Опера «Хованщина». История создания.



Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, быть может, самым гениальным русским композитором: ни одна его опера не была им закончена. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, — вспоминает певец, — что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах — в особенности, а тут — какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический.

 

Хоры в опере «Хованщина».

Народ в опере – это всегда хор. В этом смысле «народную музыкальную драму» «Хованщина» (1872–1880) в соответствии с авторским обозначением жанра можно считать хоровой оперой настолько важное место в ее драматургии занимает народ и велико значение хора. «Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или иное с ним состряпалось – там же! » – писал композитор В. В. Стасову во время работы над оперой. Такого народа в «Хованщине» нет, как нет и «единой идеи»: в этом его трагедия. Народ в «Хованщине» – это жители Москвы, пришлый люд, стрельцы, раскольники. Нигде в опере они не объединяются в общий хор (даже в 2–3 хоровые группы) – это самое зримое свидетельство трагической разобщенности народа. В хоре пришлых «Ох ты, родная матушка Русь» (из I действия) устами неграмотных, не понимающих происходящих событий людей, говорит глубинная народная мудрость, в нем слышится предчувствие трагической судьбы Родины. Краткий хор «Батя, батя, выйди к нам!» в конце III действия звучит как плач по стрельцам, еще не побежденным, но уже сломленным. В «Хованщине» нет ни одной чисто жанровой хоровой сцены: даже величальный хор сенных девушек «Плывет, плывет лебедушка» по замыслу композитора непосредственно предшествует внезапному убийству Хованского, создавая максимальный драматургический контраст. В «Песне про сплетню», поначалу как будто несерьезной, жанровая оболочка быстро облетает, обнажая трагический подтекст – грядущую судьбу стрельцов. (И здесь используется прием вторжения: появляется Подьячий со страшными вестями о жестоком нападении рейтар и петровцев на Стрелецкую слободу.) Эти и другие хоровые сцены оперы («Слава лебедю» в честь Хованского, вой стрельчих и мольба стрельцов в грандиозной сцене несостоявшейся стрелецкой казни, хор раскольников «Победихом, посрамихом») – всегда ярчайшие акценты в драматургии «Хованщины», нередко – кульминации картин и целых актов. Закономерно, что и венчает оперу хор – раскольничий хор самосожжения, истовый, сурово-прекрасный, несущий в себе непобежденный дух…

 

 

Завершение работы.

М. П. Мусоргский скончался 16 [28] марта 1881 года. Завершить до конца оперу «Хованщину» он не успел. Собственно, так сложилось, что ни одну свою оперу Мусоргский не успел завершить. А. Майкапар привел список сделанного — вернее, не доделанного: «„Саламбо“ так и осталась незавершенной, „Женитьба“ была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, „Борис Годунов“ претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; „Сорочинская ярмарка“ закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам „Хованщина“ — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков».

Николай Андреевич Римский-Корсаков взялся за завершение оперы своего товарища композитора М. П. Мусоргского; он дописал последний акт, сделал инструментовку.

Одновременно какие-то фрагменты Мусоргского оказались выброшены. Среди навсегда утерянных кусков — «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский, по словам музыковеда Якова Рубенчика, особенно гордился

Это была не единственная работа Мусоргского, которую завершил Н. А. Римский-Корсаков. По этому поводу другой композитор Б. Асафьев сказал: «Был композитор Мусоргский и был композитор Римский-Корсаков; но остались произведения, в которых они с трудом выделяются и составляют творческое единство. Поэтому можно сказать, что в истории русской музыки существует композитор Мусоргский — Римский-Корсаков».

Римский-Корсаков стал готовить рукопись «Хованщины» для публикации в издательстве Бесселя. Оперу необходимо сократить до размеров, приемлемых для сцены, а также инструментовать ее. Кроме того, он внес свои корректировки и в сюжет, что-то — сократив, что-то — изменив.

 

 

Заключение.

Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских «Картинках с выставки», которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику совершенно исчезает и остаются только образы универсального значения. Никто так, как он, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос вплоть до отказа от всякого открытого подражания Западу. Но в глубинах панславянского языка он сумел найти созвучность страданиям и радостям каждого человека, которые выразил совершенными и всегда современными средствами.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!