Применение в современном дизайне

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ» (ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

РЕФЕРАТ

Архитектура Древней Индии (3000 лет до н.э. – 500 год н.э.)

 

Выполнил: студент 2 курса ОДО ХГФ направления

«Профессиональное обучение (ДПИ и дизайн)»

ДПИИД-21-28

Суслова Екатерина Сергеевна

 

Уфа 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Архитектура Древней Индии…………………………………………………….4

Применение в современном дизайне…………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………....12

 

 

Введение

Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н. э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества. И это несмотря на многочисленных завоевателей, которые грабили и разоряли ее землю, порой беспощадно уничтожали ее культуру. Войско персидского царя Дария I, армия Александра Македонского, завоеватели из Бактрии, Кутан, тысячи гуннов - всех завоевателей Индии не перечесть. Затем пришли арабы и другие мусульманские народы, наконец, в XVII в. началась колонизация Индии европейцами. Все завоеватели пытались на свой лад изменить хозяйство, религии, культуру населявших ее народов.

В индийской культуре в эпоху ее формирования решающую роль сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений способствовали рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры. Природа сама подсказывала архитекторам и скульпторам древности их первые творческие решения. Она признала высокий размах и грандиозную масштабность древним сказаниям индийского народа о богах, о героях, наделенных космической силой, добрых и злых духах, населяющих каждое дерево, гору или реку. Вера в чудодейственную силу природа стала основой индийской мифологии, всей индийской культуры.

Архитектура Древней Индии

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин - круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее - овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа, стамбаха - монолитный столб и пещерный храм.

Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами».

Стамбахи Ашоки(СЛАЙД 2) весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Поражал своим совершенством и изяществом дворец царя Ашоки(СЛАЙД 3). Три зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые золотыми виноградными лотами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.

Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры являются колонны, на которых высечены надписи царя Ашоки(СЛАЙД 4). Более тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской морали - о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и старшим.

Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы(СЛАЙД 4), обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

Пещерный монастырь Аджанта(СЛАЙД 5) представлял собой огромный город, вырубленный в горах. Это был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли отражение картины жизни людей различных эпох(СЛАЙД 6). Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы - вихара, окруженные монашескими кельями.( СЛАЙД 7)

На стенах храмов Эллоры(СЛАЙД 8-10), расположенной по соседству с Аджантой, разворачиваются монументальные каменные композиции с изображениями Будды, богов и мифологических героев. В IV-V вв. достигает своего расцвета индийская скульптура. Ее тематика остается религиозной. Мастера стараются передать внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. В работе над статуями Будды их заботит изображение не столько силы, красоты, здоровья, сколько высокой одухотворенности.( СЛАЙД 11) Это уже не просто человек, а высшее существо, отрешившееся от всего мирского. Статуи Будды выражают полный покой. Однако это покой особый, его лицо обращено не к миру - страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Формы тела сглажены, позы свободны и непринужденны, от всех фигур веет безмятежностью и отрешенностью.

Удивителен тот факт, нередко вызывающий споры и дискуссии, что в раннем буддийском искусстве не встречается фигура самого Будды. В раннем рельефе(СЛАЙД 12) его изображение заменено в зависимости от содержания изображаемого то цветком лотоса, то священным деревом Бодхи, окруженным оградой, то колесом со спицами («Колесом Учения»), то ступой, то ступнями ног (следами Будды).

Эти символы изображают священный путь Будды: его рождение, его первые шаги по распространению своего учения, проповеди в Сариатхе, его вхождение в нирвану. Часто утверждают, что изображение Будды во плоти было запрещено в буддизме и только в более позднее время появились изображения Будды в человеческом виде: стоящим, сидящим и лежащим.

Однако есть и другое объяснение: изображение Будды с помощью названных выше символов было более наглядным и понятным, чем простое изображение человеческой фигуры, которая сама по себе ничего не говорила о том, на каком этапе священного пути Булла находится в данной сиене. Символическое изображение того или иного этапа священного пути значительно точнее и понятнее для зрителя.

В эпоху раннего буддизма наглядно изображенные рассказы о жизни Будды были рассчитаны на простой народ, ибо монахи были заинтересованы в том, чтобы привлечь к учению как можно больше приверженцев. Изображение же Великого Учителя в человеческом образе было слишком абстрактно, поскольку предполагало у зрителя обширные знания, дающие возможность интерпретировать изображаемые сцепы. Если бы Будду изображали в человеческом образе, едва ли он воспринимался бы как совершенно особенный человек. Не будь он наделен особыми символами, его. скорее, приняли бы за обыкновенного монаха. Только уже после того, как буддийское учение получило широкое распространение в народе и священный путь Будды стал хорошо известным каждому, появилась возможность изображать его в человеческом образе, причем определенные этапы его священного пути выражались через так называемые мудры, то есть через специфические положения рук, ладоней, пальиев.

Существует и другой образ тысячерукого Будды(СЛАЙД 13): он сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как орел, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображены соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков. Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы помогать всем страждущим, отвести от них горе и несчастье.

В северо-западной Индии, в районе древней Гандхары, найдено много скульптур, созданных начиная с 1 в. до н. э. Это, главным образом, изображения Будды(СЛАЙД 14). Гандхарская скульптура сильно отличается от скульптуры других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона.

 

Применение в современном дизайне

Пик развития электронных технологий отразился и на особенностях интерьеров. Однако обилие электроники, пластика, блестящего металла далеко не всем по душе.

Утомившись от интенсивного жизненного темпа, сопровождающегося техническим прогрессом, многие люди ищут спокойствие в собственных домах. (СЛАЙД 15-20)Индийский дизайн как нельзя лучше подходит для таких целей. От него веет таинством медитаций, познанием себя, гармонией с собой и окружающим миром. Такая обстановка отвлечет от мирской суеты, наполнит тело энергией, а душу – спокойствием.

Обстановка в индийских традициях подойдет тем, кого утомляет городская суета, кому по душе индийская культура и обычаи. Также это хорошее решение для тех, кто решил освоить мантры и медитации. Соответствующая обстановка будет способствовать самосовершенствованию, снятию напряжения и укреплению воли.

Учитывая многовековую популярность индийских практик и культуры, стиль остается востребованным и популярным. Дизайнер нередко получают заказы на его реализацию как в частных домах, так и в квартирах.

Рассмотрим основные черты, свойственные индийскому интерьеру:

•   Просторные помещения с окнами-арками.

•   Преобладают насыщенные, яркие цвета – желтый, малиновый, красный, зеленый, золотой. Также используются темные тона коричневого и пастельная гамма.

•   Основные материалы – натуральный камень, мрамор, натуральная штукатурка, латунь, медь, позолота, дерево, ковка.

•   Текстиль из натуральных тканей (лен, шелк, хлопок, шерсть) – массивные покрывала, декоративные валики, подушки, драпировка.

•   Пестрые ковры из шелка или шерсти.

•   Пилястры и колонны.

•   Витражи в основе из натурального дерева (перегородки, потолки, двери).

•   Мебель чаще всего невысокая из ротанга или дерева с умеренной резьбой. Могут присутствовать элементы ковки.

•   В качестве освещения используются центральные люстры, небольшие светильники с плафонами из разноцветного стекла, абажуры теплых цветов.

•   Индийские предметы интерьера – картины и статуэтки, изделия народного ремесла, балдахины. Особенно популярны изображения слонов, тигров, божеств. В последнем случае, при выборе изображения божества следует быть осторожным. В культуре насчитывается более 1000 божеств, среди которых есть боги жизни и процветания, а также боги смерти.

Индийский орнамент

Про орнамент мы решили рассказать в отдельном разделе, так как он ярко отражает оригинальность, великолепие и гармонию, свойственные направлению.

Узоры встречаются в культуре практически кругом – посуда, ткани, поверхности отделки, одежда, и даже тело (мехенди).

Особенности орнамента:

•   яркость и выразительность;

•   символизм;

•   множество элементов изящно сплетаются друг с другом.

Так как узоры наполнены символизмом, нужно знать об их значении, перед тем как что-либо выбрать для своего жилища. Самые известные узоры – формы, напоминающие огурцы (пейсли, бута), растительность и геометрия.

•   Пейсли(СЛАЙД 21)

Формы в виде огурцов самые древние среди индийского орнамента. До сих пор не найдено точного ответа об их предназначении. Однако самая распространенная версия, что пейсли означают языки огня, который символизирует человеческую жизнь. Также узор символизирует энергию и начало, поэтому его часто используют в предметах одежды для жениха и невесты, а также в интерьерах.

•   Растительность(СЛАЙД 22)

Популярность растительного узора вызвана верованием индусов, что растения обладают особой силой – они могут исполнять желания, исцелять и нести гармонию в дом. Многие праздники не обходятся без растений как в виде узоров, так и в виде живых цветов. Особенно популярно изображение лотоса, кипариса, граната и манго.

•   Геометрия(СЛАЙД 23)

Не менее популярны геометрические узоры, имеющие особое значение. Треугольники острием вверх олицетворяют пламя и мужское начало, если острие направлено вниз – это символ воды и женского начала.

•   Звезды – надежда и просветленность.

•   Круги – целостность, жизнь, развитие.

•   Квадраты – надежный тыл, крыша над головой, честность.

•   Кресты (в форме лепестков растений) – сила и жизненная энергия.

Гостиная( СЛАЙД 24 )

Для обустройства гостиной оптимально подойдет помещение с высоким потолком и высокими, немного узкими, окнами с арками.

Отделать стены можно мрамором песчаного цвета. Такое решение практикуется довольно часто. В Индии каждый сезон бывает жаркая погода, камень ассоциируется с приятной прохладой и часто сохраняет ее в жаркую погоду.

•   Дополнить стены можно коврами нежно-красного цвета с красивым орнаментом.

•   Потолок можно оштукатурить штукатуркой на несколько тонов светлее стен.

•   На пол постелите паркет, покрытый темным лаком.

•   Обустройте комфортную диванную зону – поставьте невысокие диваны с низкими спинками и положите на них цветастые декоративные подушки и валики.

•   Рядом поставьте невысокий столик из дерева, покрытого темным лаком.

Также в дизайне индийской комнаты можно сделать зону для релакса и медитаций. Для этого постелите упругий мат (татами) с характерным для стиля узором, на него положите декоративные подушки так, чтобы они не мешали, а лишь способствовали релаксу. В качестве декора можно использовать картины с мантрами (есть мантры удачи, счастья, любви). На окна повесьте плотные красные шторы с декорированным узорами ламбрекеном.

Спальня( СЛАЙД 29 )

Так как спальня должна располагать к отдыху и гармонии с самим собой, дизайн комнаты в индийском стиле как нельзя лучше подходит для такой цели.

•   Отделайте стены красно-коричневой фактурной штукатуркой с песочными вкраплениями.

•   На потолке сделайте драпировку нежно-кораллового цвета, по центру которой будет люстра с матовым плафоном с едва уловимым коралловым оттенком.

•   Центром внимания сделайте двуспальную кровать с высоким изголовьем и деревянной резьбой. Изножье и изголовье могут дополнять изображения индийской культуры (женщины в сари, несущие амфоры, медитирующие йоги, божества).

•   На кровать постелите покрывало, можно в стиле печворк, но каждый фрагмент (узор и цвет) должен отвечать требованию стиля.

•   Положите несколько декоративных подушек.

•   На пол постелите шерстяной ковер с растительным или геометрическим узором.

•   По бокам кровати поставьте деревянные тумбы с растительным или геометрическим узором, а на них поставьте светильники с разноцветным стеклом.

В качестве декора повесьте на стены картины с изображением лотоса, символизирующего чистоту и просветление.

Кухня( СЛАЙД 32 )

Кухня в индийском стиле может ассоциироваться с ароматными разноцветными специями, благоухающими цветами и калейдоскопом красок, свойственных Азии.

•   Для отделки стен кухни используйте натуральный камень, можно бирюзового цвета со светло-золотистыми узорами.

•   Потолок сделайте белым.

•   Для этого его можно оштукатурить фактурной штукатуркой.

•   Пол также отделайте камнем, но песочного цвета.

•   Поставьте обеденный стол из темного дерева, а к нему стулья из ротанга.

•   В качестве декора можно использовать посуду и вазы с тематическим орнаментом.

•   На окна повесьте пестрые шторы.

 

Заключение

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

В Древней Индии почитались знания. Индийские ученые разработали десятичную систему счета и ввели понятие нуля. Они с незначительными погрешностями определили расстояние от Земли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли, число «пи», сделали множество астрономических и научных открытии.

Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

 

 

Список литературы

1) https://www.topdom.ru/articles/interior_design/indiyskie_interery_v_sovremennom_dome.htm

2) https://studopedia.ru/27_27515_arhitektura-i-skulptura-drevney-indii.html

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!