Какое определение можно дать нравственности?



– «Нравственность, мораль есть правило к тому, как вести себя хорошо. Она основывается на следовании закону Божьему. Человек ведёт себя хорошо, когда он всё делает ради блага всех, ибо тогда он соблюдает законы Бога.»

Как можно различить добро и зло?

– «Добро – это всё то, что развивает МИР; согласно с законом Божьим, а Зло всё, что от него отдаляется. Таким образом, делать добро – это согласовываться с законом Божьим; делать зло – нарушать эти законы.»

Человек сам по себе может ли отличать то, что хорошо, от того, что плохо?

– «Да, когда он верит в Бога и когда он действительно желает знать, что хорошо, а что плохо. Бог даровал ему рассудок для того, чтобы отличать одно от другого.»

Поскольку человек подвержен заблуждению, то не может ли он ошибаться в оценке добра и зла и решить, будто делает добро, тогда как на самом деле причиняет зло?

Иисус сказал: «Поступайте с другими так, как вам бы хотелось, чтобы другие поступали с вами»; этим всё сказано. Следуйте этому правилу, слушайте своё сердце, руководствуйтесь со своей совестью, – и вы не ошибётесь

Такое понимание добра и зла, которое можно назвать «взаимностью» или «солидарностью», не может быть применено к индивидуальному поведению человека в его отношении к самому себе. Находит ли он тогда в естественном законе правило своему поведению и верного проводника?

– «Когда вы едите сверх меры, вам становится плохо. Так вот! Это Бог даёт вам меру, предупреждает; в том, что вам нужно. Когда же вы её переходите, то оказываетесь наказаны; собственными же поступками. Так и во всём. Естественный закон намечает человеку предел его потребностей; когда он этот предел переходит, то оказывается наказан страданием. Бог учит балансу и мере. Если бы человек во всём слушал этот голос, говорящий ему „довольно“, «остановись», то он избежал бы большей части тех зол, в которых сам обвиняет природу.»

Почему зло присутствует в природе вещей? Я говорю о зле нравственном. Разве не мог Бог сотворить человечество в лучших условиях?

– «Мы тебе уже говорили об этом; духи были созданы простыми и несведущими. (См. N 115). Бог оставляет человеку выбор дороги; тем хуже для него, если он выберет дурную дорогу – его странствие будет длиннее. Но, если бы не было гор, человек не мог бы понять того, что можно подниматься и спускаться, и если бы не было скал и камней, он бы не понял, что могут быть твёрдые тела. Чтобы дух приобрёл опыт, нужно, чтобы он знал о добре и зле; поэтому есть союз духа и тела – в гармонии и балансе (Сил и Энергий).» (См. N 119).

Различие в общественном положении создаёт новые потребности, которые неодинаковы для всех людей. Таким образом, природный закон представляется правилом не всеобщим?

– «Такие различия в положении находятся в порядке вещей и совершаются в согласии с законом прогресса. Это нисколько не препятствует единообразию природного закона, присутствующего во всём.»

Примечание. Условия существования человека меняются в зависимости от времени и места; из этого следует различие в потребностях и общественном положении, приноровленном к этим потребностям. Различие это находится в порядке развитости вещей, оно соответствует законам развития духовности Миров Божьих; и закон этот Един в своей сути. И отличать действительные потребности от мнимых, – это уж дело разума каждого индивида.

Для всех ли людей добро и зло абсолютны?

– «Закон Божий един для всех; но зло зависит в особенности от воли к свершению его, которою обладает человек. Добро всегда добро, и развивающее; а зло всегда зло, и разрушающее.! Каково бы ни было положение человека; разница лишь в степени ответственности за свои деяния.»

Дикарь, уступающий своему инстинкту, когда он питается человеческим мясом, виновен ли он?

– «Я сказал, что зло зависит от воли к совершению его; так вот! тот человек более виновен, который лучше знает, что он делает своё деяние сознательно. Сознательно пакостит.»

Примечание. Обстоятельства сообщают добру и злу относительную весомость. Человек часто совершает ошибки, каковые хотя и являются следствием положения, в которое его поместило общество, тем не менее всё равно остаются осудительными; его ответственность за них находится в зависимости от средств, коими он действует, чтобы распространять добро или зло. Так, человек просвещённый, совершающий малейшую несправедливость, более виновен в глазах Божьих, чем невежественный дикарь, отдающийся лишь своим инстинктам.

Зло иногда представляется последствием самого порядка вещей. Такова, например, в некоторых случаях необходимость разрушения, распространяющаяся даже и на ближнего своего. Можно ли тогда сказать, что это нарушение закона Божьего?

– «Это не перестаёт быть злом, хотя порой и необходимым; но необходимость применения методов зла исчезает по мере того, как душа очищается, переходя из одного состояния в другое; и тогда человек, совершая его, становится только ещё виновнее, когда он хорошо понимает, что он творит.»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!