Правовые статусы лица в Древнем Риме



Правосубъектность лиц в Риме, помимо вышеперечисленного, зависела от трех основных статусов:

• Libertatis – либертатис, статус свободного;

• Civitatis – цивитатис, статус гражданства;

• Familiae – семейный статус.

 

СТАТУС ЛИБЕРТАТИС.

Статус свободного – главный, базовый статус римской правосубъектности. Субъектами права в Риме являлись только свободные лица – лица, имеющие статус либертатис. Все остальные лица, не имевшие такого статуса – это рабы. Они являются не субъектами, а объектами права, весьма ценными. (Существовала классификация вещей римского юриста Варрона (1 век до н.э.), который делил вещи на три группы: неодушевленные (золото, дерево, ткань, камень, земля), одушевленные (домашние животные, скот), инструментум вокале (вещи одушевленные и говорящие – это рабы). Причем рабы относились к категории ценных, манципируемых вещей, для отчуждения раба требовался обряд манципации. Раб являлся одушевленной говорящей манципированной вещью.)

Источники рабства:

А) (1)Рождение ребенка от рабыни. Если ребенок рождался вне брака, он получал статус матери, а рабыня не может вступать в брак. (2) А свободная женщина сама обращалась в рабство за связь с рабом.

Б) Взятие в плен Римской армией.

В) Подвластный член семьи мог быть продан в рабство домовладыкой за непослушание, это не было распространено, но допускалось юридически.

Г) Вольноотпущенный раб мог быть обращен обратно в рабство за неблагодарное отношение к патрону (бывшему господину). Это решалось претором по справедливости.

Д) При проигрыше в легисакционном процессе выигравший кредитор мог продать должника в рабство за долги

 

Правовой статус. В архаическом праве рабы правосубъектностью не обладали вообще. Однако в период Империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов: LexPetronia(начало н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого он покинул в старости или болезни; во II в. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство своего раба без причины, как за убийство чужого.

С развитием имущественного оборота рабов наделили определенными элементами правосубъектности. Это выражалось в том, что:

• Появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество, земля и инвентарь, в фактическое владение и пользование, которое владелец давал рабу с условием, что часть урожая раб мог оставить себе. Юридически собственником урожая был господин, который давал честное слово, что раб может удерживать 10% урожая, остальное – господину. Обманывать раба не было выгодно господину: в итог происходило повышение эффективности труда раба.

• Некоторые доверенные лица господина получают право заключать сделки от имени господина (например, торговать в лавке господина). По идее, такие сделки можно заключать только после договора поручения, но здесь – исключение: некоторым позволяли. При этом действовал принцип, что раб не может ухудшить правовое положение господина. Заключенная рабом сделка в таком случае считалась действительной, но частично натуральной. Права покупателя не защищались исками.

• Если раб причинял 3 лицу вред, ответственность нес господин, но если господин впоследствии отпускал раба, то ответственность – на вольноотпущеннике.

 

Какие способы освобождения рабов? Просто отпустить на свободу было нельзя,

Римское государство не было заинтересовано в вольноотпущенниках, они были политически ненадежными. Порядок освобождения регулировался законом, существовали следующие способы:

• С помощью завещания. Господин мог указать в завещании, что он дарует рабу свободу. Раб должен быть в собственности завещателя как при составлении вещания, так и при смерти. Не оперативно.

• Внесение в цензовый список. Раз в 4-5 лет в Риме проводили перепись населения, и если господин указывал раба как вольноотпущенника, раб получал свободу.

• Если освободить раба нужно было срочно, использовалась сделка с фикцией – манумиссио вендикто MANUMISSIO VINDICTA, специальная процедура освобождения раба. Для этого требовалось участие двух домовладельцев. В качестве исца выступал приглашённый домовладыка; в роли ответчика – собственник раба. Предмет спора – раб, которого хотели отпустить на свободу. Истец заявлял виндикационный иск, в котором утверждал, что по праву квиритов данный раб принадлежит ему, ответчик в ответ молчал (не заявлял exceptio) – вроде бы соответствует действительности. Судья решал спор в пользу истца, который сам без личных формальностей выпускал раба на свободу, так как не являлся его собственником.

• При Юстиниане - упрощенный способ - господин мог обратиться в магистрат с заявлением об освобождении раба. Магистрат вносил раба в список вольноотпущенников.

 

       Свободные лица сами делились на группы в зависимости от второго статуса.

 

СТАТУС ЦИВИТАТИС

       Статус гражданства. Этот статус касался только свободного населения Рима. С точки зрения этого статуса, все свободное населения Рима делилось на пять категорий:

Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз 19 племен. При создании Римского государства племя квиритов проявило наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, также могли назначаться на государственные должности и служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

• Юс коммерции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

• Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

 

Латины. Делились на три разновидности.

o Древние. Существовали с самого начала. Это лица, которые относились к Римской республике, но не имели статус гражданина. Изначально они относились к другим племенам латинского союза, не имевших особых заслуг. Их условно можно сравнить с категорией «неграждане» в Латвии. В области публичных прав были лишены пассивного избирательного права и не входили в регулярные войска. В области частных прав их права аналогичны правам квиритов. Они могли даже вступать в смешанные браки с квиритами - статус детей определялся по статусу отца.

o Провинциальные. Впоследствии, в связи с расширением Римского государства, возникает новая категория латинов – провинциальные латины. Это древние латины, которые уехали на предоставленный им государством земельный участок в провинции. Они утрачивали право голосования в народном собрании. Если они возвращаются в Рим – это право восстанавливается.

o Юниани - особая категория граждан, появившаяся с законом Юния Норбана (Lex Iunia Norbana, изданный при Тиберии). Её составляли вольноотпущенники древних и провинциальных латинов: "Живут как свободные, умирают как рабы". При жизни они не имели публичных прав, частные были ограничены: обладали (а) юс комерции (кроме сделок на землю) и (б) юс коннуби (но в брак вступали только с подобными себе), (в) не имели права завещать имущество (в круг наследников по закону входил патрон (он имел преимущество)). Все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii), без обременения господина имущественными обязательствами умершего.

 

       В 212 г. н. э. был принят закон Каракаллы. Он уравнял в правах древних и провинциальных латинов с квиритами.

 

Перегрины (peregrini), или иностранцы. В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись. Правосубъектность получили благодаря юс генциум – праву народов. Они не имели публичных прав вообще. (Но могли служить в армии могли только в наемном легионе - не регулярной армии). В частной сфере они (а) обладали юс комерции, но в ограниченном объеме (они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума)), но все остальное – могли. (б) Юс коннуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак не могли. (Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери).

Вольноотпущенники (libertini). Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус либертина зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу. Кто и как мог отпускать? Квириты, латины и перегрины (по закону Юния Норбана - письмом, в кругу друзей, на пиру). Ни один из видов либертинов публичных прав вообще не получал (он лицо, нелояльное римскому государству), что касается частных прав – либертин квирита и древнего латина имел юс коммерцио, имел ограниченный юс коннуби (мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство)). У вольноотпущенника древнего латина такое же положение. А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог.

 

При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическуюзависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость? Было несколько форм.

• Вольноотпущенник мог принимать родовое и личное имя своего патрона; должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное пложение;

• Вольноотпущенник обязан был вести себя благодарно: оказывать почтение и уважение патрону, не мог выступать против него с обвинением по уголовным делам и чинить бесчестящие иски. Иначе патрон мог обратиться к претору и лишить либертина его статуса, превратив обратно в раба.

• Патрон являлся наследником по закону после либертина, будто был его отцом.

 

Колоны (colonus). Появляются в Риме в постклассическом праве, в период Империи (в 4 веке). В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и начали формироваться феодальные отношения, признак этого – появление феодального института колоната. Первоначально колоны – это лица, которые арендовали землю у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить арендную плату. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, и был введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения. Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. Если колоны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили виндикационный иск для колонов, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали (а) те, кто арендовали землю 30 лет, (б) их дети, а также (в) за нищенство и бродяжничество на его земле. Колоны формально сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения.

 

 

СТАТУС ФАМИЛИА

       Семейный статус. Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели IUS CONNUBII – юс коннубии, право на вступление в законный римский брак.

       Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он (а) давал согласия на сделки, (б) выступал инициатором брака дочерей, (в) давал разрешение на поступления сына на государственную службу. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

       После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными (эмансипированными) женщинами. А вот вдова попадала под опеку сыновей, если сыновей не было - под опеку третьего лица. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

       Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

       Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военным пекулием. Домовладыка посягать на него не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы. 

       Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если они доказывал претору, что с ними жестоко обращались, они могли добиться освобождения от отцовской власти.

 

       Какие существовали классические способы попадания под отцовскую власть?

• Рождение ребенка в законном браке.

• Узаконение отцом своих внебрачных детей.

• Усыновление чужих детей.

• Вступление женщины, свободной от отцовской власти, в брак с властью мужа

 

       Какие существовали классические способы освобождения от отцовской власти?

• Смерть домовладыки;

• Если домовладыка утратил статус свободного;

• Если домовладыка утратил статус римского гражданина;

• По воле самого домовладыки – он мог освободить ребенка из-под своей власти; процедура этого называлась эманципацией (emancipatio). Это особый судебный процесс с фикцией, похожий на манумиссио индикто. В процессе участвует настоящий и приглашенный домовладыки, субъект права – ребенок. Приглашенный домовладыка утверждал, что по праву квирита данный ребенок находится под его отцовской властью, ответчик молчал, судья признавал это. И тот сразу отпускал. Процедура отличалась для мальчика и девочки – для мальчиков истец три раза: «Он принадлежит мне», для девочки – один раз. Фикция в чем: домовладыка утверждает, что он по праву квиритов собственник, и все ведут себя так, как будто это досроверный факт, хотя все знают, что это фикция. В современном праве эманципация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

При Юстиниане – еще 2 способа:

• Жестокое обращение со стороны домовладыки (жалоба претору, тот решает).

• По рескрипту императора за успехи на государственной службе подвластного можно освободить.

ВИДЫ РОДСТВА

Родствоэто отношения между лицами, основанные на принадлежности к одной семье. Римская семья базируется на сочетании 2 видов родства – агнатское и когнатское. AGNATIO И COGNATIO.

Агнатское родство базируется на общности подчинения лиц власти одного домовладыки - административное родство. По отношению друг в другу они – агнаты. Признаки.

1. Может возникнуть как с момента рождения, так и потом (например, с момента усыновления или вступления в брак свободной женщины).

2. Такое родство можно утратить (эманципация) и даже изменить (если дочь вступит в брак с властью мужа) при жизни.

3. В нем не различаются линии и степени родства.

Когнатское родствокровное, основано на общности происхождения лиц от одного предка.

1. Возникает только с момента рождения.

2. Его невозможно прекратить или поменять при жизни.

3. Имеет линии родства. Линии – прямая и боковая. Прямая линияродственники, происходящие непосредственно друг от друга. (Бывает восходящей и нисходящей). Боковая линиясвязывает родственников, не происходящих друг от друга, но имеющих общего предка. Например, В1=В2; C1=C2=С3; C2=B1=В2.

 

 

4. Имеет степени родства. Степень родстваколичество рождений между сопоставляемыми родственниками. (Прямая линия начинается с 1 ой степени; Боковая - со 2 ой: между дедом и отцом 1 степень, между дедом и внуком 2 степени.

     Линии и степени родства имеют правовые значения. Прямая линия родства исключает возможность вступления в брак. Боковая линия – 2 и 3 степень вступать не может, а начиная с 4 можно. При наследовании по закону также имеет значение родство - прямая линия имеет приоритет над боковой.

 

 

3. Брак в римском праве

       Римский брак базировался на двух принципах: единобрачия и моногамии. Это два разных принципа.

 - Принцип единобрачия означал, что одновременно можно было состоять только в одном законном браке.

- Принцип моногамии – означает, что в браке только один брачный партнер.

           

       Для вступления в брак требовалось наличие нескольких условий, которые делились на положительные и отрицательные.

 

Положительные условия (должны были присутствовать при заключении     брака):

• Наличие соответствующего социального статуса, позволяющего вступать в законный брак – наличие юс коннубии. (То есть надо быть квиритом, либо древним, или провинциальным латином.)

Достижение брачного возраста – 12 (Ж) и 14 лет (М)

Согласие либо домовладык, если в брак вступают подвластные, либо самих жениха и невесты, если они свободны от отцовской власти.

 

Отрицательные условия (должны были отсутствовать, они мешали заключению брака):

Состояние здоровья – психическое нездоровье и некоторые физические недостатки, препятствующие брачной жизни. Глухие, немые в брак вступать могли. Сейчас не могут только с психическими недостатками.

Близкие степени кровного родства – по прямой линии родства (сын и мать, внук и бабушка) и боковое родство в до третьей степени включительно (То есть не могли в брак вступать браться и сестры (вторая степень), дядя и племянник, двоюродные братья и сестры (третья степень). Сейчас препятствие – только до второй степени).

Наличие другого брака.

ОБРУЧЕНИЕ

Для вступления в брак в Риме существовал юридический обычай – процедура обручения. До заключения брака в Риме существовал обычай. Процедура обручения называлась sponsalia. Суть обряда – будущие супруги, жених и невеста либо их домовладыки, если они подвластны, давали торжественно давали клятву о вступлении в брак в будущем. Если эта клятва нарушалась, санкции зависели от исторического периода.

В цивильном праве лицо, нарушившее клятву, должно было возместить причененные отказом от вступления в брак убытки (например, если другая сторона уже потратилась на организацию бракосочетания).

В преторском праве лицо, отказавшееся вступить в брак, объявлялось бесчестным.

По уложению Юстиниана санкции более мягкие, так как общество становится более цивилизованным. Сторона, которая передумала, должна была вернуть подарки, полученные при обручении. А другая сторона могла их сохранить.

 

ВИДЫ БРАКА В РИМЕ

 

В Риме исторически существовало два вида брака. В цивильном праве возник «брак с властью мужа», древнейший вид, существовал еще до уложения Юстиниана (cum manu mariti). Второй вид – «брак без власти мужа» (sine manu mariti).

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!