Эстетически явленное богословие

Методическое сообщение

По учебному предмету «История искусств»

на тему:

«Искусство Византии и ее влияние на художественную традицию Востока и Запада»

Разработала: Никитина Е.Р., преподаватель истории искусств

Пермь, 2020 г.

Византия, которой не существовало

Византия влияла на искусство христианского мира в течение целого тысячелетия. И до сих пор она все еще дает свои импульсы и отголоски.

Начнем с того, что Византии не существовало. Вернее, не существовало государства с названием Византия. Это придумали поздние ренессансные и постренессансные исследователи. А на самом деле была Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, основанном императором Константином на стыке Европы и Азии, чтобы владеть всем миром. Восточная Римская империя, христианская империя существовала тысячу лет, с IV в. по 1453 год, когда ее разгромили турки-османы.

Мы посмотрим на квинтэссенцию византийской культуры – храмовое искусство и то искусство, которое, собственно, и дало толчок для многих других стран, регионов и культур.

Творение оптика и математика

Начнем, конечно, с великолепной Софии.  Послы князя Владимира, именно придя в Софию, поняли, что такое православная вера. И даже сегодня, когда мы стоим перед этим огромным храмом, окруженным минаретами, эта огромная глыба нас впечатляет. Естественно, когда его строил Юстиниан, никаких минаретов не было. Когда-то это был самый большой храм христианского мира.

Удивительная особенность этого храма – то, что его строили даже не архитекторы, а оптик и математик, и они так рассчитали это пространство, что оно внутри кажется больше, чем снаружи. Там все расступается, все пронизано светом. Там нет никакой тяжести, все стены пронизаны арками, поддерживающими колоннами и т.д.

А купол Софии, как говорили в Средневековье, подвешен золотыми цепями к небу. Создавалось впечатление в солнечную погоду – а в Константинополе, вообще в Средиземноморье солнечная погода 360 дней в году – что действительно эти 40 окон сливаются в единый поток. И вот этот великолепный храм, построенный по приказу Юстиниана Исидором из Милет и Амфимием из Тралл, двумя зодчими, оптиком и математиком, стал олицетворением византийской культуры – имперской, огромной, такой значимой, символически насыщенной.

 Храм украшен роскошными мозаиками. В конхе апсиды великолепная фигура Богоматери, сидящей на престоле. Окружают эту композицию две фигуры ангелов, архангелов, в одеждах византийских придворных. Вообще все в Византии, исходит из придворной культуры Константинополя и диктуется ею (даже вся иконография Христа и Богородицы). Великолепие двора, великолепие императорского храма, великолепие царских одежд, великолепие царского сияния золота- все это олицетворяет Византию.

Переплетение церковной и придворной культуры

Переплетение церковной и придворной культуры наиболее наглядно видно как раз в мозаиках этого храма.  Например, давняя традиция – императорские портреты перед Христом и Богоматерью. В нартексе, в притворе храма выполнена мозаика, где императоры Константин (приносящий Богоматери и Христу свой дар- град Константинополь) и Юстиниан (преподносит сам храм святой Софии) предстают перед Богородицей, восседающей на престоле.

Император Константин и императрица Зоя, стоящие перед троном Христа, восседающего с благословляющим жестом на царском престоле и держащего в руках роскошное Евангелие. В руках императора и императрицы – тоже дары: хартия и символический мешочек с золотом.

Интересно, что первоначально императрица Зоя была изображена с первым своим мужем, императором Иоанном, но после дворцового переворота, когда императрицу изгнали, император Иоанн разрушил эти портреты. Когда же императрица Зоя опять вернулась и сочеталась вторым браком с Константином Мономахом, портрет был восстановлен, но на месте уже опального Иоанна изобразили портрет императора Константина.

Императрица Ирина с императором Иоанном Комнином перед Богородицей.

 Император Лев Мудрый коленопреклоненный перед Христом.Вот несколько композиций, которые как раз показывают соединенность, сочлененность императорской жизни и церковной жизни, зеркальность этих иерархий – иерархии небесной, иерархии земной. Это было характерно для Византии.

Но и эстетический элемент, тоже ярко демонстрируется в мозаиках именно Софии Константинопольской.

Гармония небесного и земного

Возможно, самым великолепным образцом византийских мозаик, является деисус 1261 года. XIII в. (палеологовское возрождение, после  разрушения Константинополя крестоносцами)- образ Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей.

 Совершенный, благородный, прекрасный образ Спасителя (на одной из галерей собора). Христос в золотых одеждах – золотом хитоне, синем гиматии, с Евангелием, тоже украшенном золотом, с благословляющей десницей с очень аристократическими удлиненными пальцами. Облик его, соединяет в себе красоту земную и небесную, духовность и интеллектуализм –это, можно сказать, является символом Византии, того к чему Византия стремилась, символом византийского искусства, который соединяет в себе гармонию небесного и земного.

Ведь Византия никогда не отказывалась от красоты плоти. Но она одухотворяла ее.

Наверное, самый прекрасный лик Богоматери – из этого деисуса. Обычно, когда мы смотрим на русские иконы или на иконы романские, мы говорим: «Да, тут своеобразная красота, может быть, это красота не земная, а небесная, она иная»…  Но здесь, в Византии, в этом деисусе мы видим, как можно совместить гармонию небесного и земного.

Или, например, образ Иоанна Предтечи, который и аскет, и в то же время очень горящий, духовный образ аскета немножко не такого плана, как опять же будет в русском искусстве, хотя мы будем говорить о влиянии Византии на русское искусство, где он сухим изображается. Здесь он скорее могучий, потому что чтобы выдержать такой подвиг, нужно иметь великую физическую силу. Все сливается: физическое и духовное, материальное и духовное, земное и небесное.

Память об античности

Искусство средневекового Запада прошло через варваризацию и стремление все время восстановить разрушенную античную культуру. Византия ничего не разрушала из античной культуры, она, наоборот, прорастала сквозь нее, беря у нее все новое. Есть легенда, что Юстиниан взял колонны из храма Артемиды Эфесской, чтобы поставить в храме святой Софии. Но вся инженерия, вся гармония, все расчеты, вся архитектура –построена на античной науке!

Точно так же, в фигурке Богоматерь из слоновой кости X в. мы видим абсолютно античную статуарность, все античные пропорции сохранены.

Другое дело, что от круглой скульптуры Византия уходила к рельефу. (Круглая монументальная скульптура встречается в константиновское время и немножко в юстиниановское). Но много изделий из мрамора, из слоновой кости, из других материалов, которые можно было резать: многочисленные складни, в которых сохраняется античная статуарность. Исчезает объемность, появляется иконная плоскость и "обратная перспектива" (назвал Павел Флоренский), т.е. совершенно иная перспектива, перспектива небесная.

Например, император Константин перед Христом, Христос возлагает на его голову венец. Это тоже очень важный момент, потому что сам обряд коронования происходит отсюда. И здесь как бы показывают, что Христос коронует императора. Заметьте, сам Христос никогда в Византии не изображается с короной, потому что нет того, кто мог бы возложить на его голову корону. Но Христос возлагает эту корону на голову императора.

И когда, например, Христос восседает на императорском троне, сам как небесный император, ему предстоят Иоанн Предтеча, Богоматерь, апостолы, то апостолы выглядят ну просто как античные философы! Эту память об античности, любовь к античности никогда не забывала Византия. Она ее даже не искала, она скорее прорастала сквозь нее, от нее отталкивалась.

Византийские рукописи

Конечно, Византия – это великая образованность. Это не только святые отцы, это и императорские скриптории, и монастыри, которые специализировались на богословии, на умозрении, на молитвенном подвиге, который они обязательно фиксировали. Это многочисленные аскетические сочинения, поэтические сочинения. И рукописи, которые остались от Византии. Они образцы гармонии внешнего оформления и содержания. Книга для византийца – образ мира, книга – образ храма, книга – слово, которое является миру. А Слово воплощенное, сам Христос, являет собой красоту.

Византийские рукописи- это каллиграфия, даже сам текст, не только картинки, представляет собой просто произведение искусства.

 Ученость распространялась по всему миру: рукописи привозились в другие страны, их там переводили, переписывали. Конечно, через книгу тоже шло огромное влияние Византии на весь мир.

Эстетически явленное богословие

 Итак, византийская икона. Сам принцип иконы богословски был сформирован именно в Византии, в ходе иконоборческих споров. Может быть, Запад не получил такую прививку иконы именно потому, что на Западе не было столь ожесточенной иконоборческой эпохи, такой борьбы. Но в результате того, что она обостренно была пережита Византией, в течение более ста лет здесь спорили, нужна ли икона, а если нужна, то какая, и т.д., в Византии была сформирована и сформулирована мысль о том, что икона, как говорил Иоанн Дамаскин, «есть видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего». И, конечно, византийские иконы- это идеал иконы вообще. В них присутствует чаще всего золотой фон, присутствует внутренний свет, присутствует образ, очень репрезентативно данный, где опять же есть гармония вот этого внутреннего и внешнего.  Даром иконы, данным свыше для Церкви, человечество обязано Византии.

Христос Пантократор XIV в. Это время исихастских споров, время споров о Фаворском свете, о божественных энергиях, об исихастских практиках. В византийской иконе одним из главных действующих лиц является свет: так обозначался Святой Дух, божественная энергия .

Красота есть одно из имен Божьих, как говорили святые отцы. И через эту внешнюю красоту надо было показать и красоту подвига Христа. Вот, например, распятие XVI в., Византия. Это не просто констатация исторического факта, это действительно показана духовная красота подвига Спасителя.

Или образ Богоматери – это всегда образ прекраснейшей из женщин, самой прекраснейшей из женщин, которая является действительно сосудом божества, которая дала миру Спасителя, через которую Спаситель воплотился. Т.е. это не просто предмет культа, это действительно эстетически выраженная глубина богословия святых отцов.

Или, например, вот в одном складне соединены Одигитрия и распятие. Когда Божья Матерь показывает на младенца Христа, сидящего у нее на руке; Одигитрия – значит Путеводительница. И рядом Божья Матерь, которая обнимает мертвое тело Христа, снятое с креста – снятие с креста, оплакивание. Конечно, соединение этих двух икон в одном складне не случайно, это целое богословие в двух иконах. Вообще, каждая византийская икона – это действительно живое какое-то эстетически явленное богословие.

Даже если мы посмотрим, как по-разному изображали Христа… Притом что именно канон был сформулирован тоже в Византии, т.е. основы иконы, правила, по которым она пишется, символические элементы. Но по характеру мы видим, что каждая эпоха выдает, что называется, своего Христа.

Например, Дафни, XI в. Великолепная мозаика в храме в пригороде Константинополя (македонский Ренессанс, эпоха, которая следует после этого страшного иконоборческого времени). И мы видим здесь Христа мужественного, торжествующего, сильного, Христа-судию, который в куполе храма нависает над этим миром, от взгляда которого уже никуда ни один грешник не уйдет!

А в комниновское время мы видим очень утонченного Христа, совершенно другой образ.

Или образ палеологовский, который уравновешивает мощное македонское начало и утонченное, может быть, даже маньеристическое, изнеженное комниновское и приводит опять в гармонию, показывает такого Христа, в котором соединены духовное и интеллектуальное, внешнее и внутреннее.

Или, например, купол монастыря Хора, XIV в. Или Пантократор в конхе апсиды в церкви Богородицы Паммакаристы, примерно этого же времени, XIV в., тоже очень утонченный и в то же время обладающий достаточной силой.

Фресковая живопись

Фресок сохранилось очень мало. Одна из них «Сошествие во ад» в Кахрие-джами в том же монастыре Хора. Это образ Воскресения как явление Христа-Света, сошедшего во мрак ада, разрушившего ад и выводящего из ада Адама и Еву, а вслед за ними Авеля, праотцев, царей израильских. Мы видим здесь Давида и Соломона, Иоанна Предтечу и т.д. И это явление Света, который разрушает темноту ада, мрак смерти. Воскресение разрушает основы мира и создает новый мир – уже Царство Небесное. Именно так представляли Воскресение византийцы, а вслед за ними и другие ориентировались на этот образ.

Афон и Балканы

Если говорить о Византии за пределами Византии, то нужно вспомнить об Афоне, потому что Афон – это особая монашеская республика. Она была всегда особой даже внутри Византийской империи, и особенность ее состояла в том, что это была интернациональная республика. Сегодня практически все монастыри принадлежат грекам, а когда-то здесь были монастыри всех православных и даже неправославных стран. Т.е. здесь были греческие монастыри, монастыри болгарские (Зограф), русский Пантелеймонов монастырь – он, кстати, и сейчас существует как русский монастырь, там несколько келий русских, – сербский Хиландар, и даже был латинский Амальфион, который, конечно, мог существовать только до конфликта Константинополя с крестоносцами. Конечно, после разрушения Константинополя крестоносцами в 1204 году латинский монастырь здесь не мог уцелеть. И эта монашеская республика была такой зоной влияния православия на все страны мира.

И, можно сказать, и византийское искусство тоже здесь представлено очень интересно и очень разнообразно.

Стоит начать с сербского монастыря Хиландар. Поскольку балканские страны – Сербия, Македония, Болгария – ближе к Византии территориально, чем Греция, то именно они усвоили больше всего византийское искусство, это видно по тем иконам, которые происходят из монастыря Хиландар.

Спорят, кто их писал. Может быть, это писали греки – как вклад монастыря. Может, это писали сербы, которые учились у греков. Но тем не менее видно, что влияние Византии на балканские страны дало великолепные результаты. Спас из монастыря Хиландар XIV в. и Богоматерь XIII в. тоже из этого монастыря. Она меньшей сохранности. Прекрасные лики, наполнены светом, который пробивается сквозь прекрасную плоть. И это, может быть, самая большая заслуга сербского искусства – что оно сохранило вот эту сторону византийского искусства. Русская возьмет совершенно другое отсюда.

Фрески монастыря Студеница XII в. Это комниновское искусство, утонченное, чуть-чуть маньеристичное, чуть-чуть внутренне даже, может быть, больше изломанное, чем в самой Византии, потому что острота еще славянского какого-то менталитета здесь присутствует. Но вот это великолепие византийского храма, который представляет собой, действительно, пространственную икону, здесь тоже сохраняется.

Образ Богородицы-на-Столбе. Этот тонкий, какой-то девический образ, может быть, менее царственный, чем в самом Константинополе – там всегда подчеркивали царственную природу Богоматери Христа. Здесь, может быть, все скромнее, нет обилия золота, потому что это бедные страны, но все богатство богословское, художественное сербы, безусловно, взяли у Византии.

Сопочаны –  комплекс XIII в., где представлены в алтаре святые отцы, литургия святых отцов. Ведь комплекс росписей, его богословско-литургическое оснащение – это все тоже сформулировано именно в Византии, а потом уже перенято в других странах, прежде всего православных, хотя влияние Византии мы видим на самом деле и на романское искусство, просто это особая тема. Старцы в полиставриях, т.е. в крестчатых ризах, с развернутыми свитками своих молитв, они предстоят престолу Господню. И когда служит священник, то он служит здесь перед престолом, перед ликом Христа, в окружении святых отцов. Это, конечно, удивительная находка, когда человек не просто в алтаре стоит перед престолом, а попадает в это пространство. Это действительно пространственная икона.

Или, например, ангел Воскресения из Милёшево 1228 года. Это XIII в. Этот ангел стал символом Сербии, Белый Ангел – так они его зовут. Это как раз образ Воскресения, как он описан в Евангелии, когда жены-мироносицы приходят ко гробу, видят камень отваленный и ангела сидящего, который указывает на пустой гроб и лежащие пелены. Но как великолепно это сделано по какой-то глубине образа и великолепию эстетического оформления! Сербы, пожалуй, в чем-то даже не уступали своим учителям-грекам. Или Грачаница, где в куполе представлен не просто Пантократор, а ангельское литургическое шествие, где литургические сосуды, покровцы, репиды несут ангелы. Это, конечно, великолепие.

К сожалению, большинство сербских монастырей находится на территории Косово. Неизвестно насколько они сейчас хорошо сохранены. Но тем не менее именно здесь мы видим очень сильно влияние Византии. Иногда приезжали сами византийские мастера, их приглашали, конечно, сербские господари, короли – крали, как их называли. Приглашали и греческих мастеров. Иногда сербы, выучившись у греков, писали это. Во всяком случае, мы видим это великолепное движение византийского искусства за пределы самой империи.

Византийская Сицилия

Движение византийского искусства за пределы империи распространялось достаточно широко. Сицилия, где было королевство, образованное норманнами, норманнскими королями. А норманны, т.е. «северные люди» — это те же люди, которые обошли Европу, завоевали Британию, завоевали частично Францию, побывали на Руси – мы знаем норманнское влияние, у нас они варягами назывались – и осели на Сицилии. И когда те или иные варвары – а для Византии они, конечно, были варварами – образовывали какие-то свои королевства, государства, они смотрели на Византию. Ведь даже если вспомнить, Одоакр, который разрушил Рим в V в. и сместил последнего римского императора Ромула Августа, он не взял себе титул императора Римской империи, а отослал императорские регалии в Константинополь. Т.е. весь мир признавал за Константинополем, за Византией право империи номер один. И культуры номер один. И поэтому все подражали Византии. Особенно если хватало средств. А у пиратов (норманны были пиратами) этих средств хватало. Они, конечно, приглашали византийских мастеров.

 В Монреале –пригород Палермо, в романской базилике мы видим великолепно исполненные византийскими мастерами мозаики. Византия за пределами Византии доходила даже до латинского мира. Мы видим вот этот удивительный, очень характерный для византийского искусства образ Пантократора. Здесь он, правда, в апсиде, потому что здесь нет купола, это базилика, и все движение, сопровождаемое колоннами, устремляется к алтарю. Мы видим великолепный образ благословляющего Спасителя, под ним Богородица, восседающая опять же на царском троне с младенцем Христом. Лоратные, одетые как придворные, ангелы у престола. И дальше апостолы, святые отцы и т.д.

Этот цикл интересен еще тем, что здесь норманнские короли дали возможность развернуться в огромной этой базилике греческим мастерам. Конечно, им помогали латиняне, потому что греки ездили не очень большой бригадой. Здесь видно и латинское влияние. Но грекам и византийцам дали развернуться :полный цикл, где и Шестоднев, и Ветхий завет, и Новый Завет- то, что в Средневековье называли «Библия для неграмотных», когда мы эпизод за эпизодом видим сотворение мира, сотворение Адама, изгнание Адама из рая и т.д. Мы видим историю патриархов – Авраама, Исаака, Иакова. Мы видим эпизоды Ветхого завета, и Нового завета, и т.д. И все это выполнено под руководством и при прямом участии, конечно, византийских мастеров.

И здесь известная нам композиция: короля перед Богоматерью или Христом. Вильгельм II преподносит собор в Монреале в дар Богородице. Т.е. даже в этом они тоже подражали Византии. Вообще Византии старались подражать все, насколько, конечно, каждый мог это сделать.

Или, например, Латинская капелла- небольшая внутренняя церковь во дворце норманнских правителей. Она великолепно украшена (может быть, золота даже чересчур много, нарушена гармония в сторону золота- варварский элемент присутствует). Но что касается главных образов, прежде всего Христа Пантократора, –делали греки, возможно, давая волю фантазии заказчика, чуть-чуть переборщили с декоративным оформлением. Тем не менее это удивительный памятник, памятник византийского искусства на Сицилии.

Здесь присутствуют и восточные святые, и западные святые, потому что XI в. – это как раз век разделения, но в это время еще разделения люди не почувствовали. 1054 год – это на самом деле такой рубеж, который потом только осознали. Самый главный удар по единству был нанесен, конечно, разгромом Константинополя. Поэтому здесь спокойно соседствуют западные святые и восточные святые, это еще единый христианский мир, просто разные империи, и одна империя приглашает мастеров другой, чтобы украсить здесь храмы.

Храм, Марторана, или церковь Богоматери-дель-Аммиральо, тоже небольшая церковь, находящаяся в Палермо, которую тоже украшали мозаиками византийские мастера.

И если Палермо и Монреаль- являлись столицей этого норманнского государства, то Чефалу на Сицилии- далекий город. Собор в Чефалу, романская базилика, имеет прекрасный образ Христа (в апсиде собора), что свидетельствует о любви норманнов к византийскому искусству и их старание его воплотить у себя.

Византия в Венеции

Ну, и еще дальше забирались византийцы. Если Сицилия – это Средиземноморье, юг, соседство с Византией, через небольшое море, то Венеция – это север Италии. Это тоже пираты, тоже люди, которые сильно пограбили ту же Византию: мы знаем, сколько мощей вывезли из Византии. Богатые купцы построили собор в Сан-Марко. Вид сверху как раз показывает, что это даже по архитектуре не романская базилика, это византийский храм – крестово-купольный, пятикупольный, который потом придет на Русь и в другие страны. Т.е. здесь даже архитектурно мы видим влияние именно Византии.

Внутри собор Сан-Марко, украшенный мозаиками, конечно, еще один образец влияния Византии на тот же романский Запад. Все пять куполов украшены замечательными мозаиками, и стены украшены мозаиками, частично они потом обрушались и переделывались, но основная часть все-таки осталась от XII в. И здесь тоже очень полный цикл и христологический, и шестоднев – создание мира- это то, что Запад хотел. Запад очень любил искусство иллюстративное, не столько репрезентативное, сколько иллюстративное.

Все-таки Византия больше концентрирована, она в одном образе старалась выразить многообразие и глубину богословия. А Запад очень любил рассказ, нарратив.

Византия на Кавказе – Грузия

В Грузии мы видим то же самое влияние Византии. Сам грузинский храм – это, конечно, крестово-купольная система, изобретенная Византией. Потому что на Западе христианскую базилику развивали в сторону базиликального храма, как мы знаем, а на Востоке собирали под купол, и образовалась крестово-купольная система восточнохристианского храма. И, конечно, грузинские храмы очень устойчиво на протяжении веков демонстрируют эту четко выраженную систему.

И в украшении этих храмов мы тоже видим византийский след. Например, мозаики Гелати. Вообще Гелати – это огромный комплекс, который еще Давид Строитель сделал такой своеобразной академией, где были ученые, богословы, художники. И в XII в. храм Богородицы в Гелати приглашают расписывать греческих мастеров. Конечно, можно спорить в грузинском искусстве, где грузинские мастера работали, где греческие, но есть ряд бесспорных храмов, где мы точно знаем, что работали именно греческие мастера. Византия владела мозаикой, как никто другой. Даже сами материалы для мозаики тоже нужно было как-то сделать, привезти и т.д. Это, конечно, могли себе позволить грузинские цари, но самой школы мозаики в Грузии не было, поэтому мозаику в Гелати, в апсиде, конечно, делали византийские мастера.

Или, например, замечательные фрески в Кинцвиси, где все композиции практически повторяются или очень близки к тому, что было выработано Византией, т.е. был взят канон. Может быть, это работа местных мастеров, но явно под влиянием Византии. Т.е. влияние Византии в одних местах больше, в других местах меньше, но грузинское средневековое искусство, конечно, находится под влиянием Византии. Связь Грузии с Византией была очень тесной, иногда даже на уровне династических браков, поэтому здесь, бесспорно, тоже приглашали византийских мастеров.

Атенский Сион. Грузинские росписи, к сожалению, меньше всего сохранились. Они даже больше, чем сербские и русские, были подвергнуты разрушениям. Остались очень содержательные, богословски насыщенные росписи, например, Атенский Сион. Сион — это храм, посвященный Богородице, т.е. Тбилисский Сион, Атенский Сион – в грузинской традиции если Сион, то обязательно посвящен Богородице. Здесь мы видим не только традиционные схемы росписи храмов, которые в конце концов передавались в разные страны, но и какие-то приемы, характерные именно для византийского искусства.

Хотя вполне возможно, что здесь вместе с византийскими мастерами работали местные, и, как правило, местные, как бы усвоив этот язык, потом старались другие храмы расписывать по этой же канонической схеме, по этим же, что ли, византийским стандартам. Можно по-разному оценивать степень этого влияния, но явно это тоже как круги по воде, идущие от Константинополя, и они доходят до таких краев, а по тому времени Грузия – это действительно какой-то край христианской Ойкумены.

Или, например, Убиси. Мы говорили на примере византийского Пантократора XIV в. о влиянии исихастских споров на проявление особого света в образе Пантократора. И здесь тоже, например, ансамбль Убиси, где присутствует свет – это тоже XIV в., тоже время исихастских споров, время размышлений о природе Фаворского света. И здесь мы явно видим вот это особое значение света в изображении Спасителя, в изображении других сцен. Т.е. Грузия, как бы далеко она ни находилась, была в орбите Византии и в смысле искусства, и в смысле богословских споров и т.д.

Известны византийские эмали. И грузинские эмали тоже известны, и между ними тоже большое родство. Эта грузинская работа явно перекликается с тем, что делалось в Византии. Это тоже подражание или способ так же украсить какие-то вещи, потому что эмали – это прикладные вещи, они украшали Евангелия, какие-то другие предметы. Это тоже и подражание Византии, и стремление на этой основе сделать свое искусство.

Ну, может быть, в иконах грузинских этого меньше, здесь острота именно грузинского подхода видна, но иногда есть иконы, по которым даже спорят, грузинский это мастер сделал или византийский. Вот этот прекрасный ангел из Сванетии – возможно, что его сделал византийский мастер и икона была привезена в Грузию. А может быть, приехал мастер. Известно, что некоторые храмы даже расписывались приглашенными мастерами, и это зафиксировано было. Например, храм в Цаленджихе расписан греком Киром Мануелом Евгеником, т.е. даже сохранилось имя византийского мастера.

Т.е. на самом деле византийские мастера путешествовали по всему миру. Они привозили свое искусство, они несли его, это была своего рода миссия Византии, миссия красоты. Конечно, привозили вещи посольства, которые соединяли страны. Грузинское посольство приезжало в Константинополь, из Константинополя тоже какие-то посольства приходили в Грузию или в другие страны, или паломники что-то привозили, т.е. движение этих произведений искусства, конечно, было очень сильно развито в средневековом мире. Но, помимо всего прочего, была еще как бы местная тяга к тому, чтобы подражать именно Византии.

Богоматерь Владимирская

Ну, и закончить мне хотелось бы на самой знаменитой византийской иконе- одном из совершенных произведений византийского искусства. Мы сейчас знаем эту икону как Богоматерь Владимирскую.

Собственно, от Византии, от XII в., а она написана в лучших константинопольских мастерских, это одно из лучших произведений комниновского времени, от него сохранились только лики, но даже по этим ликам видно, насколько это великое произведение искусства. И когда такие вещи действительно попадали в ту или иную страну, они не могли не вдохновить художников, они не могли не родить подражание, они не могли не дать тех великих плодов, которые они дали. Но с этой иконой связано, конечно, влияние Византии на русское искусство.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!