ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 28 страница



Ст. 9 и 10. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его. Изречениями сих двух стихов оканчивается первая строфа, или первое отделение псалма. В них псалмопевец, выразив надежду быть услышанным от Господа в молитве, дает обет принести Богу достодолжную благодарность за избавление от всех злоумышлений и наветов его гонителей. Под костями псалмопевец разумеет весь телесный состав. Нищим называет он себясамого, как нуждающегося во всем потребном для жизни и устраненного от человеческой помощи. Крепльшими, или сильнейшими, назвал здесь вождей Саулова войска, которые имели при себе запасы провианта и сопровождались множеством воинов. Повторил слово нища и прибавил убога для того, чтобы показать чрезмерную свою недостаточность; а словом расхищающих хотел выразить злоумышления гонителей, думавших расхитить все, что он имел. Пусть иные, как бы так говорит псалмопевец, приписывают избавление от бед счастью, или храбрости, или другим случайным причинам, я же вижу спасение свое единственно от руки Божией, и потому душа моя возрадуется о Господе, с веселием прославит полученное чрез Него спасение. И не только душа моя, но и тело, даже сокровенные части тела - все кости мои, весь состав существа моего заговорит, прославляя величие Господа, избавляющего слабого и бедного от сильных притеснителей и гонителей, готовых отнять у него все его достояние и самую жизнь. В рассматриваемых изречениях псалма выражены радость и веселие, наполняющие душу вполне удовлетворенного Богом, осчастливленного человека. Когда Господь исцеляет все недуги наши, прощает нам грехи и исполняет все благие желания наши, тогда весь человек исполняется несказанного удовольствия, веселится пред Господом и всеми членами тела, всеми силами души говорит: Господи, кто подобен Тебе? Или, как в другом псалме (62:2): возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя. В пророческом смысле этими изречениями предызображается, по мнению отцов и учителей Церкви, радость верующих о воскресении Христа Спасителя и совершенном Им искуплении и спасении душ человеческих от порабощения греху и угнетения диавольского(ср. Пс. 15:9-10).

Ст. 11 и 12. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. От ожидаемого и представляемого избавления от гонителей обращаясь мыслию к действительности, псалмопевец опять видит себя окруженным теми же гонителями и врагами, которые, как лживые свидетели, восстали на него с явным намерением обвинить егов том, чего он не только не сделал, но о чем даже и не помышлял, - которые, не довольствуясь лживыми свидетельствами и клеветами, дерзали самолично обвинять и допрашивать его о том, чего у него и в мыслях не было: вопрошаху мя о том, яже не ведях. Так Саул, по своей зависти и злобе, чтобы иметь пред народом оправдание и основание к преследованию и умерщвлению прославленного победителя Голиафа, совершенно несправедливо обвинял Давида в измене, в злоумышлении на жизнь его и домогательстве престола (1 Цар. 22:7-10), а некоторые из слуг Саула, чтобы выслужиться пред ним, старались поддерживать его несправедливые обвинения и, таким образом, являлись неправедными свидетелями против Давида (1 Цар. 26:19). Здесь уже явно псалмопевец предызображает собою Христа Спасителя, против Которого враги Его, иудейские первосвященники и старейшины, искали на суде лжесвидетельства, чтобы предать Его смерти, несправедливо обвиняли Его в богохульстве (Мф. 26:59,65), в возмущении народа против правительства и во многих других преступлениях, которых Он никогда не совершал, и как преступника допрашивали Того, Который "греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его" (1 Петр. 2:22). За что же такая ненависть и злоба к псалмопевцу со стороны врагов его? Не сделал ли он какое зло для них, или оскорбление? Согласно с повествованием истории, сам псалмопевец, представляя в мысли своей подобные вопросы, дает на них такой ответ: воздаша ми лукавая возблагая и безчадие души моей, т.е. я не сделал гонителям своим никакого зла, я старался делать им и делал одно добро, а они за мое добро воздают мне злом (лукавая возблагая); что подтвердил при одном случае и самый главный враг его, царь Саул, откровенно сознавшись в своей неправде против Давида: "Ты правее меня, - сказал Саул Давиду, - ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом" (1 Цар. 24:18). Враги Давида воздают ему сиротством души его (безчадие души моей), т.е. своими преследованиями лишают жены, семейства, друзей и ставят в положение несчастного, беспомощного сироты и тем самым причиняют такую тяжкую скорбь, какую испытывают потерявшие всех своих детей родители. Так же точно поступили в отношении к Христу Спасителю и неблагодарные Ему иудеи: за полученные от Него благодеяния они ругались над Ним, поносили Его и предали на распятие. Они причинили Ему и безчадие в том смысле, что и сами не прияша Его и воспрепятствовали многим другим принять Его верою и сделаться чрез то "чадами Божиими, верующими во имя Его" (Ин. 1:11-12). Особенно трогательно такую неблагодарность иудеев в отношении к Иисусу Христу, облагодетельствовавшему их, изображает Православная Церковь в песнопениях страстной седмицы. "Людие Мои... что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре исправих. Людие Мои, что сотворих вам; или что Мне воздаете; за манну желчь, за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте" (Стихира 6-го часа в Великий пяток). "За кое дел хощете Мя распяти иудее; яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах" (Стихира 3-го часа того же дня).

Ст. 13. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Выражение: внегда они стужаху ми - в переводе с греческого еп. Порфирия читается так: когда обременили меня - и таким чтением дает прежде всего мысль об известных наветах и скорбях, причиненных Давиду врагами. В переводе же с древнееврейского оно читается так: во время болезни их, и здесь уже дается как бы другая мысль. Но в сущности, согласно с повествованием библейской истории (1 Цар. 16:23; 2 Цар. 1:11-27), эти, по-видимому различные мысли примиряются в той общей мысли, что Давид, как человек близко и всегда сочувственно относившийся к Саулу и его семейству, сам испьпывал скорбь при виде скорби и болезни и при всяком вообще несчастье в доме царя Саула, а потому и говорит здесь: Аз же, внегда они стужаху ми, т.е. а я во время болезни их (удрученный скорбью по случаю болезни их) одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Вретищем называется грубая волосяная темного цвета одежда, которую надевали для выражения печали при оплакивании умерших, при раскаянии во грехах (Лк. 10:13; см. объяснение Пс. 29:12) и проч. Выражение и молитва моя в недро мое возвратится (по пер. с евр. и греч. "возвращалась") объясняется так: так как я в скорби от болезни моих теперешних врагов, при молитве о их выздоровлении, не мог поднять головы, но склонял ее к груди, то выходящая из уст моих молитва возвращалась вновь к груди, откуда и выходила. Это образное выражение заимствовано от весьма обычного на востоке положения молящегося, как упоминается, например, и о молитве пророка Илии на горе Кармил: "Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими" (3 Цар. 18:42).

Ст. 14. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся. В сем стихе, как и в предыдущем, псалмопевец кратко излагает свое поведение в отношении к врагам своим. Он говорит (пер. с евр.): я поступал (в отношении к Саулу так), как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. Так я был расположен к каждому из противников моих, как друг к другу, или лучше - как брат к брату, или еще лучше - я относился к ним, как мать к больному ребенку своему она, видя больное дитя свое, наклоняется к нему с плачем и скорбью, чтобы взять его на руки. Так и я поступал в отношении гонителей моих: когда случалась с ними болезнь или другое какое-либо несчастье, я соболезновал им с такою скорбью, как будто бы сам в их несчастье понес тяжелую утрату, равную потере матерью своего сына. История свидетельствует, что Давид уважал Саула как помазанника Божия, во всю свою жизнь любил его как брата и по смерти оплакивал как сына (2 Цар. 1:17). Здесь опять в лице Давида является прообраз Христа Спасителя, Который, предвидя гибель города Иерусалима, плакал о нем (Лк. 19:41) и уподоблял Себя кокоши (курице), заботливо собирающей под крылья птенцов своих (Мф. 23:37).

Ст. 15 и 16. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. В Учебной церковно-славянской Псалтири против слова раны на поле поставлено уязвляющий, а против слов и не умилишася поставлено и не преставаху. В изречениях этих двух стихов псалмопевец изображает новый род злокозненных отношений к нему его гонителей. Когда я, говорит он, предавался скорби, сочувствуя болезни и несчастью их, они нечестивые гонители мои, с весельем собирались против меня и, как бы не довольствуясь тем коварством и клеветами, которыми постоянно оскорбляли меня, радовались моим бедствиям и собирались вооруженные, чтобы нанести мне раны, а если можно, то даже и убить меня. Я же не знал, за что такое озлобление. А они, хотя и разделились между собой, по действию защищающего меня Промысла Божия, и потому не могли уязвить и умертвить меня; но не раскаялись (не умилишася), не успокоились, не переставали, во все время царствования Саула, в своих враждебных действиях и продолжали искушать меня, стараясь хитростью и лицемерием, а иногда язвительными насмешками раздражить меня, и в то же время, как лютые звери, скрежетали зубами своими, т.е. готовы были растерзать, или прямо имели в виду погубить меня. Во всех этих враждебных и злобных отношениях к Давиду гонителей его предызображена пророчески неблагодарность к Иисусу Христу первосвященников, книжников и старейшин иудейского народа, которые собирались то на совет, как бы предать Его смерти за Его многочисленные чудотворения, то для беззаконного суда своего над Ним осыпали Его клеветами и насмешками, скрежетали на Него зубами своими, добиваясь пред Пилатом осуждения Его на распятие, и злобно радовались, когда достигли своей цели и видели Его страдания (Мф. гл. 27; Мк. гл. 15).

Ст. 17. Господи, когда узриши; устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Слова: душу мою употреблены здесь вместо слов мою жизнь, или просто меня; слова от лев значат то же, что от львов. Львами называет псалмопевец врагов своих по причине их свирепости и зверского ожесточения. Слово единородную употреблено здесь, как и в псалме 21 (ст. 21), в смысле - одинокую, всеми оставленную, беспомощную. Впереводе с еврейского весь стих читается так: "Господи, долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою". Возмущаемый до глубины души ничем не заслуженным враждебным отношением к нему Саула и его приверженцев, псалмопевец молит Господа положить предел своему долготерпению к их злобе и вражде и говорит Господи, призри на меня и на них, и устрой так, чтобы мне, одинокому и беспомощному, избавиться от злодейских покушений моих гонителей, готовых подобно свирепым львам растерзать меня, как свою добычу.

Ст. 18. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Выражение: в церкви мнозе - так же, как и другие подобные выражения псалмов, например: "в церкви велицей" (Пс. 21:26; 39:10), в книге еп. Порфирия переведены словами: в собрании многочисленном, великом. Здесь Давид снова дает то же обещание песненно прославить и возблагодарить Господа за избавление от тяжких напастей со стороны врагов, какое он выразил раньше в стихах 9 и 10 сего псалма. По изъяснению блж. Феодорита и других толковников, в словах: исповемся Тебе в церкви мнозе - заключается пророчество о Церкви Христовой, составившейся из многочисленного собрания язычников, потому что Церковью, многочисленнейшим народом (в людех тяжцех) пророк называет Церкви, существующие по всей вселенной, на земле и на море, в которых он как псалмопевец прославляет Бога чрез уверовавших [6, с. 160]. Славянское слово тяжкий соответствует русскому важный, или великий. Поэтому и вторая половина стиха выражает другими словами туже мысль, какая заключается в первой половине его. Не скрою благодеяния Твоего, Господи, говорит псалмопевец, но всенародно пред всею Церковью, пред всем многочисленным народным собранием возвещу о Нем и торжественно, как в великие праздники, буду прославлять Тебя.

Ст. 19. Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима. Слово туне - означает "беспричинно, напрасно". Помизающии очима - значит: мигающие глазами, подмигивающие. Обращаясь снова к коварным действиям врагов своих, Давид говорит, что он не сделал врагам своим никакого зла, а потому они враждуют против него несправедливо, без причины, питают ненависть к нему напрасно и еще перемигиваются глазами, т.е. явно смеются над ним. Так, вероятно, и поступали придворные Саула, которых и разумеет здесь псалмопевец, когда они, в присутствии Давида, желая осмеять его пред царем и тем угодить последнему, подмигивали Давиду и перемигивались между собою, выражая тем как бы одобрение словам и действиям Давида, а на самом деле подсмеиваясь над ним и замышляя против него злое (блж. Феодорит [6, с. 160]). Пусть же не радуются насмехающиеся надо мною, говорит Давид, и ненавидящии меня безвинно. Ненавидящии мя туне - и на эти слова, без сомнения, указывал и Господь Иисус Христос, когда в речи Своей к ученикам, после тайной вечери, между прочим говорил им: "Да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне" (Ин. 15:25), принимая слово закон в более обширном смысле, разумея под ним и псалмы.

Ст. 20 и 21. Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Против слов: на гнев лести помышляху - в новом издании Учебной Псалтири на поле поставлено: во гневе лесть помышляху. Последнее выражение наиболее понятно. Продолжая речь о тех же приближенных к Саулу царедворцах, псалмопевец говорит: они мне как бы мирное говорили, но в раздражении выдумывали коварства. Разширятъ уста - значит "громко кричать" или "смеяться". Они, говорит, расширяя уста, громко смеялись и кричали: благоже, благоже, видеша очи наши, - то есть вот это хорошо, хорошо это, что мы увидели теперь, - что видим Давида в таком стесненном состоянии. Того злорадства, которое прежде скрывали, враги Давида теперь не могут или не хотят скрывать: расширишь уста, т.е. неистово смеялись над его несчастьем и громко выражали свою радость. Такое злорадство выражали и враги Христа Спасителя, когда, добившись Его распятия на кресте, они смеялись над Его страданиями и злобно говорили: "Уа, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, спасися сам и сниди со креста" (Мк. 15:29-30). Здесь славянское уа, переведенное по-русски э! или, что то же, гэ! - значит то же, что и выраженное словами псалма: благоже, благоже!

Ст. 22, 23 и 24. Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Во всех этих изречениях требуют особого объяснения только два славянских выражения: да не премолчиши и на прю мою. Премолчати собственно значит: "умалчивать, замалчивать"; в переносном же смысле, как здесь, слово это употреблено в значении: потерпеть, равнодушно отнестись к бедственной участи. Пря значит - "спор, тяжба, судебное, тяжебное дело". Выражение вонми на прю мою будет значить: обрати внимание на тяжбу мою с моими коварными притеснителями. А во всех трех стихах псалмопевец выражает, как и прежде (ст. 1-3, 17), молебные прошения свои к Господу Богу о суде над его гонителями и защите от их притеснений. Все эти мольбы могут быть переданы в следующих выражениях: Ты, Господи, как вездесущий и всеведующий, Сам видишь все коварство и злорадство моих гонителей, видишь и мое угнетенное положение - не премолчи же, не потерпи злобу моих гонителей. Если же будешь равнодушно смотреть на их коварство и беззащитность, то моя погибель неизбежна. Восстань же, Господи, на защиту мою и не отступи от меня Своей помощью. Обрати внимание Свое, Боже мой, на мою тяжбу с гонителями моими, рассуди меня с ними праведным судом Твоим и не допусти их восторжествовать надо мной, чтобы злорадствовать им о моей погибели.

Ст. 25 и 26. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей: ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующийся злом моим: да облекутся в стыд и срам велеречующии на мя. Во всех этих изречениях выражены мысли и чувства псалмопевца, соответствующие злорадным чувствам и коварным замыслам гонителей его. Если продолжится, как бы так говорит он, такое угнетенное положение мое в отношении к гонителям моим, то оно может послужить причиной к дальнейшему злорадованию и посмеянию их надо мною, и все мои бедствия и злострадания будут для них новым поводом к веселью и горделивому самовосхвалению о победе надо мной. Но отними у них, Господи Боже мой, всякую надежду победы и торжества надо мной, так, чтобы злорадствуя о моей погибели, не могли говорить друг другу: как это приятно, как это хорошо, что нам удалось поглотить (пожрохом, подобно хищным зверям), т.е. погубить его (ст. 16-17). Ты, Господи, избавь меня от всех злодейств их и тем самым пристыди и посрами всех, которые радуются теперь моему несчастью (радующиеся злом моим), и пусть как бы одеждою, т.е. не на короткое только время и в собственном только сознании, но видимо для всех оденутся или покроются стыдом и позором все велеречующии на мя, т.е. те, которые теперь величаются надо мною своим временным торжеством, своею силою и высоким влиятельным положением при дворе при моем совершенном унижении и близости к погибели.

Ст. 27 и 28. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвалеТвоей. Этими заключительными изречениями псалмопевец молитвенно взывает к Господу Богу о тех благонамеренных людях, которые доброжелательствовали ему и, зная невинность его, желали, чтобы скорее открылась и восторжествовала правда его; молит также о тех, которые желали ему мира, т.е. избавления от всех зол, чтобы они возрадовались и возвеселились и чтобы всегда прославляли величие Господа: нарекут выну, да возвеличится Господь. И в заключение дает обещание в благодарность за полученное избавление всегда прославлять правосудие Божие.

 

ПСАЛОМ 35

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!