Интонация, ее значение, типы и функции. Паузы как компонент интонации. Мелодика речи. Интонационно-ритмическое своеобразие языков.



Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono 'громко произношу'. Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Интонация, вместе с ударением, является одно из просодических характеристик звучащей речи, но уже на уровне ее большого отрезка (такта или фразы). В просодию как раздел фонетики, помимо акцентологии, изучающей ударение, входит интонология. ИНТОНОЛОГИЯ-раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Интонацио́нная констру́кция (ИК), интоне́ма, фоне́ма то́на— совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь

разновидностьюязыкового знака (а именно супрасегментной единицей), имеет план выражения и план содержания[1]. Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном центре и соотношение уровней тона составных частей ИК, а также длительность гласного центра, усиление словесного ударения на нём и наличие — отсутствие смычки голосовых связок в конце произнесения гласного в центре ИК, воспринимаемой как резкий перерыв звучания.

Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, в качестве которого может выступать простое или сложное предложение, главная или придаточная частьсложного предложения, словосочетание, отдельная словоформа самостоятельного слова или служебное слово.

Практически интонационные конструкции представляют собой типы, к которым сводится всё многообразие мелодических рисунков высказываний.

Во всякой ИК выделяется центр — слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких значений, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра, также описываемое как сдвиг логического ударения, выражает смысловые различия внутри предложения, ср. рус. Вы б’ыли в кино? — В’ы были в кино? — Вы были в кин’о? Гд’е?

В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке:

ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;

ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;

ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы были в театре?);

ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)

ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);

ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-­7 от ИК­-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник').

Функции интонации.

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интнация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!

Мело́дика ре́чи-(от греч. μελῳδικός — мелодический, песенный) — основной компонент интонации. Акусти­че­ский коррелят М. р. — измене­ния частоты основного тона, развёртывающиеся во времени. М. р. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, одновременно связывая её части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуж­де­ние, повествование, восклицание, импликация; в некоторых языках эти типы оформлены мелоди­че­ски, а не грамматически, например общий вопрос в испан­ском языке, импликация во француз­ском языке); выделяет наиболее важный отрезок высказы­ва­ния; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

При лингвистическом анализе М. р. учитываются мелодические диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты основного тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт и т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трёх до шести в разных фонетических школах. Существует три основных способа пред­став­ле­ния М. р.: контур­ный, ярусный и комбинированный. Первый характе­рен для европейской традиции (Г. Суит, Д. Джоунз, О. Эссен, М. Граммон) и представ­ля­ет М. р. в виде мелодических кривых. Ярусный способ характе­рен для американских иссле­до­ва­те­лей (К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность мелоди­че­ских ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершённости, незавер­шён­но­сти, выражения эмоций. Комбини­ро­ван­ный способ (Ф. Данеш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова, И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основанием для такого рассмот­ре­ния М. р. является то, что мелодические уровни не существуют вне контуров, а для контуров важна не только форма, но и распре­де­ле­ние по уровням. Сочетания контуров и уровней могут рассма­три­вать­ся как мелодические модели. Основы изучения М. р. заложены в отече­ствен­ном языко­зна­нии В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.

В мелодической организации каждого языка имеется свой набор интонационных единиц (называемых интонема, иногда мелодема, или интонационная конструкция, интонационная модель, интонационный контур). Впрочем, пока точно неизвестно, сколько таких единиц в отдельном языке: исследователи называют разные цифры - в интервале от 6 до 20 интонем. Различия связаны с неясностью, что́ считать основной единицей (интонемой), а что́ - ее вариантом.

Интонемы - это двусторонние единицы: они обладают формой (ее создают дифференцированные по языкам совокупности фонетических параметров) и содержанием. Содержание интонем относится к разным уровням синтактики и прагматики высказывания: 1) они членят речь на смысловые части (на высказывания; на синтагмы внутри высказываний и т.д.); 2) различают коммуникативные типы высказываний (вопрос, побуждение, восклицание, повествование и др.); 3) выражают актуальное членение высказывания (различение темы и ремы); 4) участвуют в выражении эмоций и подразумеваемых значений (подтекста). Каждая из указанных общих функций реализуется в конкретных интонемах и в других интонационных явлениях.

Как показали инструментальные исследования С.В. Кодзасова, в экспрессивной речи имеются специальные интонационные типы голоса, соответствующие эмоционально-экспрессивной функции высказывания: напряженный голос (указывает на повтор или переспрос: Что-что ты говоришь?), расслабленный (ласкающий голос: Ах, ты мой маленький!), придыхательный (выражает высокую степень чувства: Боже, как она прекрасна!), скрипучий (передает отрицательное

отношение: Зря ты ему помогал). См. статью С.В. Кодзасова "Интонация" (Русский язык, 1997).

Если то общее содержание, которое передается с помощью интонации, представляется в достаточной степени универсальным (в силу его предельно общего характера), то интонационные рисунки "одноименных" интонем в каждом языке свои, индивидуальные. Л.Р. Зиндер считал, что интонация - это наиболее характерный фонетический признак того или иного языка (Зиндер 1979, 270)10. С другой стороны, основные модальные значения (вопрос, утверждение, отрицание, приказ, мольба, уверенность, сомнение), а также сильные эмоциональные значения (радость, ласка, скорбь, гнев, агрессия, страх) в разных языках имеют до некоторой степени сходное интонационное выражение.

По данным Милана Ромпортла, в чешском и русском языке есть по две интонемы для общих вопросов (т.е. вопросов, начинающихся не с вопросительного слова): 1) модель, состоящая в повышении тона во второй половине фразы и последующем понижении тона в конце (восходяще-нисходящая интонема); при этом, однако, для русской интонемы характерно более сильное повышение тона (на высоком уровне), чем для чешской; 2) модель, состоящая в повышении тона в конце фразы (восходящая интонема). Однако самое серьезное различие между языками, причем в рамках литературных языков, состоит в территориальном распределении двух интонем

Интонация — это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся:

1. ударение;

2. мелодика (движение основного тона голоса);

3. паузы (перерывы в звучании);

4. сила звучания отдельных слов в речи;

5. темп речи;

6. тембр речи.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!