Звукотехнический комплекс культурно-досугового учреждения



Звукотехнический комплекс (ЗТК) КДУ состоит из системы озвучивания зала и фойе, комплекса студий и технологических рабочих мест монтажа фонограмм.

Система озвучивания зала и фойе представляет собой усилительную систему, применяемую в случаях, если звуковая мощность источника звука (оратора, актеров, оркестра) недостаточна для обеспечения нормальной слышимости на сравнительно большой зоне расположения слушателей, или когда в этой зоне имеются значительные шумы, или если у помещения плохие акустические свойства.

В закрытых помещениях с нормальными акустическими условиями звукоусиление требуется при объеме свыше 2000 м3 и расстоянии до наиболее удаленных слушателей более 25 м. В сильно заглушенных помещениях, при низком потолке, выступлении оратора со слабым голосом звукоусиление требуется и в помещениях меньшим объемом. Однако современные системы звукоусиления предоставляют, кроме непосредственного усиления звука, целый ряд дополнительных возможностей по повышению общего качества звучания и по расширению творческих возможностей исполнителей:

— появляется возможность точных регулировок;

— можно изменять акустические параметры имеющихся помещений с заданными размерами и архитектурным оформлением в зависимости от вида проводимого мероприятия;

— можно изменять и оптимизировать соотношение громкости звучания речи, пения и инструментальной музыки;

— увеличивается разборчивость речи;

— можно выполнять различную обработку речевых и музыкальных сигналов с помощью фильтров и специальных устройств;

— можно формировать различные звуки и шумы с помощью специальных электронных приборов;

— можно в полной мере использовать площадь сцены;

— меньше ощущается граница между залом и сценой;

— появляется возможность создания пространственных эффектов, например перемещающихся источников сигнала вне сцены;

— появляется возможность предварительной подготовки звуковых решений к культурно-зрелищным мероприятиям путем записи фонограмм.

Все звукотехнические комплексы, независимо от их размеров, всегда содержат в себе одни и те же основные функциональные элементы.

1. Микрофоны и соединительные кабели, с помощью которых микрофоны подключаются к отдельным входным каналам микшерного пульта.

2. Микшерный пульт

3. Усилители мощности, на которые подается смешанный сигнал с главного выхода (Мастер-выход) микшерного пульта.

4. Излучающие акустические системы, располагаемые в озвучиваемом помещении и подключаемые к выходам усилителей мощности.

Микрофон

Микрофон – устройство, преобразующее акустические колебания в электрический сигнал.

Микрофоны классифицируются и различаются по принципам:

- преобразования звуковой энергии в электрическую – динамические и конденсаторные;

Динамический микрофон имеет относительно простую, экономичную и надежную конструкцию. Он может обеспечить отличное качество звука практически во всех областях применения микрофона. В некоторых конкретных случаях, он может использоваться при чрезвычайно громких звуках. Динамические микрофоны относительно устойчивы к перепадам температуры и влажности. Динамические микрофоны чаще всего применяются для того, чтобы усилить звук.

Конденсаторные микрофоны имеют два ограничивающих фактора: во-первых, электроника усиливает шум; во-вторых, существует предел громкости сигнала, который может обработать электроника. Более качественные и дорогие модели, содержат низкий уровень шума и могут использоваться при довольно широком динамическом диапазоне. Следует также отметить, что на работу конденсаторов могут значительно повлиять перепады температуры и влажности, что может привести к увеличению уровня шума или временной неисправности. Достоинством конденсаторных микрофонов можно считать большую чувствительность, и более мягкий, более натуральный звук, особенно на высоких частотах.

- диапазон частот – обозначается в герцах (вторая цифра часто в килогерцах). То есть цифры 30 - 12000 Гц означают, что данный микрофон нормально запишет звуки в этом диапазоне, а то, что ниже 30 Гц и выше 12000 Гц он может и не услышать. Для ориентировки - 30 Гц - это глубокий бас, а 20000 Гц - это писк. Человеческая речь - это частоты около 1000 Гц.

- чувствительность микрофона - выражается в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона. Микрофон с чувствительностью 2 мВ/Па менее чувствителен, чем 20 мВ/Па, а с обозначением -75 дБ менее чувствителен, чем -54 дБ (чем ближе к 0, тем чувствительней). При выборе микрофона по чувствительности необходимо учитывать:

— менее чувствительный микрофон требует уменьшения расстояния между исполнителем и микрофоном;

— более чувствительный микрофон воспринимает с полезным звуком и различные посторонние шумы;

— чем выше чувствительность микрофона, тем больший динамический диапазон он может передать.

- по характеристике направленности – ненаправленные, двусторонненаправленные, односторонненаправленные, остронаправленные:

Ненаправленные микрофоны – чувствительность не зависит от угла падения звуковой волны. Преимуществом ненаправленных микрофонов является простота конструкции, и стабильности характеристик с течением времени.

Микрофоны двустороннего направления - звуковое поле действует на две стороны диафрагмы. Характеристика направленности имеет вид восьмерки. Двусторонние микрофоны удобны, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга.

Микрофоны одностороннего направления - их называют кардиоидными. Эти микрофоны имеют определенные преимущества в эксплуатации: источник звука располагается с одной стороны микрофона в пределах достаточно широкого пространственного угла, а звуки, распространяющиеся за его пределами микрофон не воспринимает.

Остронаправленные - суперкардиоидные и гиперкардиоидные.

- по коммутационным характеристикам - традиционные проводные и радиомикрофоны. Радиомикрофон представляет собой «комбайн» из микрофонной головки и передатчика (трансмиттера) в одном корпусе и приемника (ресивера).

К тому же микрофоны сочетают в себе вышеназванные принципы в самой разной комбинации, могут иметь разный дизайн и предназначение – ручной, подвесной, петличный, настольный, прикрепляемый к инструменту и т. д.

Не существует идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы.

Каждому источнику – свой тип микрофона со своими параметрами.

Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны – более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые. Для вокала рекомендуются суперкардиоидные динамические микрофоны с частотной характеристикой от 60 Гц до 16-17 кГц.

Микшерный пульт

Микшерный пульт - это устройство, позволяющее проводить запись или сведение сигналов, поступающих от нескольких различных источников.

Активный микшер – это микшерный пульт, в который встроен усилитель мощности.

Микшерский пульт представляет собой сложное устройство, выполняющее следующие операции:

— смешение нескольких сигналов от различных источников программ с передачей суммарных сигналов по одному или нескольким сквозным каналам;

— обработку сигналов в каждом канале по частоте с помощью фильтров;

— эквализацию (корректирование частотных характеристик сигналов - устранение частотных конфликтов между инструментами)

—усиление слабых сигналов до требуемого уровня в каждом канале;

— получение звуковых эффектов (реверберации, панорамирования и др.);

Микшерные пульты имеют следующие основные устройства:

регуляторы звука по каналам и в суммирующем канале.

корректоры используются с различными частотными характеристиками, например усиливающими или ослабляющими низкие тона, высокие тона и др.;

фильтры — служат для подавления паразитных сигналов и помех. Различаются высокочастотные, низкочастотные и звукополосные фильтры;

- ревербераторы – дляулучшение качества звука за счет добавления к непосредственному сигналу, сигнала, пропущенного через искусственно регулируемые линии задержки звука. (эффект- "эхо"). С помощью ревербератора получают различные звуковые эффекты.

- эквалайзеры – дляизменение и коррекции частотной характеристики передаваемого сигнала Использование эквалайзера дает возможность получать интересные звуковые эффекты.

- синтезатор частот позволяет вводить новые составные частоты, а также расширять частотный диапазон звуков музыкальных инструментов и формировать их тембр; это дает возможность расширять диапазон их естественных звучаний или даже формировать звуки новых инструментов.

- панораматор — устройство для получения эффекта панорамирования путем ослабления от максимального уровня до нуля сигнала в одном канале и одновременного усиления от нулевого до максимального уровня сигнала в другом канале.

Усилители мощности звука

Усилитель мощности звука - прибор для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот.

Системы звукоусиления используются при объеме помещения более 2000 м3 и удаленности слушателей свыше 25 м. Иногда звукоусиление может потребоваться и при меньших объемах, если имеет место большое звукопоглощение. В лекционных залах и театрах такие системы нужны для усиления речи. В концертных залах электроакустика требуется для помощи солистам в сопровождении оркестра.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1809; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!