Краткая библиография трудов Б. О. Костелянца



 

 

(Составлена А.П.Варламовой)

Монографии

А. С. Макаренко: Критико-биографический очерк. М., 1954. 235 с.

Рец.: Добин Е. Новая книга об А. С. Макаренко // Звезда. 1955. № 4. Морозова Н. Монография о творчестве А. С. Макаренко // Вести ЛГУ. 1956. № 20.

Творческая индивидуальность писателя: Критические очерки и статьи. Л., 1960. 548 с.

Рец.: Горелов Л. О книге и по поводу// Сибирские огни. 1961. № 6. Тамарченко А. Индивидуальность критика // Вопросы литературы. 1961. № 8.

«Педагогическая поэма» А. Макаренко. М.; Л., 1963. 136 с.

«Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1973. 94 с.

Рец.: Соловьев Вл. Не результат, а процесс! // Театр. 1974. № 9.

«Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. 2-е изд., доп. Л., 1977. 109 с.

«Бесприданница» А. Н. Островского. 2-е изд., доп. Л., 1982. 192 с.

Мир поэзии драматической… Л., 1992. 488 с.

Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой. Опыт прочтения величайшей трагедии Шекспира. СПб., 1999. 192 с.

Рец.: Скорочкина О. Книга жизни // Петербургский театральный журнал. 1999. № 9.

Kosteljanez В. Die Freiheit und das Bose: Selbstreinigung und Uberwindung des Bosen durch Kraft — «Konig Lear» von Shakespeare. Tirschenreutn, 2002. 88 S.

Между Призраком, Клавдием и Гертрудой. СПб.: СПГАТИ, 2003. 68 с.

Рождение трагедии: Суверенный человек и мировой порядок. СПб.: СПГАТИ, 2003. 67 с.

Научно-методические издания

Драма и действие. Лекции по теории драмы. Л., 1976. 159 с.

Теория драмы: Программа для театроведческого факультета. Л., 1979. 26 с.

Теория драмы: Программа для театральных институтов по специальностям «Режиссура драмы», «Театроведение». М., 1984. 30 с.

Драма и действие. Лекции по теории драмы. Вып. 2. СПб., 1994. 112 с.

Статьи в сборниках и книгах

Kostelianez В. Menschen aus Krushilicha // Wera Panova. Men- schen aus Krushilicha. Berlin, 1949.

Горький и проблема творческой индивидуальности писателя // Горький и вопросы советской литературы. Л., 1956. С. 3—54.

Русский очерк // Русские очерки: В 3 т. Т. 1. М., 1956. С. 5—80.

Составление и подготовка текста // Русские очерки: В 3 т. М., 1956. (Совместно с П. А. Сидоровым).

Подготовка текста и примечания // Тынянов Ю. Избранные произведения. М., 1956. С. 771–806.

Традиции боевого жанра: Об одном противопоставлении // Пути советского очерка: Сб. Л., 1958. С. 3—98.

Проза Тынянова: Вступительная статья // Тынянов Ю. Соч.: В 3 т. Т. 1. М.; Л., 1959. С. V–LX. То же. М., 1994.

Примечания // Тынянов Ю. Соч.: В 3 т. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 521–553. Т. 2. С. 527–543. Т. 3. С. 557–589. Тоже. М., 1994.

Подготовка текстов и примечания. // Григорьев Ап. Избранные произведения. Л., 1959. С. 519–588. (Библиотека поэта. Большая серия).

Иван Бунин — поэт // Бунин И. Стихотворения. Л., 1961. С. 5—82. (Библиотека поэта. Малая серия).

Подготовка текста и примечания // Бунин И. Стихотворения, Л., 1961. С. 477-^98. (Библиотека поэта. Малая серия).

Поэзия Аполлона Григорьева // Григорьев Ап. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. С. 5—86. (Библиотека поэта. Малая серия).

Подготовка текста и примечания // Григорьев Ап. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. С. 377–401. (Библиотека поэта. Малая серия).

Описательный жанр?.. Нет! // Пути к художественной правде: Статьи о современной советской прозе. Л., 1968. С. 296–339.

Ход истории и путь героя // Тынянов Ю. Кюхля. Смерть Ва- зир-Мухтара. Л., 1971. С. 744–762.

Примечания // Тынянов Ю. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. Л., 1971. С. 763–782.

История и мир художника // Тынянов Ю. Кюхля. Рассказы. Л., 1973. С. 3–22.

Примечания // Тынянов Ю. Кюхля. Рассказы. Л., 1973. С. 515–556.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. Л., 1974. С. 473^99.

[Послесловие] // Тынянов Ю. Пушкин. Л.: Художественная литература, 1974. С. 551–555.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. Л.: Художественная литература, 1974. С. 556–580.

Послесловие // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Л., 1975. С. 445–457.

Примечания // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Л., 1975. С. 461–477.

[Послесловие] // Тынянов Ю. Пушкин. Л., 1976. С. 473^477.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. Л., 1976. С. 478^99.

Драма истории и ее герои: Вступ. статья // Тынянов Ю. Избранное. Кишинев, 1977. С. 3—20.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. М., 1981. С. 588–607.

Примечания // Тынянов Ю. Кюхля. Рассказы. М., 1981. С. 529–557.

Драма истории. Судьбы героев // Тынянов Ю. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. М., 1981. С. 3–14.

Примечания // Тынянов Ю. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. М., 1981. С. 441–485.

Послесловие // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Сюжет «Горя от ума». М., 1981. С. 576–587.

Примечания // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Сюжет «Горя от ума». М., 1981. С. 589–607.

Примечания // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. М., 1983. С. 480–495.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 225–240. Т. 2. С. 201–208.

Драма «На дне»: ее сюжеты, мотивы и темы // Русский театр и драматургия начала XX века. Л., 1984. С. 3—24.

Послесловие // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Краснодар, 1984. С. 429–438.

Примечания // Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. Краснодар, 1984. С. 439–447.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. М., 1984. С. 414–426.

Чеховские катастрофы // Чехов и театральное искусство JI., 1985. С. 65–96.

Драма истории, ее жертвы и герои // Тынянов Ю. Соч.: В 2 т. Т. 1.Л., 1985. С. 5–30.

Примечания // Тынянов Ю. Соч.: В 2 т. Л., 1985. Т. 1. С. 506540. Т. 2. С. 418–435.

Послесловие // Тынянов Ю. Пушкин. М., 1987. С. 540–543. То же. М., 1988. М., 1990.

Примечания // Тынянов Ю. Пушкин. М.: Московский рабочий, 1988. С. 550–573.

Проблема действия в теории драмы Г. Э. Лессинга // Лидия Аркадьевна Левбарг. Из научного наследия. Статьи учеников и коллег. Воспоминания о ней. СПб., 1997. С. 183–201.

Примечания // Тынянов Ю. Восковая персона. Избранное. СПб., 2001. С. 535–572.

Журнальные статьи

На открытых дорогах: «Кружилиха» В. Пановой // Знамя. 1948. № 7. С. 162–172.

Спор о человеке [пьеса М. Горького «На дне» во МХАТе. 1902 г.] // Нева. 1968. № 3. С. 165–177.

Плодотворный конфликт // Нева. 1969. № 3. С. 161–171.

Драматургия «Горя от ума» // Нева. 1970. № 1. С. 184–191.

Рывком и по-своему// Нева. 1970. № 12. С. 172–182.

Разгадывая «Бесприданницу» // Нева. 1973. № 4. С. 185–197.

Еще раз о «Ревизоре» // Вопросы литературы. 1973. № 1. С. 195–224.

Драматическая активность // Театр. 1979. № 5. С. 59–64.

Перечитывая чеховские пьесы // Звезда. 1985. № 1. С. 150–162.

«Король Лир» — свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силой // Вопросы литературы. 1999. Март — апрель. С. 187–223.

 

От редакции

 

 

Настоящий сборник трудов Б. О. Костелянца включает его основные работы по теории драмы.

Прежде всего это два выпуска лекций по теории драмы «Драма и действие» вышедшие в 1976 (Л.: ЛГИТМиК) и 1994 (СПб.: СПБГАТИ) годах.

Первая часть очень скоро стала библиографической редкостью. Автор внес в нее значительные исправления, однако новое издание так и не было осуществлено при его жизни. Переработанный вариант впервые публикуется в настоящем издании. Отдельные главы первой части переработаны автором в разной степени. Так, изменения не коснулись Введения, хотя оно, очевидно, нуждалось в кардинальной переработке, отложенной, по-видимому, на конец работы. Редакция сочла невозможным вносить в авторское Введение какие-либо сокращения, несмотря на то, что некоторые его положения идеологически устарели. Полностью была переписана седьмая глава. Рукопись ее обнаружена в архиве Костелянца, находящемся в настоящее время в Санкт-Петербурге в Институте истории искусств. Архив представляет собой несколько десятков объемных папок, содержащих в основном материалы для докторской диссертации, так и не завершеной. Однако нет уверенности, что переработка и сокращения седьмой главы предназначались именно для переиздания лекций по теории драмы. Исправления и сокращения остальных глав сделаны автором в экземпляре издания 1976 г. Этот экземпляр был предоставлен редакции вдовой Б. О. Костелянца Ниной Павловной Снетковой. Работа по исправлению первой части очевидно не была завершена автором. В некоторых случаях сделаны пометы заменить фразы или абзацы. Эти фрагменты в настоящем издании выделены курсивом. Редакция сочла возможным дать названия главам первой части, обозначенным автором только номерами — по аналогии со второй частью.

Во вторую часть внесены незначительные авторские исправления по экземпляру, также предоставленному Н. П. Снетковой. В основном они касаются опечаток.

Основные идеи, изложенные в «Драме и действии», развиваются в статьях «Рождение трагедии: Суверенный человек и мировой порядок» и «Проблема действия в теории драмы Г. Э. Лессинга».

В первой статье дается подробный разбор софокловского «Царя Эдипа», сжато обозначенный в первой главе «Драмы и действия». Она впервые опубликована в книге Б. О. Костелянца «Мир поэзии драматической…» (СПб.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1992).

Вторая статья написана для книги «Лидия Аркадьевна Левбарг: Из научного наследия. Статьи учеников и коллег. Воспоминания о ней» (СПБГАТИ. СПб.: СПБГУЭФ, 1997).

В настоящее издание включена также книга Б. О. Костелянца ««Бесприданница» А. Н. Островского», имевшая два многотиражных издания (1973, 1982) и являющаяся практическим и адаптированным для широкого круга читателей воплощением принципов теории драмы, разработанной Костелянцем. Книга воспроизводится по второму изданию.

В Приложении приводится дневниковая запись о лекции Мейерхольда о Пушкине, сделанная Костелянцем в 1935 г. и подготовленная к публикации сотрудником Института истории искусств А. П. Варламовой, работавшей в течение ряда лет секретарем Б. О. Костелянца.

Кроме того в Приложении дается краткая библиография трудов Б. О. Костелянца, подготовленная ею же для его книги «Рождение трагедии: Суверенный человек и мировой порядок» (СПб., 2003).

В настоящем издании были согласованы написания иностранных имен и использование прописных букв, отличающиеся по разным книгам и статьям Б. О. Костелянца. Были идентифицированы источники некоторых цитат и библиографические ссылки приведены в соответствие с современными правилами. Необходимые вставки и слова, восстанавливаемые по контексту, даются в квадратных скобках.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967. С. 350.

 

[2] Лидия Аркадьевна Левбарг. Из научного наследия. Статьи учеников и коллег. Воспоминания о ней. СПб., 1997. С. 183–201 (стр. 368–385 наст. изд.).

 

[3] Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957.

 

[4] Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб., 2001. С. 17.

 

[5] Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы. С. 16.

 

[6] Там же. С. 18.

 

[7] Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. М.: Наука, 1972.

 

[8] Там же. С. 102.

 

[9] Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Наука, 1978.

 

[10] Аристотель. Поэтика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 658–659.

 

[11] Там же. С. 676–677.

 

[12] Пропп В. Я. Фольклор — действительность. М., 1976.

 

[13] Костелянец Б. О. Драма «На дне»: ее сюжеты, мотивы и темы // Костелянец Б. О. Мир поэзии драматической… Л.: Советский писатель, 1992. С. 244.

 

[14] Там же. С. 251.

 

[15] Там же. С. 261.

 

[16] Там же. С. 245.

 

[17] Костелянец Б. О. Свобода и зло: самоочищение и пресечение зла силою. СПб.: Гиперион, 1999. С. 12.

 

[18] Аристотель. Поэтика. С. 652.

 

[19] Костелянец Б. Свобода и зло… С. 8.

 

[20] Там же. С. 23.

 

[21] Там же. С. 29.

 

[22] Костелянец Б. Свобода и зло… С. 43.

 

[23] Там же. С. 44.

 

[24] Там же. С. 47.

 

[25] Текст впервые опубликован во втором выпуске «Лекций по теории драмы» (1994). — Примеч. ред.

 

[26] Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967; Он же. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972; Он же. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. М., 1980; Он же. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983; Он же. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.

 

[27] Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. С. 9, 21. (Автор явно недооценивает Ф. Ницше, чье воздействие на общественную мысль и искусство сказалось именно во второй половине XIX века, не ослабевая и в начале нового столетия.)

 

[28] Имеется в виду второй выпуск «Лекций по теории драмы». — Прим. ред.

 

[29] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1954. С. 62.

 

[30] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1955. С. 72.

 

[31] Фейербах Л. Избр. философские произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1955. С. 203.

 

[32] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 138.

 

[33] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 35.

 

[34] Там же. С. 36.

 

[35] Там же. С. 40.

 

[36] Szondi P. Die Theorie des modemen Dramas. Frankfurt a. M., 1956. — Примеч. ред.

 

[37] Freytag G. Die Technik des Dramas. Leipzig, 1870. — Примеч. ред.

 

[38] См.: Натев, Лтанас. Драматично и драматургично. София, 1967. С. 78–79 и др.

 

[39] См.: Горбунова Е. Н. Вопросы теории реалистической драмы. М., 1963; Кургинян М. С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964; Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968; Сахновский-Панкеев В. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л., 1969; Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971; Владимиров С. В. Действие в драме. Л., 1972.

 

[40] Bentley Е. R. The life of the drama. New York, 1964. (Рус. пер.: Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 17. — Примеч. ред.) ф

 

[41] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. Гл. 3. В дальнейшем, цитируя это издание, мы в тексте указываем номер главы.

 

[42] Античная литература: Учебник для студентов пединститутов. М., 1973. С. 191.

 

[43] См.: Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. С. 337 и др.

 

[44] См.: Давыдов Ю. «Царь Эдип», Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. № 1; Он же. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

 

[45] Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. С. 224.

 

[46] Там же. С. 225.

 

[47] Политика Аристотеля. М., 1911. С. 8.

 

[48] Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 41.

 

[49] Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 110.

 

[50] Этика Аристотеля. С. 49–50.

 

[51] Давыдов Ю. «Царь Эдип», Платон и Аристотель // Вопросы литературы. 1964. № 1.С. 168.

 

[52] Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966. С. 132–133.

 

[53] См.: Там же. С. 134–141.

 

[54] Фраза, выделенная курсивом, вычеркнута автором в правленом экземпляре книги. На полях помета: «Заменить!» — Примеч. ред.

 

[55] Фразы, выделенные курсивом, отмечены автором в правленом экземпляре книги. На полях помета: «Развить!» — Примеч. ред.

 

[56] Подробный анализ «Царя Эдипа» см. в статье «Рождение трагедии: суверенный человек и мировой порядок» в настоящем издании. — Примеч. ред.

 

[57] Фразы отмечены автором. Помета: «Развить!» — Примеч. ред.

 

[58] Лосев А. Ф. Эсхил. Греческая трагедия: Учебное пособие для пединститутов. М., 1958. С. 96.

 

[59] Там же. С. 99.

 

[60] Там же. С. 96.

 

[61] Лосев А. Ф. Катарсис. Историко-семасиологический этюд // Проблемы общего и русского языкознания. М., 1972. С. 10.

 

[62] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л.; 1936, С. 258.

 

[63] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 131.

 

[64] Там же. С. 56.

 

[65] Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. С.110.

 

[66] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 78.

 

[67] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 137. Критику взглядов Лессинга на соотношение басни и драмы см.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 135–186, где басня рассматривается как «маленькая драма».

 

[68] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 38.

 

[69] Там же. С. 133.

 

[70] Там же.

 

[71] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 60.

 

[72] См.: Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 113.

 

[73] Там же. С. 147–148.

 

[74] Там же. С. 149–150.

 

[75] Лессинг Г. Э.  Гамбургская драматургия. С.10.

 

[76] Там же. С. 275–276.

 

[77] Там же. С. 303.

 

[78] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 305.

 

[79] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 131.

 

[80] Там же. С. 132–133.

 

[81] Либинзон 3. Е. Литературно-эстетические взгляды писателей периода «Бури и натиска» // Ученые записки Горьковского государственного пединститута. Т. 23. Серия филологическая. Горький, 1958. С. 283.

 

[82] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 111.

 

[83] Там же. С. 263–264.

 

[84] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 291–292.

 

[85] Там же. С. 292.

 

[86] Там же.

 

[87] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 218. С этими идеями Лессинга вступил в полемику Г. Гердер. См.: Гердер Г. Избр. соч. М., 1959; см. также: Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962.

 

[88] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 97.

 

[89] Психология / Под ред. А. Г. Ковалева и др. М., 1966. С. 426.

 

[90] Захава Б. Е. Сценическое действие // Театр. 1951. № 9. С. 82.

 

[91] Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1964. С. 43–48.

 

[92] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 422.

 

[93] Лессинг Г. Э.  Лаокоон. С. 422.

 

[94] См.: Гегель Г. В. Ф.  Сочинения. Т. 5. М.; Л., 1937. С. 6–7.

 

[95] См.: Гегель Г. В. Ф.  Сочинения. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 20.

 

[96] Там же.

 

[97] Выделено Б. О. Костелянцем. — Примеч. ред.

 

[98] Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 8. С. 25.

 

[99] Там же. С. 19.

 

[100] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 270.

 

[101] См.: Фридлендер Г. К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы. М., 1962. С. 144–165.

 

[102] См.: Асмус В. Ф. Диалектика свободы и необходимости в философии Гегеля // Философские науки. 1970. № 5. С. 93–94.

 

[103] См.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 540.

 

[104] См.: Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 8. С. 37.

 

[105] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1955. С. 19.

 

[106] Гайденко П. П. Буржуазная философия в поисках реального содержания исторического процесса // Вопросы истории. 1956. № 1. С. 92–98.

 

[107] Фразы, выделенные курсивом, в правленом экземпляре сопровождены пометой на полях: «французы». — Примеч. ред.

 

[108] Бородай Ю. Л/., Гайденко П. П. С. Кьеркегор и критика Гегеля с позиций экзистенциализма // Вестник МГУ. 1961. № 2. С. 47.

 

[109] Речь идет о третьей антиномии чистого разума. Тезис: «Причинность по законам природы есть не единственнная причинность, по которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность». Антитезис: «Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы». (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 278–279). — Примеч. ред.

 

[110] Кант И. Критика способности рассуждения // Сочинения. Т. 5. М., 1966. С. 318.

 

[111] Кант И. Критика способности рассуждения. С. 318.

 

[112] Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С. 495. Содержательный критический анализ этической концепции Канта см. в кн.: Наследие Канта и современность. М., 1974 (особенно в главах 4 и 6, написанных О. Г. Дробицким, Э. Ю. Соловьевым).

 

[113] Кант И.  Сочинения. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 405–406.

 

[114] Кант И.  Сочинения. Т. 4. Ч. 1. С. 229.

 

[115] Гегель Г В. Ф. Сочинения. Т. 11. М.; Л., 1935. С. 445.

 

[116] Гегель Г В. Ф. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 607–608.

 

[117] См.: Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1958. С. 127.

 

[118] Там же. С. 135.

 

[119] Там же.

 

[120] См.: Гёте И. В. Об искусстве. М., 1975. С. 414.

 

[121] «О причине наслаждения, доставляемого трагическими предметами», «О трагическом искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном», «О патетическом».

 

[122] Шиллер Ф.  Собр. соч. Т. 6. С. 212.

 

[123] Там же С. 61–62.

 

[124] Там же. С. 222.

 

[125] См.: Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 251–252; Т. 2. М, 1969. С. 290–291; Т. 4. М., 1973. С. 461^162, 296.

 

[126] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 227.

 

[127] Там же.

 

[128] Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1935. Т. 7. С. 43.

 

[129] Там же. С. 144.

 

[130] Там же. С. 143.

 

[131] Слова, выделенные курсивом, подчеркнуты автором в правленом тексте. На полях помета: «ввести тему души». — Примеч. ред.

 

[132] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 240.

 

[133] Слова, выделенные курсивом, подчеркнуты автором. — Примеч. ред.

 

[134] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 241.

 

[135] См.: Руднева Е. Г. Теория пафоса в эстетике Гегеля // Вестник МГУ. 1957. № 1.С. 44–75; см. также: Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960. С. 41–45.

 

[136] См.: Гегель Г В.  Ф. Эстетика. Т. 1. С. 244.

 

[137] Гегель Г В. Ф. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 593.

 

[138] Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 3. С. 548.

 

[139] Масеев И. А. Сущность и роль конфликтов в искусстве // Проблемы эстетики. М., 1969. С. 168.

 

[140] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 37. С. 395–396.

 

[141] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 4. С. 267.

 

[142] Там же. С. 268.

 

[143] Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. М., 1959. С. 23.

 

[144] Там же. С. 26.

 

[145] Ярхо В. Н. Древнегреческая трагедия (К вопросу об ее исторической специфике) // Вопросы литературы. 1974. № 7. С. 196–200.

 

[146] Там же. С. 196.

 

[147] Интересные наблюдения и суждения об этом см. в кн.: Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. С. 16–23.

 

[148] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. С. 291.

 

[149] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 234.

 

[150] См.: Петровский Ф. А. Послесловие // Софокл. Трагедии. М., 1958. С. 439.

 

[151] Боннар А.  Греческая цивилизация: В 3 т. Т. 3. М., 1962. С. 35–50.

 

[152] Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 4. С. 160.

 

[153] Там же. Т. 3. С. 575.

 

[154] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1949. С. 127.

 

[155] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 33. М., 1964. С. 175.

 

[156] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. Гл. 11.

 

[157] См.: Lucas F. L. Tragedy in Relation to Aristotle's Poetics. London, 1957.

 

[158] Freytag G. Die Technik des Dramas. Leipzig, 1870. S. 90.

 

[159] Ibid. S. 89.

 

[160] Волькенштейн В.  Драматургия. M., 1960. С. 267.

 

[161] Зелинский Ф.  Софокл и героическая трагедия / / Софокл.  Драмы. Т. 2. М., 1915. С. XXXIX.

 

[162] См.: Веckеrтап В.  Dynamics of Drama. New York, 1970. P. 80–82.

 

[163] Виктор Гюго указывает на важность значения параллельной сюжетной линии, связанной с Лаэртом (Гюго В. Уильям Шекспир // Собр. соч.: В 15 т. Т. 14. М., 1956) — Примеч. ред.

 

[164] Громов П. Герой и время. Л., 1961. С. 309.

 

[165] О перипетиях в «Ревизоре» см.: Костелянец Б. Еще раз о «Ревизоре» // Вопросы литературы. 1973. № 1. С. 203–221.

 

[166] Мнение Катенина известно из ответного письма к нему А. С. Грибоедова, датируемого первой половиной января — 14 февраля 1825 года. — Примеч. ред.

 

[167] Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 283–284.

 

[168] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1953. С. 480–485.

 

[169] Гончаров И. А. Собр. соч. Т. 8. М., 1955. С. 15.

 

[170] Там же. С. 18.

 

[171] См.: Медведева И. Н. Творчество Грибоедова // Грибоедов А. С. Сочинения в стихах. Л., 1967. С. 40–41.

 

[172] См.: Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339–380; Калмановский Е. Кто я, зачем я, неизвестно… // Театр. 1972. № 3.

 

[173] П. Громов и К. Рудницкий глубоко анализируют сцену расстрела офицеров и Вожака как кульминационную, не выявляя ее перипетийной природы. См.: Громов П. Герой и время. J1., 1961. С. 330–344; Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961. С. 118.

 

[174] Фейербах Л. Избр. философские произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1955. С. 455.

 

[175] См.: Громов П. Герой и время. С. 232, 234.

 

[176] Герберт К, Кун Г. История эстетики. М., 1960. С. 476.

 

[177] Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 2. С. 286–287.

 

[178] Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 2. С. 289.

 

[179] Там же. С. 291.

 

[180] Там же.

 

[181] Гегель Г. В.Ф. Сочинения. Т. 7. М., 1935. С. 161.

 

[182] См.: Кисель М. А., Эмдин В. М. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. Л., 1966. С. 42.

 

[183] Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. М., 1959. С. 35.

 

[184] См.: Гегель Г В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 231.

 

[185] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. С. 297.

 

[186] Там же. С. 292.

 

[187] Там же. С. 130–131.

 

[188] См. об этом: Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1973; Лотман Л. М. Островский и литературное движение 1850–1860 годов // А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX–XX веков. Л., 1974. С. 88–89.

 

[189] Гегель Г. В. Ф.  Сочинения. Т. 8. М, 1935. С. 28.

 

[190] Анализ «Макбета» и сдвигов в развертывающемся тут действии как связанных с переменами в главных героях см.: Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. М., 1969. С. 98—115.

 

[191] Гегель Г. В Ф. Эстетика. Т. 1. С. 240; Т. 2. С. 295–296; Т. 3. С. 610.

 

[192] Там же. С. 252.

 

[193] Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. М., 1954. С. 355.

 

[194] Там же. С. 197–212.

 

[195] Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. С. 353.

 

[196] Минков В. Проблемы трагического в творчестве Шекспира и его современников// Вильям Шекспир. 1564–1964. М., 1964. С. 142.

 

[197] См.: Громов П. Герой и время. Л., 1961. С. 307.

 

[198] Райх Б. Гегель о драматическом конфликте // Театр. 1939. № 7. С. 47–48.

 

[199] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. С. 231.

 

[200] Там же. Т. 3. С. 608.

 

[201] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3. С. 608.

 

[202] Там же. С. 542.

 

[203] Там же. С. 547.

 

[204] Там же. Т. 1.С.224.

 

[205] Там же.

 

[206] Морозов М. Комментарии к пьесам Шекспирам. М.; Л., 1941. С. 45.

 

[207] См.: Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. С. 122.

 

[208] Гегель Г. В. Ф.  Эстетика. Т. 2. С. 293–294.

 

[209] Там же. Т. 1. С. 252.

 

[210] О других русских критиках, в чьих статьях на протяжении первых десятилетий XIX века возникали проблемы теории драмы, см.: Лапкина Г. А. У истоков русской театральной критики // Очерки по истории русской театральной критики. Л., 1975.

 

[211] Тальников Д. Л. Театральная эстетика Белинского. М., 1962. С. 96.

 

[212] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л., 1991. С. 62.

 

[213] Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. 1953–1959. Т. 4. С. 493.

 

[214] Там же. Т. 11. С. 316.

 

[215] Соловьев Г. А. Эстетические идеи молодого Белинского. М., 1986. С. 255.

 

[216] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 21.

 

[217] Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. С. 142.

 

[218] Поляков В. М.  Поэтика критической мысли. М., 1968. С. 137.

 

[219] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 507.

 

[220] Белинский В. Г.  Полн. собр. соч. Т. 5. С. 19–20.

 

[221] Толстой Л. И. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 15. М., 1938. С. 239. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[222] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 21.

 

[223] См.: Лаврецкий А. Эстетика Белинского. М., 1959. С. 231.

 

[224] Гуляев Н. А. В. Г. Белинский и зарубежная эстетика его времени. Казань, 1961. С. 340.

 

[225] Там же. С. 342.

 

[226] Лаврецкий А. Эстетика Белинского. С. 231.

 

[227] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 449.

 

[228] Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. М., 1934. С. 234.

 

[229] См. первый выпуск «Лекций по теории драмы».

 

[230] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 469.

 

[231] Там же. Т. 5. С. 53.

 

[232] Там же. Т. 2. С. 296.

 

[233] Белинский В. Г.  Поли. собр. соч. Т. 3. С. 460. (Курсив мой. — Б. К.).

 

[234] Лаврецкий А. Эстетика Белинского. С. 236.

 

[235] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 469.

 

[236] О взаимовоздействии см.: Костелянец Б. Лекции по теории драмы. Вып. 1. Л., 1976. С. 152–153 [С. 208 наст, изд.]; Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988. С. 18, 20.

 

[237] О «взаимновоздействии» в «Ревизоре» см.: Костелянец Б.  Еще раз о «Ревизоре» // Вопросы литературы. 1973. № \\Он же.  Два лика империи // Мир поэзии драматической… Л., 1992.

 

[238] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 62.

 

[239] Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве. С. 219.

 

[240] См.: Миллер Т. Некоторые проблемы изучения греческой трагедии // Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении. М., 1963. С. 23.

 

[241] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 293.

 

[242] См. об этом в первом выпуске наших «Лекций.

 

[243] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 301–302.

 

[244] Там же. Т. 3. С. 455.

 

[245] Там же. Т. 5. С. 62.

 

[246] Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. С. 195–196.

 

[247] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 15. М., 1950. С. 26–27.

 

[248] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избр. философские произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 696.

 

[249] Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Там же. Т. 1. С. 291.

 

[250] См., напр.: Каримский А. М. Философия истории Гегеля. М., 1988. С. 260 (где Гегелю ставится в заслугу обоснование единства исторического процесса и тем самым единства судьбы человечества).

 

[251] О поэзии, сочинение Аристотеля / Перевел, изложил и объяснил Б. Ордынский. М., 1854. С. 24.

 

[252] См.: Коган Л. Н. Гегель и Шекспир: проблемы активности личности // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 98–99.

 

[253] Чернышевский И. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 30.

 

[254] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 55.

 

[255] Так у автора. — Примеч. ред.

 

[256] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 30.

 

[257] Плеханов Г. В. Избр. философские произведения: В 5 т. Т. 5. М., 1958. С. 267–269.

 

[258] Добролюбов И. А. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1952. С. 168–274. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[259] Там же. Т. 3. С. 181.

 

[260] Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. С. 192–193, 202, 203.

 

[261] Чирва Ю. И. Островский и Леонид Андреев //А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX–XX веков. Л., 1974. С. 151.

 

[262] Писарев Д. Я. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1955. С. 121.

 

[263] Григорьев Ап. Литературная критика. М., 1967. С. 126.

 

[264] Там же. С. 82–83.

 

[265] Там же. С. 498, 419, 368.

 

[266] Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 2. С. 203, 215.

 

[267] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 18. Л., 1978. С. 94.

 

[268] Там же. С. 112.

 

[269] Там же. Т. 29. Кн. 1.С. 225.

 

[270] См.: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1969. С. 318–319.

 

[271] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 28. Кн. 2. С. 23.

 

[272] Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. Т. 1. М., 1968. С. 205.

 

[273] Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 5. М., 1966. С. 190, 195–197.

 

[274] Боборыкин П. Д. Островский и его сверстники // Слово. 1878. Август. С. 2, 19.

 

[275] Аверкиев Д.  О драме. СПб., 1907. С. 136–137.

 

[276] См.: Аверкиев Д.  О драме. С. 97–98.

 

[277] Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. С. 418.

 

[278] Скабичевский А. История новейшей русской литературы. СПб., 1893.С. 369. (Курсив мой. — Б. К.).

 

[279] Там же.

 

[280] Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1960. С. 127. (Курсив мой. — Б. К.).

 

[281] Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 541.

 

[282] Гегель Г. В. Ф. Философия права // Соч. Т. 7. М.; Л., 1934. С. 44, 48.

 

[283] См.: Гегель Г В. Ф. Философия истории // Там же. Т. 8. М., 1935. С. 22.

 

[284] Гегель Г В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С 106.

 

[285] Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч. Т. 3. М., 1956. С. 280–283.

 

[286] Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 43–45.

 

[287] Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969. С. 289, 291.

 

[288] Там же. Т. 3. С. 606.

 

[289] Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. С. 108.

 

[290] Куклин А. Я. Искусство и общение в учении Гегеля // Искусство и общение. J1., 1984. С. 49.

 

[291] Каган М. С. Мир общения. М., 1988. С. 21, 22, 25.

 

[292] Фейербах Л. Избр. философские произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1955. С.183.

 

[293] Там же. С. 203.

 

[294] Лукач Г Литературные теории XIX века и марксизм. М., 1937. С. 50.

 

[295] См.: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С. 365 и др.; об этом же см.: Банфи А. Философия искусства. М., 1989. С. 232.

 

[296] См.: Соловьев Э. Ю. Попытка обоснования новой философии истории и фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Новые тенденции западной социальной философии. М., 1988. С. 19.

 

[297] Гусейнов В., Скрипни/с А. Пессимистический гуманизм // Шопенгауэр А. Свобода и нравственность. М., 1992. С. 5.

 

[298] Лосев А. Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философии // Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 326.

 

[299] Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., 1903–1904. Т. 2. С. 621–622.

 

[300] См.: Хюбшер А. Мыслители нашего времени. С. 30–37.

 

[301] См.: Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 118.

 

[302] См.: Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975. С. 105

 

[303] Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 70.

 

[304] См.: Шопенгауэр Л. Свобода воли и нравственность. С. 240.

 

[305] Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 205–206, 223.

 

[306] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. СПб., 1880. С. 396.

 

[307] Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 3.

 

[308] Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988. С. 323 и др.

 

[309] Кьеркегор С. Или — или // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967. С. 494–495.

 

[310] Гайденко П. Трагедия эстетизма. М., 1970. С. 205.

 

[311] Цит. по: Гайденко П. Трагедия эстетизма. С. 204.

 

[312] См.: Эфендиева Н. М. Проблема времени в философии С. Кьеркегора // Вопросы философии. 1980. № 5. С. 146.

 

[313] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1894. С. 246, 248, 282–283.

 

[314] См.: Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Л., 1989. С. 89.

 

[315] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Избр. произведения: В 2 кн. Кн. 2. М.; Л.: Сирин, 1990. С. 414.

 

[316] Там же. С. 329.

 

[317] Там же. С. 329, 360.

 

[318] Ницше Ф. Происхождение трагедии из духа музыки. СПб., 1899. С. 125, 127.

 

[319] Банфи А. Философия искусства. М., 1989. С. 269.

 

[320] Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 366–368.

 

[321] См.: Кессиди Ф. От мифа к логосу. М., 1972. С. 107, 182; Он же. Гераклит. М., 1982. С. 39.

 

[322] Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1914. С. 194.

 

[323] Freytag G. Die Technik des Dramas. Leipzig, 1870.

 

[324] Меринг Ф. Литературно-критические статьи. М.; Л., 1934. Т. 2. С. 183.

 

[325] Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С. 143.

 

[326] См.: Толстой А. К Проект постановки («Смерти Ивана Грозного») // Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1969. С. 490, 493.

 

[327] См., напр.: Карьер М. Драматическая поэзия. СПб., 1898. С. 25 и др.

 

[328] Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. С. 164.

 

[329] Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. С. 352.

 

[330] Brunetiere F. La Loi du th£atre // Noel E., Stoullig E. Les Annales du theatre et de la musique / avec une preface par F. Brunetiere. Paris, 1894.

 

[331] Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 127–128.

 

[332] См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 772–773.

 

[333] Brunetiere F. La Loi du the&tre. P. IV.

 

[334] «Селимар возлюбленный» (1863), «Соломенная шляпка» (1851) — комедии Эжена Лабиша («Селимар возлюбленный» — совм. с Делакуром). — Примеч. ред.

 

[335] Арнольф и Агнеса — персонажи комедии Мольера «Школа жен» (1662). — Примеч. ред.

 

[336] Brunetiere F. La Loi du theatre. P. VI11, XI.

 

[337] Ibid. P. IX–XI.

 

[338] Ершов П. Технология актерского искусства. М., 1959. С. 288.

 

[339] Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 222.

 

[340] См.: Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. С. 31.

 

[341] См.: BoorJ. Dialektika deji'n divalda. Bratislava, 1975. S. 170.

 

[342] МимъД. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 7.

 

[343] См.: Конт О. Курс позтивной философии // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. С. 727–732.

 

[344] Кон И. Позитивизм в социологии. Л., 1964. С. 20.

 

[345] Отметим попутно, что в 1890-х годах (к тому же десятилетию относится и статья «Закон драмы») Брюнетьер в духе борьбы за существование толкует литературный процесс в целом: Расин в «Андромахе» хотел создать нечто иное, чем Корнель; Дидро в «Отце семейства» захотел сделать нечто иное, чем Мольер в «Тартюфе». Таковы, по Брюнетьеру, закономерности, определяющие смену направлений и жанров в драматургии; они борются друг с другом и, так же как в природе, при благоприятных условиях, «могут стабилизироваться» (см.: Брюнетьер Ф. Эволюция жанров в истории литературы / / Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. С 742–748).

 

[346] Шоу Б. О драме и театре. М., 1963. С. 65–69.

 

[347] Юрский С. Играем Ибсена // Вопросы литературы. 1985. № 4. С. 198.

 

[348] Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину от 30 мая 1888 г. // Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. Т. 2. М., 1975. С. 281.

 

[349] Чехов А. П. Письмо В. А. Тихонову от 7 марта 1889 г. // Там же. Т. 3. М., 1976. С. 174.

 

[350] Чехов А. П. Письмо А. С. Суворину от 21 окт. 1895 г. // Там же. Т. 6. М., 1978. С. 85.

 

[351] Волконский С. Художественные отклики. СПб., 1912. С. 60–61.

 

[352] Неведомский М. О современном художестве. Символизм в последней драме А. П. Чехова // Мир Божий. 1904. № 8. С. 20.

 

[353] Айхенвальд Ю. Современное искусство // Русская мысль. 1904. Кн. 2. С. 257, 258, 262.

 

[354] Белый А. «Вишневый сад» // Весы. 1904. № 2. С. 47.

 

[355] Джемс Линч (Л. Андреев. — Б. К.), Сергей Глаголь. Под впечатлением Художественного театра. М., 1917. С. 66.

 

[356] См.: Чирва Ю. И. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Н. Драматические произведения: В 2 т. Т. 1. Л., 1989. С. 7.

 

[357] Андреев Л. Письма о театре. Письмо первое // Полн. собр. соч. Т. 8. СПб., 1913. С. 306–307.

 

[358] Андреев Л. Письма о театре. Письмо второе // Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Кн. 22. СПб., 1914. С. 249–257.

 

[359] «Fille Elise» — роман Эдмона Гонкура «Девица Элиза» (1877), на основе которого Жаном Ажальбером была написана трехактная пьеса, представленная в декабре 1890 г. на сцене парижского Театра Либр Андре Антуана. — Примеч. ред.

 

[360] Аничков Е. Литературные образы и мнения 1903 года. СПб., 1904. С. 118–124. См. об этом: Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992. С. 190–237.

 

[361] Archer W. Playmaking // European theories f drama with a supplement on the American drama. An anthology of dramatic theory and criticism from Aristotle to the present day… / by Barret H. Clark. New York, 1947. P. 477–479.

 

[362] См.: Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. С. 224.

 

[363] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. работы: ВЗт. Т. 1.Л., 1987. С. 648.

 

[364] Кузьмина Т. А. Человеческая субъективность как онтологическая проблема в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1977. № 9. С. 114.

 

[365] Ницше Ф. Происхождение трагедии из духа музыки // Полн. собр. соч. Т. 1. СП6., 1912. С. 104.

 

[366] Ницше Ф. Вагнер как явление (Fall Wagner) // Нитче о Вагнере. СПб., 1907. С. 35.

 

[367] См.: Аристотель. Поэтика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 657–658.

 

[368] Манн Т. Опыт о театре // Собр. соч.: В 10 т. Т. 9. М., 1960. С. 406–421.

 

[369] Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. Leipzig, 1928.

 

[370] Ярхо В. Образ человека в греческой литературе и история реализма // Вопросы литературы. 1957. № 5. С. 73–74. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[371] См.: Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. S. 3.

 

[372] Snell В. Aischylos und das Handeln im Drama. S. 13, 14.

 

[373] Ibid. S. 19.

 

[374] Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 17.

 

[375] Аристотель. Поэтика. С. 661.

 

[376] См.: Костелянец Б. Драматическая активность // Костелянец Б. Мир поэзии драматической… С. 444–485.

 

[377] Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[378] См. статью: Эдип // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 657–658. В ней миф об Эдипе изложен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»; на иные версии отдельных мотивов мифа даны лишь краткие ссылки.

 

[379] Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе. С. 98–99.

 

[380] Там же. С. 92, 95.

 

[381] Там же. С. 92, 100. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[382] Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе. С. 100.

 

[383] См.: Бородай Ю. Воображение и теория познания. М., 1966. С. 132, 133.

 

[384] Там же. С. 134–141.

 

[385] См. об этом: Гайденко П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. № 9.

 

[386] Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель (античная трагедия как эстетический феномен) // Вопросы литературы. 1964. № 1. С. 157.

 

[387] Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель. С. 175.

 

[388] Там же. С. 154. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[389] Зелинский Ф. Объяснительные примечания // Софокл. Царь Эдип. СПб., 1896. С. 88.

 

[390] Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. С. 204. (Курсив мой. — Б. К.).

 

[391] Днепров В. Идеи времени и формы времени. J1., 1980. С. 43.

 

[392] Там же.

 

[393] Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 181. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[394] Там же. С. 182.

 

[395] Там же. С. 185. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[396] Там же. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[397] Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 192, 194.

 

[398] Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 195. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[399] Там же. С. 199–200. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[400] Ярхо В. Драматургия Эсхила… С. 182.

 

[401] Там же. С. 165. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[402] Пропп В. Эдип в свете фольклора // Пропп В. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 259.

 

[403] Там же. С. 253.

 

[404] Там же. С. 285. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[405] Там же. С. 290.

 

[406] Там же. С. 298.

 

[407] Пропп В. Эдип в свете фольклора. С. 298.

 

[408] Маргвелашвили Г. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, 1976. С. 35.

 

[409] Там же. С. 58.

 

[410] Маргвелашвили Г. Сюжетное время и время экзистенции. С. 49.

 

[411] Sartre J. P. L'Etre et le neant. Paris, 1943. P. 323.

 

[412] Гегель Г. В. Ф. Соч. М.;Л., 1938. Т. 12. С. 231.

 

[413] Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 27.

 

[414] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. С. 260.

 

[415] См.: Маковельский А. Досократики. Казань, 1914–1919. Ч. 1. С. 37.

 

[416] См.: Томсон Дж. Первые философы. М., 1979. С. 270–273.

 

[417] Материалисты Древней Греции: собрание текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955. С. 41.

 

[418] Библер В. Ответ на вопросы // Этическая мысль. М., 1988. С. 374–375.

 

[419] Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978. С. 475.

 

[420] Там же. С. 476.

 

[421] Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 651.

 

[422] См.: Else G. F. Aristoteles Poetics. London, 1957. P. 230–231.

 

[423] См.: Golden L. The clarification theorie of catharsis // Hermes. Wiesbaden, 1976. Bd. 104. № 4, 5.

 

[424] См.: Nicev A. L'finigme de la catharsis tragique dans Aristotle. Sofia, 1970. P. 102.

 

[425] Рабинович E. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: Наука, 1991. С. 103–113. Приношу глубокую благодарность Е. Г. Рабинович за ценные замечания к этой главе, хотя не всеми я сумел воспользоваться.

 

[426] Брагинская Н. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 329.

 

[427] Зелинский Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Пг., 1919. Ч. 1.С. 101.

 

[428] Лосев Л. История античной эстетики. М., 1963. С. 539.

 

[429] См.: Там же. С. 383.

 

[430] Там же. (Курсив мой. — Б. К.)

 

[431] Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С. 10.

 

[432] См.: Там же. С. 217–218.

 

[433] Баткин Л. Итальянское Возрождение… С. 236.

 

[434] Там же. С. 218.

 

[435] Лосев Л. Эсхил // Греческая трагедия. М., 1958. С. 99.

 

[436] Там же.

 

[437] Имеется в виду сборник Б. О. Костелянца «Мир поэзии драматической…» (СПб.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1992), откуда взята эта глава. — Примеч. ред.

 

[438] Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957. С. 114.

 

[439] Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.,1957.

 

[440] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л., 1936.

 

[441] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 189.

 

[442] Там же. С. 423.

 

[443] Там же. С. 422.

 

[444] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 109–110.

 

[445] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 31. (22 мая 1767 г.)

 

[446] Там же. С. 120. (14 авг. 1767 г.)

 

[447] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 258.

 

[448] Лессинг Г. Э. Лаокоон. С. 110.

 

[449] Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. С. 303.

 

[450] Там же. С. 276.

 

[451] Дидро Д. О драматической поэзии // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1936. С.140.

 

[452] Дидро Д. О драматической поэзии. С. 405–406.

 

[453] Жирмунский В. М. Лессинг // Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. С. 198.

 

[454] Фридлендер Г. Лессинг. С. 57, 39, 128, 158, 174.

 

[455] Скорнякова М. Г. Лессинг в Пикколо-театре // Западное искусство. XX век. М., 1992. С. 143–150.

 

[456] Лоусон Дж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960. С. 54.

 

[457] Фридлендер Г. Лессинг. С. 168.

 

[458] Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

 

[459] Островский А. Н. Полн. собр. соч. М., 1949–1953. Т. 15. С. 74, 122. В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страницы. — Примеч. ред.

 

[460] Отечественные записки. 1879. № 1.

 

[461] Наследие Островского и советская культура. М., 1974. С. 117.

 

[462] Наследие Островского и советская культура. С. 116.

 

[463] Эдельсон Е. «Бедность не порок» // Москвитянин. 1854. № 5.

 

[464] См.: Поламишев А. Событие — основа спектакля. Автор и режиссер. М., 1977; Он же. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М., 1982.

 

[465] Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1976. С. 267.

 

[466] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1958. С. 461-^62.

 

[467] Варнеке Б. В. Техника Островского // Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928. Т. 1. Кн. 1. С. 139.

 

[468] Журавлева А. Драматургия А. Н. Островского. М., 1974. С. 99.

 

[469] Там же.

 

[470] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1956–1958. Т. 7. С. 72.

 

[471] Новый мир. 1969. № 12.

 

[472] Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В. И. Ленина. Ф. М., ед. хр. 3096, л. 3.

 

[473] См.: Литературный критик. 1934. № 5. С. 194.

 

[474] Оснос Ю. В мире драмы. М., 1971. С. 318–324.

 

[475] Оснос Ю. В мире драмы. С. 311–317.

 

[476] Рукописный отдел Гос. библиотеки им. В. И. Ленина. Ф. М., ед. хр. 3096, л. 3.

 

[477] Лакшин В. Островский-драматург // Островский А. Н. Избранные пьесы. М., 1971. С. 3–38.

 

[478] Лекция В. Э. Мейерхольда была прочитана в переполненном зале Ленинградского лектория 24 октября 1935 г. В сводной афише лектория она значилась как доклад В. Э. Мейерхольда «Пушкин и драма». Стенограммы лекции не существует. Пространная анонимная статья «Пушкин: режиссер-драматург. Доклад Вс. Мейерхольда», опубликованная в газете «Литературный Ленинград» 1 ноября 1935 г., не передает стиля мейерхольдовской речи, а некоторые темы доклада, отраженные в дневниковой записи Бориса Осиповича, вообще отсутствуют. Размышления Мейерхольда о пушкинской драматургии и связанном с ней комплексом проблем изложены в других докладах режиссера, сделанных в 1936–1937 гг. (см.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. Ч. 2. М., 1968. С. 419–432).

 

[479] Речь идет о спектакле Ленинградского государственного академического театра драмы (бывш. Александринекого) «Борис Годунов» (постановка Б. М. Сушкевича, 1934 г.).

 

[480] Гвоздев Алексей Александрович (1887–1939) — выдающийся театровед и театральный критик, профессор факультета истории словесных искусств Российского института истории искусств. А. А. Гвоздев — один из основоположников отечественного театроведения, единомышленник Мейерхольда, автор трудов по методологии изучения театра, истории и теории западноевропейского театра, проблемам современного сценического искусства, в том числе — монографии «Театр Вс. Мейерхольда (1920–1926)» (Л., 1927); статьи «Ревизия «Ревизора»» в сборнике ««Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда» (Л., 1927); многочисленных газетных и журнальных публикаций, посвященных творчеству режиссера (см.: Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987).

 

[481] Коровяков Дмитрий Дмитриевич (1849–1895) — театральный деятель, критик, педагог. Директор и преподаватель декламации первой частной драматической школы при Обществе любителей сценического искусства в Петербурге. Автор учебных пособий по сценической речи: «Искусство выразительного чтения» (СПб., 1892), «Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений» (СПб., 1893) и «Искусство и этюды выразительного чтения художественных литературных произведений» (СПб., 1914). Эти пособия, выдержавшие несколько переизданий, в 1890-е гг. были рекомендованы Министерством народного просвещения для учебных заведений и пользовались большой популярностью. Мейерхольд резко критиковал взгляды Коровякова и близкий к ним мхатовский подход к стихотворному тексту: «В погоне за выявлением смысла в монологах и диалогах драм в стихах коровяковская система декламации требовала сугубого внимания к так называемым логическим ударениям. Но эта погоня за логическими ударениями отвлекала внимание актеров от тех элементов в стихах, которые призваны к тому, чтобы сделать стихи звучащими как стихи, то есть по законам музыкального искусства…Но у Пушкина так хитроумно расставлены в строчках слова, что логические ударения помимо воли актера отстукиваются в сознании слушателя, плывите только за поэтом по его музыкальной реке» (Мейерхольд В. Э. [О Пушкине] // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 2. С. 431–432).

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!