Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»



К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина

 Небольшая ария сжатой и менее сложной формы носит название ариозо. В отличие от арии не имеет четко обозначенного начала и также естественно переходит в следующую музыкальную сцену.

Каватиной называют арию, несложную по музыкальному содержанию, лирическую по характеру, обычно песенного склада.

Сольными вокальными номерами в операх являются также песня, романс, ариетта, канцонетта, серенада, баркарола, баллада и др.

Ансамблевые номера - самостоятельные музыкальные отрывки, в которых участвует несколько действующих лиц. В зависимости от количества исполнителей, ансамбли делятся на дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты… Ансамбль может передавать общность мыслей, настроений, переживаний действующих лиц.

 

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета

Речитатив. Различные функции в опере имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах.

1. музыкальный фрагмент. Дж. Россини. Севильский цирюльник.

2.   Речитатив Фигаро.

 

Хор - музыкальный номер в опере, предназначенный для хорового исполнения.

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку.

В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем.

Сочетание в опере музыки, литературы, изобразительного и драматического искусств, танца даёт богатые возможности для раскрытия содержания спектакля, создаёт яркое художественное впечатление.

 

Итог урока. Закрепление материала.

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль.

 

Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр.

 

Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “хорео” - пляска, “графо” - пишу).

 

В конце урока закрепляем и обобщаем материал об опере:

Опера – (итал. opera “дело, труд, работа; опера”, из лат. opera “труд, изделие, произведение”) – крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства: опера, драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами. Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!