Государство и церковь в середине XVII в. - начале XVIII в.



 

Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства.

Церковь и монастыри обладали экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны (Соловецкий). Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Эти обстоятельства создали материальную базу для авторитета церкви (своего рода государства в государстве), который тем не менее не использовался в противостоянии светской власти.

В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Процесс вел с к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству.

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

 Историография: Одни ученые — А.П. Щапов (народ недоволен политикой прав-ва), Н.А. Аристов, В.Б. Андреев, Н.И. Костомаров — склонны видеть в расколе социально-политическое движение в религиозной форме.

Другие исследователи усматривают в расколе и старообрядчестве прежде всего религиозно-церковное явление. Среди историков такое понимание раскола характерно для С.М. СоловьеваСоловьева, Ключевского В.О. Ключевского (причина раскола не в западном влиянии, а в недостатках воспринимающей среды – формальность веры старообрядцев)

Причины проведения церковной реформы:

· церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства;

· требовалось введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире;

· распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х гг. XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия для обсуждения проблем церкви (Стефан, Аввакум, Никон, Ртищев).

Сын крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на Соловках, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем. Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были: замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды, движение в церкви не по ходу Солнца, а против него.

В церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождение с греческими, то книги уничтожали, взамен рассылали новые.

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев ( большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения становится протопоп Аввакум. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

Приверженцы старой веры — старообрядцы — спасали и прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. Они бежали в леса, объединялись в общины.. Не признававший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и не повесил всех мятежников (из 600 человек в живых осталось 50).

Вождь старообрядцев протопопы Аввакум писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что в Россию явился Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики — защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо (в последствии сожгли Аввакума).

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

В расколе соединились самые разные социальные силы: боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство. Но особенно много было рядовых людей: горожан, стрельцов, крестьян. Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом.

Священный собор 1666–1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Раскол не преодолен и по сей день.

Добившись титула «великого государя», Никон явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 году его сместили.

Таким образом, Церковный раскол, ослабивший церковь в XVII в., послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви государственной властью власти, превращения ее в идеологический придаток абсолютизма.

В период регенства Софьи Алексеевны: шла борьба с раскольниками. Возглавил восстание священник Никита Пустосвят. В результате Никита был захвачен и казнен. С раскольниками поступили не менее сурово: их преследовали, избивали, сжигали, уничтожали. В 1685 году были приняты «Двенадцать статей», на их основании были казнены тысячи староверов.

церковь, к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность. но  Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия - Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!