Расстрел повстанцев» Ф.Гойя, краткая характеристика.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Классы

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э.Делакруа

Романтизм в западноевропейской музыке

Хотя романтизм коснулся всех искусств, в музыке он нашёл наиболее яркое и образное воплощение. Романтики в буквальном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объявлялась образцом, нормой художественного творчества. Они возвели музыку на высшую ступень «лестницы искусств». Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакая поэзия не может охватить и выразить подлинную глубину чувств.

В истории мировой культуры музыка романтизма представлена блистательной плеядой имён: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Германия), Фридерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия).

Если классицизм считал приоритетной музыку вокальную, опирающуюся на слово (н-р, оперное искусство), то романтики отстаивали абсолютное преимущество музыки инструментальной, симфонической. Только в ней раскрываются её настоящая суть и глубина. Опираясь на литературный источник, он может создать совершенно самостоятельную музыкальную форму. Музыка романтизма исключительно эмоционально передаёт богатство внутреннего мира человека. В отличие от классицизма, стремившегося к воссозданию высоких общественных и гражданских идеалов, композиторы-романтики обратились к сфере человеческих чувств и переживаний. Сложный и противоречивый мир души человека, неповторимость и оригинальность каждой отдельной личности романтики понимали как никто другой. Они были убеждены, что только на языке музыки можно передать то, что происходит в глубинах человеческой души. Героем романтической музыки становится одинокий и разочарованный человек, способный выразить «мировую скорбь». Несмотря на непонимание, часто вопреки обстоятельствам он ищет свой жизненный идеал. Не находя его в окружающей действительности, где царят насилие, обман, жестокость и коварство, ему приходится искать счастья на лоне природы или в далёких экзотических странах. Но и природа часто враждебно относится к его поискам, не сочувствует и не сопереживает вместе с ним. Величавая и спокойная, она оказывается холодной и равнодушной к человеческому страданию.

Особое место в музыкальном творчестве романтиков занимает обращение к историческому прошлому. Не античная мифология или история, как это было у классицистов, будоражит вооб­ражение романтиков. Их взоры сосредоточены на мрачных и таинственных картинах Средневековья. С особым интересом изучают композиторы старинные средневековые легенды, баллады и сказания (героические саги ирландского эпоса

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%86_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)

https://www.youtube.com/watch?v=gc351xwC8F4

https://www.youtube.com/watch?v=0AQ80wf3F3I

Живопись романтизма – свой путь бегства от действительности в мир поэтической грезы: интерес к религиозным темам, экзотике и мистике, средневековым легендам, стремление к эмоциональнойвыразительности цвета.

«Братство прерафаэлитов»-группа английских художников середины XIX в., ориентировавшихся в своем творчестве на искусство поздней готики и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Главное в их творчестве -особая теплота, интимность, глубокая человечность, сдержанные жесты, многозначительные взгляды, точно угаданные настроения каждого персонажа.

Представители: Англия -Джон Эверетт Миллес (1829-1896); Данте Габриел Россети (1828-1882)

Франция -Эжен Делакруа (1798-1863) Испания -Франсиско Гойя (1746-1828); Россия-Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

1.Джон Эверетт Миллес.«Христос в доме своих родителей» - уникальный образец религиозной живописи.

2.Данте Габриел Россети черпал вдохновение в произведениях Данте Алигьери.«ВeataBeatrix» - иллюстрация к книге «Новая жизнь». Смерть Беатриче представлена как транс, в котором она внезапно была вознесена с земли на небеса.

3. Эжен Делакруа.«Смерть Сарданапала» - квинтэссенция поэзии и реальности, восточного колорита и крайнего индивидуализма.

4.Франсиско Гойя.«Колосс» - появление, необъяснимое, бессмысленное, леденящее душу, порождает ощущение природного и жизненного хаоса, возвращения в безумный еще не упорядоченный мир, мистическое осмысление реальности и мотивов «мирового зла».

5. Орест Адамович Кипренский.«Портрет Е.В.Давыдова» - образ новой эпохи по героической масштабности и романтической вдохновленности.

Замечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско Гойя(1746—1828). В них он, прежде всего, хотел передать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Онстал свидетелем наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. В 1808 г. в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом. Произведения тех лет сопровождали подписи: «Я видел это!», «Нельзя стерпеть». Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Гойя поднимается над достоверностью исторического факта, утверждая нравственное превосходство народа, показывая стойкость и красоту его духа.

В июле 1830 г. во Франции вспыхнула революция. На улицах Парижа народ возводил баррикады, с оружием в руках сражался против власти ненавистных Бурбонов. В этом же году художник Э. Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»; Лувр, Париж). Она стала подлинным символом борьбы за свободу народа. Главное место в его творчестве занимает историческая тема. Делакруа стремится раскрыть смысл исторических событий, передать характеры исторических лиц. Его привлекают трагические, переломные моменты истории. Такова картина «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841, Лувр, Париж), подлинный смысл которой — осуждение бессмысленной, жестокой резни, учиненной крестоносцами на улицах древнего города в 1204 г.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопросы:

1. Характерными чертами романтизма в музыке стали…?

2. Перечислите основные характерные черты романтизма в живописи.

3. Дайте определение слова «Прерафаэлиты».

Расстрел повстанцев» Ф.Гойя, краткая характеристика.

5. «Свобода, ведущая народ» Э. Делакруа, краткая характеристика.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!