Вопросы и для понимания темы.

Л. 10. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

1. Идеосфера общества: понятие, содержание и функции.

2. Социальное манипулирование.

 

В этой лекции мы познакомимся с идеологической сферой общества. Напомню, что вместе с властью, управлением и экономикой они составляют матрицу общества, и друг без друга существовать не могут. Но камертоном этого «трио» выступает идеологическая сфера. Феномен особенный. Его и рассмотрим.

Вначале определимся с понятиями.Идеосфера обществасовокупность трёх основных компонентов социальной организации общества: идеологии, механизма её разработки, распространения и доведения до потребителя, а также фактического (идеологического) состояния сознания и чувств людей. И оно, говорит А.А. складывается в результате воздействия на них всех факторов жизни, а не только идеологии.

Чтобы стать элементом идеологического состояния общества идеология должна быть адекватна идеологическому состоянию в той его части, которая формируется по линии жизненного опыта населения страны. Сохранение такой адекватности есть одно из важнейших условий самосохранения общества.В результате деятельности идеосферы в обществе создаётся и постоянно поддерживается идеологическое «поле». В его сфере влияния вынуждены жить все члены общества на всех ступенях социальной иерархии от рождения до смерти.

Цель идеосферы - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми. Более конкретные функции идеосферы: 1)разработка, хранение и внедрение в головы людей определённого мировоззрения и определённой системы ценностей; 2) вовлечение людей в определённые действия, касающихся сознания их, принуждение к этим действиям; 3) контроль над мыслями и чувствами людей и организация их на такой контроль в отношении друг друга.

Фундаментальная же функция идеосферы - сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций.

Кроме названного, идеосфера общества предопределяет и формирование его культуры.В социологии культура рассматривается как смысловой стиль жизнедеятельности. Она выражает конкретную специфику данного сообщества, придаёт ему свой окрас и характер, и тем самым выделяет его среди других сообществ.

Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура. Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей. Так, один и тот же термин «патриотизм», разные народы трактуют по- разному.

Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры. Сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её. Ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.

Нормы изобретённые правила поведения (социальный нормативизм). Носят принудительный характер и разделяются на запреты, разрешения, обязанности и права. Системы норм поведения пронизывают всю жизнь людей; меняются со временем и различны в различных обществах. Нормы поведения могут функционировать только при условии, что существуют достаточно эффективные средства принуждения людей к их соблюдению и наказания за их нарушения. В противном случае они становятся фиктивными.

Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий.Их систему принято называть ментальностью, т.е.  не вполне осознаваемые манеры мыслить, коллективные представления, доминирующие в пластах общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. Особенно отчётливо эта связь обнаруживается в социальных ролях.

Последующий элемент культуры - символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущий в себе значение. Знак – своеобразная форма значения, которое и выступает содержанием символа.

Символы пропитывают культуру и выступают универсальной формой её существования. Например, язык – эту масштабную всеобъемлющую систему знаков и значений – можно рассматривать в качестве модели культуры. В языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы сознания и поведения.

С помощью языка люди осмысливают окружающий мир и самих себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которая понуждает людей думать в определённых категориях и терминах, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которым эта система придаёт значимость.

Как и другие элементы культуры, символы объединяют и цементируют социальную общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) её специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других. (Например, гимн страны, стиль одежды и многое другое)

Культура как универсальное социальное явление существует в конкретных различных формах и взаимосвязанных уровнях. Какие и что именно?

Прежде всего,это национальная культура  - свойства, черты характера, присущие данной нации. Другими словами, всё то, что отличает, скажем, русского от немца, украинца от поляка. Индивид имеет национальную принадлежность тогда, когда он впитал содержание той или иной культуры, мыслит и действует в её рамках, так или иначе, привержен её ценностям и т.п. Эта усвоенная культура и составляет ядро национальной идентичности индивида, т.е. основу его национального самосознания.

Неоднородность общества, его внутренняя дифференцированность рождаетсубкультуры - культуру отдельной общности, отличающуюся в тех или иных аспектах от доминирующей в обществе культуры. Субкультуры многообразны. Среди них выделяются субкультуры национальных меньшинств, этнических групп.

К другим важным разновидностям субкультур относится профессиональная культура. Профессиональная культура вырабатывает определённые стандарты, требования, которым должен соответствовать каждый профессионал и ориентации, которые воспроизводит профессиональное сообщество.

Важнейшим механизмом воспроизведения профессиональной субкультуры является система образования. Она не только передаёт знания и навыки будущим специалистам, но и формирует приверженность профессиональным ценностям, а также проводит отбор (селекцию), мешая проникновению в профессиональную среду непригодных для неё людей. Запомним это и пойдём дальше.

Вкультуре общества различают три уровня:высокий (элитный), народный (фольклор) и массовый.

 Первый связывается с изящным искусством, классической музыкой, авторскими произведениями, литературой, сложными философскими и этическими, религиозными системами. Такая культура создаётся представителями самой элиты и воспринимается главным образом ею.

Народная же культура существует в форме преданий, сказок, песен и обрядов, легенд и т.п.

Массовая культура существует в виде набора ценностей, понятных всем и каждому. Её потребитель – т. н. «средний человек». Следствием существования массовой культуры является стандартизация и унификация людей в качестве социальных особей.

Эти культуры существуют параллельно, между ними множество пересечений и сплетений, что порождает многочисленные социальные конфликты или же сопровождает их. Последние обусловлены своим первоисточником - основным противоречием культуры – между традициями и новациями. Схождение и расхождения последних даёт разные всходы. Например, селекция (отбор) и самоорганизация новых элементов в содержании культуры, её ценностно - нормативной системе.

Основное содержание всякой культуры относительно стабильно и устойчиво. Однако под влиянием различных факторов появляются новые культурные явления, которые претендуют на место старых.Нынешнее общество породило совершенно новый тип культуры — мозаичный. Если раньше, в эпоху гуманитарной культуры, свод знаний и идей представлял собой упорядоченное, иерархически построенное целое, то теперь, в современном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий.

Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколения через механизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостное представление об универсуме — Вселенной, независимо от того, в каком объёме и на каком уровне давались эти знания. Скелетом такой культуры были учебные дисциплины .

Напротив, мозаичная культура воспринимается человеком почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений. В этой культуре «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая придаёт «экрану знаний» определённую плотность, компактность.

Мозаичная культура и сконструированная для ее воспроизводства новая школа («фабрика субъектов») произвели нового человека — «человека массы».

. В мозаичной культуре «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации». Поэтому, если надо «промыть мозги» целому обществу, совершить над ним крупную программу манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуется разрушить систему «университетского», дисциплинарного образования и заменить гуманитарную культуру культурой мозаичной. Для этого манипуляторам необходимо овладеть школой и средствами массовой коммуникации.

Особенно отчётливо оно проявляется в переломные эпохи (это всегда эпохи «переоценки ценностей»), что хорошо иллюстрирует современная украинская культура, имеющая свою специфику. Она относится к т.н. "культурам стыда" и базируется на связи внешних форм и символов, лишённых внутреннего содержания. Её основное правило не быть, а казаться. В результате складываются символические, виртуальные представления о жизни общества. В такой культуре возможны любые сочетания событий и характеров, что и демонстрирует нам повседневно социальная жизнь (бабуинизация населения, расчеловечивание человека).

Изменчивость, противоречивость, динамичность культуры порождает новые явления или сопровождает их. В частности, разъясняет А. Зиновьев, современная культура обрастает такими чертами:

1. Меняются масштабы культуры её роль в обществе. Культура проникает во все сферы жизни общества до такой степени, что грани между этими сферами и культурами становятся неопределёнными.

2. Культура стала общедоступной средой обитания людей, стала адекватной своему потребителю и формирует массы людей в духе общей ситуации.

3. Сама культура по своему производству, по числу занятых в ней стала сопоставимой с сельским хозяйством и промышленностью.

4. Произошло разжижение творческого ядра культуры и разрастание её нетворческой части, а средства культуры стали ее содержанием.

5. Культура стала сферой бизнеса, рынка, делом спроса и предложения.

6. Уход от реальности, сознательный антиреализм.

Культура приспосабливается к тому человеческому материалу, на который она рассчитана, и одновременно приспосабливает этот материал к тому, что она способна производить. Имеет при этом успех, т. к. рассчитана на самые широкие слои. В социальной же жизни существует правило: чем шире культура распространяется в обществе, тем ниже становится её уровень.

В частности, это можно видеть в таком явлении как сенсибилитет - состояние эмоциональной сферы и вкусов людей, складывающихся под влиянием культуры. В современных условиях - это мания изменений и новизны. Причём это стремление не встречает никаких препятствий внутри культуры, а общество с энтузиазмом принимает его. Как следствие - нарушение меры, перепроизводство культуры. Она утрачивает ценность в глазах людей, какую она имела в эпоху её дефицита. Как следствие, сегодня наблюдается упадок культуры. Он заключается в том, что роль культуры в общественной жизни снижается. Но возвышается роль социального манипулирования.

2.Социальное манипулирование – это скрытоевоздействие на людей с целью изменения их мышления и поведения в нужном для манипуляторов направлении. Для чего создаются мощные средства идеологической обработки людей через масс-медиа и культуру. Сюда следует добавить прогресс орудий труда и свободы.

Прогресс делает человека потенциально и в большей степени фактическим излишним в самом процессе трудовой деятельности, а непомерно раздутая свобода оказывается предоставленностью людей самим себе. Данное обстоятельство создаёт иллюзию свободы. На самом деле человек становится потенциальным рабом. Он стремится стать рабом фактическим и страдает, если ему это не удаётся.

Из арсенала принципов, способов, приёмов и правил обработки масс выделим некоторые.

Первое: "Пусть знают всё, не понимая ничего!". То есть, насыщение сознания людей информацией настолько, что они вообще перестают что-либо понимать.

Второе: Предоставленность людей самим себе при полной свободе действий. Это безразличие к людям во всём, что не есть исполнение ими каких-то деловых функций, дающее им средства существования. Лишь бы они выполняли эти функции должным образом. И в силу этой жизненной необходимости люди сами делают с собою всё то, что необходимо властям.

И третье - загрузить людей делом и бытовыми заботами настолько, чтобы у них не оставалось сил и желания для выработки способности о чём-либо размышлять и для самих таких размышлений.

Динамическим институтом реализации этих и иных правил манипулирования людьми являются масс-медиа (СМИ). Они представляют собой квинтэссенцию общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора. Масс - медиа не просто влияют на умы и чувства людей. Они властвует над ними и в них. Эта власть осуществляется по многим каналам.

А. Зиновьев называет некоторые из них.

1. Масс- медиа приковывают к себе внимание подавляющего населения страны, снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией, сплетнями, развлечениями, сенсациями. Масс-медиа поглощают массу времени и удобны в употреблении.

2. Они контролируют и направляют всю интеллектуальную и творческую деятельность общества, создавая известность творцам произведений культуры.

3. Масс- медиа дают трибуну общественным деятелям и арену для общественно-политических спектаклей. 

Эти и другие каналы позволяют медиа держать монополию на театр жизни. Иначе говоря, кто «заправляет» масс-медиа, - тот и «заправляет» массами.

Таким образом, смысл социального манипулирования – использовать особенности массового сознания и самосознания людей, их психологии для изменения поведения людей в нужном для себя направлении. Владея сознанием населения, особенно в его практическом измерении, можно владеть не только менталитетным, но и деловым и коммунальным аспектами общества. Зависимость здесь прямо пропорциональная.

Тем самым значение и назначение социального манипулирования – управление людьми путём воздействия на их сознание с целью управляемости и самосохранения социального объекта. Для чего каждый социальный объект создаёт свой механизм социального манипулирования.

Для нас, например, таким механизмом выступает социальная имитация.А. Зиновьев разъясняет. Имитировать некоторый объект (действие, событие, явление) А - значит создать объект (осуществить действие, совокупность действия) В, похожий на А, воспринимаемый как А. При имитации предполагается то, что имитируется (скажем - подлинник), и то, что его имитирует (скажем - имитант). Возможно, что подлинник существует эмпирически, и возможно, что он существует лишь в воображении, на словах.

И даже тогда, когда подлинник существует эмпирически, он имитируется в том виде, в каком он воображается (понимается, описывается в словах) имитатором. Имитация есть сознательное действие людей по созданию объектов-имитантов. Они по замыслу этих людей должны восприниматься какими-то людьми как объекты-подлинники. Это делается как подражание, как подделка, для обмана, для создания видимости и т.п.

В человеческой истории это - широко распространённое, привычное, обычное явление. Оно есть неотъемлемый элемент театрального аспекта человеческой жизни. Можно говорить о степени имитационности того или иного человеческого объединения в целом, его отдельных событий, действий властей, партий и т.д.

В частности, социальная имитация сталаглубинным свойством Украины. Оно определяет сущность этого социума, как в целом, так и каждого его компонента в отдельности. В стране вроде бы что-то делается для порядка, долженствующий обеспечить возрождение, подъём и процветание страны. Но в основном по видимости.

В реальности же происходит, с одной стороны, распад всех основных аспектовсоциальной жизни. А с другой стороны, разрастается и процветает показной, виртуальный (свиптальный - А.А. Зиновьев) аспект жизни, имитирующий подъём, освобождение, возрождение.

Заключение. Таким образом, идеологическая сфера занята сознанием членов общества. Она основывает системы обработки и стандартизации сознания людей. Создаёт своего рода «духовные» координаты для ориентации людей в сложном окружении и потоке событий. Образует структуру и систему ограничителей и критериев оценки поведения людей и манипулирование ими путём воздействия на их сознание.

 Сила идеосферы - это не только средства воздействия на сознание людей, которыми она располагает профессионально, и не только её поддержка со стороны государства и других сфер общества, но и масса самих членов общества.Реализация функций идеологической сферы в социальном пространстве и времени формирует мировоззрение людей как основы культуры. Она не только увязывает социальное и индивидуальное, а придаёт им смысл и содержание.

Вопросы и для понимания темы.

1. Понятие и содержание идеосферы

2. Механизмы и функции идеосферы.

3. Что представляет собой культура, её связь с идеологией.

4. Какая культура формируется в ДНР?

5. Социальное манипулирование: зачем оно?

6. Влияние правил манипулирования на поведение людей.

7. Взаимодействие масс- медиа и менталитета.

8. Задумайтесь и попытайтесь ответить: какая идеосфера формируется сейчас в ДНР и каковы её возможности и перспективы?

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!