Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.



План-конспект урока

Учебная дисциплина: Литература

Группа: 6

Дата проведения: 06.10.2020 г.

Урок № 14

Тема урока: Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее

Цели урока: раскрыть перед студентами особенности становления
характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; активизировать мыслительную деятельность студентов средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщать к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон», схема.

СТРУКТУРА УРОКА

(в дистанционном формате)

I . Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы
и цели урока

II . Работа над темой урока

III. Домашнее задание

ПЛАН УРОКА

    I . Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы
и цели урока

  М. А. Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.

Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу... Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».

Герои, живущие на страницах романа, — донские казаки.

— Что вы знаете об этом сословии?

Казачество — сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.

— Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?

— «Крыша дома твоего» — что для каждого из вас значат эти слова?

— Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

II . Работа над темой урока

Работа с теоретическим материалом

Тема семейная в романе Шолохова

Работа с текстом

Выразительно прочитайте отрывок из первой части I тома «История семьи Мелеховых» и устно ответьте на вопросы.

Первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признается: «Я почувствовал: что-то у меня не получается».

Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья — носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

— С чего же начинается история этой семьи?

— Почему гибнет юная турчанка и что отрицает её смерть?

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил её, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а, следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям — отсюда трагедия.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни.

Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.

Прочитайте материал

…Семья — основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего — семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» — некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила — всевластие отца в доме.

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но родителям — именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «...точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало — но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», Но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ — икона в красном углу.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!