни при каких обстоятельствах: «Ни единой долькой не отступаться от лица». Только при таком условии лицо, то есть человек, может стать личностью.

Видно, что поэт уже прошёл испытание медными трубами и сейчас (а стихотворение написано в 1956 году, на склоне лет) может спокойно сближать и не различать слова-антонимы: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». В такой постановке вопроса чувствуется внутренняя свобода личности, не зависящей от внешних обстоятельств. Ведь призрачные «шумиха» и «успех» могут помешать поэту услышать «будущего зов», то есть, осознать свой истинный вклад в поэзию, отделить вечное от сиюминутного.

Своё негативное отношение к погоне за славой поэт выражает, используя частицу «не» в первых строфах: «некрасиво», «не это», «не надо», «не шумиха», «не успех», «не значит», а также намеренно сниженных просторечных выражений: «шумиха», «над рукописями трястись». Авторская оценка ложной популярности передана наречиями «некрасиво», «позорно», деепричастным оборотом «ничего не знача».

Пастернак противопоставляет два подхода к творческому труду в словах, начинающихся на один корень: «самоотдача» и «самозванство». Самоотдача – это готовность вложить данный Богом талант в каждодневный, упорный труд, и тем самым «привлечь к себе любовь пространства». А самозванство – стремление поднять вокруг себя «шумиху», привлечь к себе внимание (не любовь!) пространства.

Читая внимательно стихотворение, чувствуем, что у поэта был нелёгкий выбор: идти по дорогам, проторённым другими, или создавать в поэзии своё, новое, неизведанное. Честность истинного поэта требует новизны. Пастернак, мастер ассоциативных образов, передаёт это устремление словами: «И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность, когда в ней не видать ни зги». Здесь поэт, как и природа, познаёт и творит новое из мглы, на пустом месте, и только когда мгла и туман рассеиваются, местность предстаёт во всей красе.

Для передачи своих ассоциаций поэт использует фразеологизмы «не видать ни зги», «ни единой долькой», усиливая свои утверждения частицей «ни».

В этой ассоциации заложена и скромность истинного русского интеллигента, желание остаться в «неизвестности» до тех пор, пока сможешь повести за собой других. И пусть эти «другие» быстрее добьются того, что поэт-новатор создавал на протяжении жизни. Они пройдут уже проторённым путём за первооткрывателем «по живому следу», «за пядью пядь». Упорный, кропотливый труд, стоящий за этим «живым следом», подчёркнут повторяющимися словами «за пядью пядь», «в конце концов».

Важность поднятой проблемы назначения поэта чувствуется и в словах из «высокого» стиля поэзии: «уста», «зов», «судьба». Убеждённость поэта в правильности избранной позиции передана единоначалием 3-й и 4-й строф: «но надо», «и надо». За этим «надо» стоит главный критерий оценки писательского труда: должно пройти ещё немало времени, и уже потомки («будущего зов») определят судьбу его творений, решат, нужны ли им «архивы» и «рукописи», или только «живой след» поэта, заложенный в его творениях. «Позорно», если и архивы, и рукописи будут пылиться на полках библиотек, всеми забытые, никому не интересные.

Развёрнутая ассоциация в 4-й строфе напоминает читателю известную истину о том, что жизнь – это книга, которую каждый пишет сам. А на полях книги-судьбы человек обычно отчёркивает самые главные «места и главы жизни целой», которыми можно гордиться или, наоборот, которых человек стыдится. А «пробелы в судьбе» нужны для того, чтобы осознанно их заполнить.

Таким образом, не только о назначении поэта рассуждает Пастернак, но и преподносит хороший урок честности и скромности всем читателям.

Ритм стихотворения торжественный, но неспешный, приглашающий к размышлению. Рифмы перекрёстные. Размер – двухсложный четырёхстопный ямб.

 

Владимир Корнилов

В сентябре

Не встречал я осенью нигде

Красочней и трепетней картин:

Лучезарен каждый Божий день

С серебристой дрожью паутин.

Золотые свечи сентября

Придают торжественность лесам.

Всякий миг такой благотворя, -

Свой восторг дарил я небесам.

… Храм осенний светел и велик –

Благодатью вышней сотворён.

Как прекрасен он и огнелик,

Солнцем осиян со всех сторон!..

Чуть поодаль купола церквей

С ярко-жёлтым пламенем берёз…

Это образ Родины моей

Дорог мне и памятен до слёз.

 

Анализ стихотворения

Стихотворение относится к пейзажному и философскому видам лирики.

Тема: описание осеннего пейзажа и размышления о божественной гармонии в окружающем мире.

Идея: любовь к Родине автор выражает через описание самого дорогого в ней – любимой природы и божественного начала во всех её проявлениях.

Стихотворение наполнено чувствами восторга, преклонения перед величием окружающего мира, а в последней строке эти чувства выражены слезами автора.

Стихотворение поражает обилием света, жёлто-золотых красок, перерастающих в огонь. Это выражено эпитетами: лучезарен день, золотые свечи, храм светел, огнелик, солнцем осиян, ярко-жёлтый пламень.

Для передачи божественного начала в окружающем человека мире автор использует религиозные образы: Божий день, свечи, храм, Благодать вышняя, купола церквей. Эти образы свидетельствуют о глубокой религиозности, служении православной вере, свойственным русскому народу. Данная мысль лежит в основе стихотворения. Автор показывает, что без истинного служения Богу невозможно представить себе образ Родины, испытать чувство подлинного патриотизма.

Торжественность и величие Божественного и родного в душе человека подчёркивают краткие прилагательные светел, велик, прекрасен, огнелик, дорог, памятен, лучезарен, краткие причастия сотворён, осиян, прилагательные в сравнительной степени красочней, трепетней.

Сложные слова – ещё один приём автора, позволяющий ощутить Божественное начало в природе: лучезарен, благотворя, благодать, огнелик.

Показывая свою любовь к родной природе, автор использует метафору: серебристая дрожь паутин, метонимию: золотые свечи сентября.

Выразительными стилистическими средствами, подчёркивающими красоту и гармонию в окружающем мире, являются инверсия (Всякий миг такой благотворя, - Свой восторг дарил я небесам), риторическое восклицание (Как прекрасен он и огнелик, Солнцем осиян со всех сторон!..)

Размер стихотворения – четырёхстопный хорей – придаёт динамику стихотворению. Рифмы перекрёстные.

 

Ф. И. Тютчев

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию тёмной.

 

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела –

В душе своей, как в бездне, погружён,

И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь всё светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном ночном

Он узнаёт наследье родовое.

(1848-1850)

 

 

Анализ стихотворения

 

Стихотворение относится к пейзажному и философскому видам лирики.

Тема: отношение поэта к смене дня и ночи.

Идея: противопоставление дня, который поэт воспринимает как всё светлое, радостное в жизни, и ночи, воплощающей всё страшное, непонятное для человека. Эта идея характерна для творчества Тютчева (стихотворения «День и ночь», «Альпы»).

В отличие от упомянутых стихотворений, в этом день – ещё и воспоминания лирического героя о светлом, но невозвратно ушедшем прошлом, превратившемся в «давно минувший сон». Это дорогое сердцу поэта прошлое передано эпитетами «светлое, живое», а то, что пришло на смену вместе с ночью, - «чуждое, неразгаданное, ночное».

В основе стихотворения – человек, чувствующий себя беззащитным перед наступившей ночью. Это ощущение передано эпитетами «немощен и гол», сравнениями «как сирота бездомный» (человек), душа его сравнивается с бездной.

Стихотворение построено на антитезах: день и ночь. К этим явлениям поэт подбирает противоположные эпитеты, сравнения: день – отрадный, любезный (от слов «радость, любовь»), как золотой покров; ночь – святая, бездна, пропасть тёмная.

С наступлением ночи меняется состояние человека: он теряет связь с внешним миром и остаётся наедине с собой. Для поэта это невыносимо тяжёлое состояние выражено кратким причастием «покинут», в котором чувствуется безысходность. Чувство отчаяния с наступлением ночи заключено в метафоре «упразднен ум (от слова праздник, то есть, ум ничем не занят) и мысль осиротела», в отрицании «нет извне опоры, ни предела».

6 раз встречающийся союз «и» в начале строк (анафора) указывает на цикличность, постоянность смены дня и ночи. Это повторяющееся явление каждый раз приносит страдания лирическому герою.

Композиция стихотворения двухчастная: первая часть – описание смены дня и ночи, вторая часть – описание состояния человека.

Размер стихотворения двухсложный пятистопный ямб.

 

 

Евгений Дворников

До того мы затрепали

все высокие слова,

что они однажды пали,

как подбитая трава.

 

Стяжелели и поникли,

будто изморозь легла.

Отзвенели…

А не в них ли

вера общая жила?

 

Всем нам, правым и неправым,

что скулить, на что роптать?

Дать бы роздых этим травам,

сгоряча не затоптать.

 

Никакой иной ограды

им, помимо естества.

От дождя чистейшей правды

                                           встанут павшие слова.

 

Анализ стихотворения

Стихотворение относится к философскому виду лирики.

Тема: размышления автора о значении высоких слов в жизни общества.

Идея: высокие слова содержат в себе общую веру народа в главные моральные ценности, поэтому с такими словами надо обращаться бережно и осторожно, не используя их по любому поводу, а приберегая для самых важных моментов в жизни народа.

Для образного выражения идеи автор использует приём параллелизма, сопоставляя потерявшие свою истинную ценность от постоянного использования высокие слова и такие явления природы, как подбитая трава, изморозь, дождь.

Риторические вопросы помогают понять, что же нужно сделать, чтобы вернуть высоким словам их прежнее значение для человека. Автор призывает «дать роздых» травам, сгоряча затоптанным человеком, восстановить «естество», то есть, первоначальное высокое значение важных слов, защитить их «дождём чистейшей правды».

Здесь образы дождя, трав символизируют естественную, природную защиту слов от глянца привычности, повседневности, когда люди из-за частого использования перестают их воспринимать и равняют с самыми обычными, будничными словами.

Для изображения печального перехода высоких слов в разряд обычных автор использует выразительные глаголы: затрепали, пали, стяжелели, поникли, отзвенели.

Реакцию опомнившихся людей на такое общественное явление автор передаёт глаголами, выражающими растерянность, беспомощность: «что скулить, на что роптать?»

В последней строфе автор выражает уверенность в возрождении высокого назначения слов: «встанут павшие слова», но при условии возвращения им «естества», то есть, их утраченной ценности, затерянной из-за их бездумного повседневного использования.

Размер стихотворения двухсложный четырёхстопный хорей.

 

Художественный стиль, проза

О мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас и с какой бесконечной любовью!  Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать: «Мой образ стоит перед его глазами ». И это будет истинная правда… Не могу Вам сказать, как сильно стремлюсь я к Вам, как всю ночь напролёт вижу Вас во сне. Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять, как снег.

И. С. Тургенев – П. Виардо

февраль 1867 г.

Анализ

    Приведенный выше отрывок относится к художественному стилю речи, реализован в эпистолярном жанре. Особенность художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Его признаки: образность, выразительность, эмоциональность. Для него характерны многоплановость всех способов речи особенная точность, которая ведёт роль контекста. Основной задачей художественного стиля является создание с помощью речевых способов художественных образов. При этом используются все возможные экспрессивно-эмоциональные средства языка, его лексическое, фонетическое богатство, всё разнообразие грамматических форм и конструкций. Особенности художественной речи тесно связаны с присущей ей эстетической функцией.

    Приведенный отрывок из письма принадлежит мастеру художественного слова И. С. Тургеневу. Под пером талантливого писателя язык стал явлением искусства, способом создания художественного образа.

    Принадлежность данного отрывка к художественному стилю речи доказывают следующие характерные особенности:

· Использование тропов: эпитетов (бесконечной любовью, дорогой образ), сравнений (растаять, как снег), метафор (образ стоит перед его глазами, Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять);

· Использование выразительных экспрессивных слов (горячо любимый друг, истинная правда, всю ночь напролёт);

· Инверсия в первом предложении – выразительное средство, обращающее внимание читателя на слова, стоящие на необычном месте и подчёркивающие главную мысль (постоянно, день и ночь);

· Использование антонимов (день и ночь); выразительных наречий, помогающих понять состояние автора (сильно, горячо, напролёт);

Особенность построения предпоследнего предложения (сложноподчинённое с однородными придаточными меры и степени действия) подчёркивает силу чувства автора.

 

Официально-деловой стиль

1.  Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются
приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.

2.  Приемные родители по отношению к приемному ребенку
детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3.  Приемная семья образуется на основании договора о передаче
ребенка (детей) на воспитание в семью.

Анализ

Принадлежность данного текста к официально-деловому стилю можно доказать с помощью следующих фактов:

· тексту присуща логическая последовательность изложения;

· предельная точность, сжатость информации;

· использование терминов и профессиональных слов той сферы деятельности, в которой документ обращается: удостоверение установленного образца, обладают правами и обязанностями, одна из форм устройства на воспитание детей;

· использование устойчивых оборотов речи и текстовых формул: согласно приложению, граждане именуются, не должно превышать, как правило;

·  деление текста статьи на пункты, между которыми прослеживается чёткая связь;

· все слова использованы в прямом значении;

· использование причастных и деепричастных оборотов;

· использование глаголов в настоящем времени;

· использование однородных сказуемых; сложного предложения с бессоюзной связью, части которого осложнены причастными оборотами, уточнениями в скобках;

· отсутствие эмоционально-экспрессивных средств.

 

Аннотация

Аннотация – это короткий обзор содержания книги. Она обычно состоит из:

· описания библиографических данных книги (автор, название и т. д.);

· краткого пересказа материала;

· указания, кому эта книга адресована.

Аннотация обычно помещается на обороте титула и служит для предварительного ознакомления читателя с содержанием книги. Иногда в ней содержатся элементы оценки книги и краткие сведения об авторе.

Пример аннотации.

Костомаров, В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. - М.: Педагогика-Ресс, 1999. – 240 с.: ил.

В книге ретроспективно воссоздаётся жизнь русского языка от современности к древности, от знакомого к забытому.

Развитие языка автор связывает с историей народа, уделяя значительное внимание русской старине, особенностям быта россиян, прежде всего москвичей, так как именно на московской почве сложились основные нормы русской литературной речи.

Красочные иллюстрации позволяют погрузиться в историю и представить, как выглядели Москва и москвичи в далёком далеке, когда они ещё назывались вятичи, и в недавнем прошлом.

Издание адресовано широкому кругу читателей, но прежде всего тем, кто учит и учится. Книга может быть использована в работе с иностранными студентами.

Приведенная аннотация отвечает всем требованиям к её содержанию и оформлению. Знакомство с ней позволит читателю узнать тему произведения, краткое содержание книги. Сообщение об иллюстрациях и их содержании составлено таким образом, чтобы вызвать интерес читателя к произведению, желание узнать о том, почему москвичей раньше называли вятичами.

В аннотации содержится указание на то, кому эта книга адресована.

Научный стиль

По некоторым заключениям, арктические плавучие льды менее чем за 30 лет потеряли 40 % своего объема. Исследователь Заполярья Дж. Уолш (J. Walsh) полагает: если процесс не приостановится, то до полной потери ледового покрова остается всего несколько десятилетий, и тогда эта огромная акватория из колоссального (до 80 %) отражателя солнечной энергии превратится в тепловой ее коллектор. В результате характер общей циркуляции Мирового океана атмосферы над ним коренным образом изменится вплоть до среднегеографических широт; иными станут и пути прохождения штормов, и характер распределения осадков. Среди причин сокращения ледового покрова Северного океана наиболее вероятной называют Арктическую осцилляцию... Это неустойчивый колебательный процесс, в ходе которого атмосферное давление над Северным полюсом то возрастает, то падает параллельно с его падением и ростом в кольцевой окраине полярного региона. В зависимости от фазы Арктической осцилляции меняется характер ветровых полей, что в свою очередь влияет на величину дрейфующих льдов. В положительной фазе в Арктику вносятся большие массы теплого воздуха, нагреваются воды, поступающие в высокие широты из Северной Атлантики, а из Арктики выносятся многолетние льдины.

 

Анализ

Данный отрывок относится к научному стилю речи, поскольку ему присущ ряд условий функционирования и языковых особенностей: монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи.

Данный текст отвечает следующим требованиям к научному стилю:

· логическая последовательность изложения;

· упорядоченная система связей между частями высказывания;

· стремление автора к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания;

· соответствие функции доказательности.

Кроме того, данный текст отвечает следующим требованиям к языку научного стиля:

· использование терминов, т. е. логически сформулированных понятий (осцилляция, коллектор, циркуляция, и др.);

· использование абстрактной лексики (процесс, характер);

· фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов (отражатель солнечной энергии, характер распределения осадков и др.), различного рода клише (в результате, наиболее вероятной, в ходе которого, что в свою очередь и др.);

· сужение личных форм глагола: глаголы входят в состав неопределённо-личных предложений;

· фраза и порядок слов в ней отражают логическую направленность предложений;

· синтаксис строг и стилистически однороден;

· в сложных предложениях преобладает союзная, чаще подчинительная, связь между частями сложного предложения, в некоторых случаях осложнённых однородными членами и причастными оборотами;

· упоминаются конкретные географические названия и фамилия исследователя, приводятся цифровые доказательства.

 

 

Публицистический стиль

Мат стал нормой

Удивляться нечему. Еще когда в университете училась, мой пре­подаватель по истории языка говорил:

— То, что мы сейчас считаем ругательством, через несколько лет может стать литературной нормой.

Как в воду глядел! Разумеется, слово из трех букв нормой еще не стало. Но очень старается. Точнее, наши теледеятели стараются перевести его на легальное положение. В книжках непотребщину тоже стали печатать без стыдливых многоточий. Я уж не говорю про кинематограф, где на матерщину перешли всерьез и надолго. Но там по крайней мер есть выбор — читать или не читать, смотреть или не смотреть.

Анализ

Текст относится к публицистическому стилю. Статья написана в жанре фельетона, выполняет две функции: информационную и воздействующую. На принадлежность к публицистическому стилю указывают такие особенности текста:

· Используются речевые стандарты (всерьёз и надолго, перевести на легальное положение);

· Живость языка обусловлена использованием разговорных слов и форм слов (непотребщина, теледеятели, в книжках, матерщина, про кинематограф) и устойчивых выражений (как в воду глядел, по крайней мере);

· Необычная лексическая сочетаемость: стыдливое многоточие;

Используются синтаксические приёмы экспрессии: односоставные и неполные предложения, придающие речи фрагментарность и создающие иллюзию свободной, непринуждённой беседы; восклицательное предложение; синтаксический параллелизм в последнем предложении.

 

Лингвистический анализ текста

Мы знаем теперь, как выглядит наша планета со стороны.

Но в недра земные человек проник всего на восемь километров. Такова самая глубокая скважина, которую до сих пор удалось пробурить. Самая глубокая шахта уходит под землю всего на четыре километра. Ниже неведомый мир, и время от времени он напоминает о себе. И тогда гремят взрывы, камни, как бомбы, летят вокруг, пары газа окутывают вершины вулканов, а по их склонам ползёт всё сжигающий поток. Тогда толчки сотрясают землю, её лихорадит, она крошится и трескается, возникают и исчезают острова. Тогда в море вздымаются волны и несутся со скоростью реактивного самолёта и обрушиваются на берег, всё сокрушая на своём пути.

Это сигналы из мира глубин.

 

Разбор текста

I. Общее назначение.

Данный текст предназначен для чтения широкому кругу читателей с целью расширения кругозора в процессе знакомства с необычными явлениями природы и с достижениями науки и техники.

II. Лингво-стилистический анализ текста.

1) С точки зрения лексики.

В тексте встречаются специальные термины из области геофизики (недра земные, скважина, пробурить, шахта, пары газа), географии (вулканы, острова, море, волны).

Ключевые слова: земля, земные, планета (3 раза), тогда (3 раза), мир (2 раза), самая глубокая (2 раза).

В тексте используются изобразительно-выразительные средства: повторы-анафоры (тогда…), эпитет (неведомый мир), сравнения (камни, как бомбы, летят вокруг; волны несутся со скоростью реактивного самолёта), олицетворения (неведомый мир…напоминает о себе, ползёт…поток, её – землю – лихорадит), метафора (пары газа окутывают вершины вулканов), антитеза (возникают и исчезают острова).

Слова с эмоционально-экспрессивной окраской: гремят взрывы, ползёт поток, сотрясают землю, её лихорадит, вздымаются волны, несутся, обрушиваются, всё сокрушая на своём пути.

2) С точки зрения морфологии.

В тексте представлены все части речи, кроме междометий. Чаще всего встречаются имена существительные – 33 слова. Они называют конкретные предметы и помогают читателю представить в образах описываемую картину: недра, скважина, шахта, склоны, поток и др. Все имена существительные нарицательные, неодушевлённые, кроме слова «человек», обозначающего одушевлённый предмет.

На втором месте по частотности употребления находятся глаголы, обозначающие действия предметов и придающие тексту динамичность. Глаголы помогают описать явления природы в постоянном движении и изменении. Всего встречается 20 глаголов, большинство из которых стоит в форме настоящего времени 3-го лица единственного (7 глаголов) и множественного (9 глаголов) числа. 1 глагол настоящего времени – в форме 1-го лица множественного лица. Преобладание указанных форм позволяет создать в тексте образную картину действий, происходящих как бы на глазах у читателей: гремят, летят, окутывают, сотрясают и т. д. 2 глагола употребляются в форме прошедшего времени, причём, один из них входит в составное глагольное сказуемое и употребляется с инфинитивом (удалось пробудить).

Глагольные формы причастие и деепричастие, обозначающие обычно добавочное действие, используются мало: 2 причастия и 1 деепричастие. Это обусловлено особенностями научного стиля речи, которому не свойственны указанные формы глагола.

В тексте представлено достаточно местоимений (14), преимущественно личных. Они позволяют избежать повторения существительных и поддерживают логическую нить рассказа. Есть также притяжательные местоимения (наша, своём), указательные (это, такова, сих), относительное (которую), определительное (всё).

В тексте встречаются 2 количественных числительных: восемь и четыре. Они придают тексту точность, достоверность.

В текстах научного стиля используется мало прилагательных. В данном тексте их всего 3. Прилагательное «самая глубокая» - качественное, стоит в превосходной степени и повторяется 2 раза. 2 прилагательных – относительные: «земные», «реактивного».

В тексте 6 наречий времени и места, из них слово «тогда» повторяется 3 раза.

3) С точки зрения синтаксиса.

Текст состоит из 9 предложений, из которых 4 простых, 2 сложноподчинённых, 1сложносочинённое, 1сложное с бессоюзной связью, 1 сложная синтаксическая конструкция с бессоюзной и сочинительной связью.

5-е и 7-е предложения осложнены вводными конструкциями: соответственно – сравнительным оборотом (как бомбы) и деепричастным оборотом (всё сокрушая на своём пути).

Порядок слов в предложениях преимущественно прямой, но есть 4 предложения с обратным порядком слов: придаточное в первом предложении, первое и последнее в 6 предложении, последнее в 7 предложении.

Примеры предложений:

а) простое:

 Тогда в море вздымаются волны и несутся со скоростью реактивного самолёта и обрушиваются на берег, всё сокрушая на своём пути.

Грамматическая основа: подлежащее «волны», однородные сказуемые, соединённые союзом «и» - «вздымаются», «несутся», «обрушиваются». Первое сказуемое с подлежащим образуют обратный порядок слов, остальные – прямой. Предложение осложнено деепричастным оборотом.

б) сложноподчинённое:

Мы знаем теперь, как выглядит наша планета со стороны.

Предложение состоит из 2-х простых – главного (грамматическая основа «мы знаем») и придаточного изъяснительного с подчинительным союзом «как» (грамматическая основа «выглядит планета»). Первое предложение имеет прямой порядок слов, второе – обратный.

в) сложносочинённое:

Ниже неведомый мир, и время от времени он напоминает о себе.

Предложение состоит из двух простых, связанных сочинительным соединительным союзом «и». Первое предложение неполное (пропущено сказуемое), подлежащее – «мир». Основа второго предложения – «он напоминает». Порядок слов прямой.

г) бессоюзное сложное предложение:

Тогда толчки сотрясают землю, её лихорадит, она крошится и трескается, возникают и исчезают острова.

Предложение состоит из 4-х простых предложений, связанных бессоюзной связью. Грамматические основы: «толчки сотрясают», «лихорадит», «она крошится и трескается», «возникают и исчезают острова». Второе предложение односоставное, безличное. В третьем и четвёртом предложениях однородные сказуемые, соединённые союзом «и». В четвёртом предложении обратный порядок слов.

Риторические и вопросительные предложения в тексте отсутствуют, эмоциональный фон текста повествовательный. Эти признаки характерны для текстов научного стиля.

4) Форма текста – монолог.

III. Данный текст принадлежит к научно-популярному стилю с элементами художественного. 

 

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 947; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!