ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И ПРОГРАММА «ТРИ СОФИИ»



«Три Софии» — это по мнению Булкина Валентин Александровича уникальный проект Ярослава Мудрого, это последовательно осуществленная "Софийская программа прославления христианства в архитектуре».

В свое княжение Ярослав Мудрый соединил в своих руках управление всей Русской землей, значительно усилил роль Киева как, стольного города всей Руси. Территория Киева увеличилась во много раз. В городе развернулось интенсивное кирпичное строительство.
Усилилась и роль церкви, возникает необходимость создания храмов для прославления и укрепления христианства.

СОФИЯ – ПРЕМУДРОСТЬ БОЖЬЯ

СОФИЯ (Премудрость Божья) в религиозной философии рассматривается как олицетворённая мудрость Бога.

Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, понимают Сы­на Бо­жия (Христа) на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия. «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь».

Древ­ней­шая из икон Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, на­хо­дится именно в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре. На ней изо­бра­жена Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми. Ру­ки Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На груди Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой держащий дер­жа­ву.

КИЕВ. СОФИЙСКИЙ ХРАМ

Итак, с 1037 г. по 1045 г. в центре Киева было построен Софийского собор. Для этого Ярослав пригласил византийских строителей.

В 1240 году Батый разграбил город, его воины даже выбросили из могил великокняжеские кости.

Святая София горела два раза, но часть в древних стены храма с мозаиками и даже фресками уцелела. В целом собор, хотя и сильно искаженный, дошел до наших дней почти целиком, его современный фасад на рубеже 17-18 веков был оформлен в стиле украинского барокко.

Это грандиозное здание, уже самими своими размерами свидетельствовало о том, что оно было создано как главный храм Киевской Руси, как памятник, демонстрирующий мощь и величие сложившегося молодого государства.

 

КИЕВ. СОФИЙСКИЙ ХРАМ В 1851 ГОДУ

Абрахам ван Вестерфельд (1620/21 – 1692) – голландский живописец, рисовальщик и каллиграф, придворный художник литовского гетмана Януша Радзивилла.
А. Вестерфельд (165л) во время похода и захвата города Киева князем Радзивиллой, был в его свите и успел зарисовать развалины города во время его разграбления воинами князя.

СРАВНИМ ДВЕ СОФИИ – КОНСТАНТИНОПОЛЬСКУЮ И КИЕВСКУЮ

Первый храм в честь Софии Премудрости Божьей был построен в Византии, Константинополе. Более тысячи лет этот Софийский собор, символ «золотого века» Византии, оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Строители Константинопольской Софии Анфимий из Тралл и Исидор из Милета связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол римского Пантеона.

И зодчие для постройки Киевской Софии также прибыли из Константинополя. Логично сопоставить эти две Софии.

Отметим сразу, что Константинопольская София не стала прототипом Софийского Киевского собора.

 

СОФИЯ КИЕВСКАЯ, (1037-1045)

Это пятинефный храм с пятью апсидами, двенадцатью крестообразными столпами. С трех сторон к зданию примыкают два ряда по три галереи: внутренние — более узкие, двухэтажные, и наружные — более широкие, одноэтажные.

В западную внешнюю галерею включены две лестничные башни. Общий размер собора с галереями по длине составляет 4л,7 м, а по ширине — 54,6 м. Храм имеет большие хоры, создающие в центре крестообразное в плане пространство, освещенное сверху окнами, размещенными в барабане главного купола, диаметр которого равен приблизительно 7,6 м. Кроме главного, собор имеет еще л2 меньших куполов и две ещё над башнями - всего л5 глав.

Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора не вызывают сомнений в том, что строители прибыли из Константинополя, и отражают основные  традиции столичного "византийского" зодчества.
Однако, уже в этом сооружении обнаруживаются специфические, отличные от византийских традиций строительства особенности русских храмов. Это связано с условиями заказчика и с использованием местных материалов для строительства.

Остановимся подробней на первых чертах (особенностях) русского храмового зодчества и сравним их с византийским стилем.

Обратите внимание на маленькую фотографию Успенского собора Московского Кремля справа-внизу. Этим значком я в дальнейшем буду обозначать архитектурные новшества русских зодчих.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Особенности связаны с условиями заказа великого князя Ярослава – и первое его условие - МАСШТАБНОСТЬ СООРУЖЕНИЯ
Весь облик собора должен был пропагандировать идею величия христианской церкви, а вместе с ней и идею божественного происхождения княжеской власти.
О том, что именно такие задачи были поставлены перед зодчими, можно судить хотя бы по «Слову о законе и благодати», написанному пресвитером Иларионом вскоре после построения храма. О Софийском соборе Иларион пишет как о «церкви дивной и славной всем окружным странам, яко же она не обращается во всем полунощи земнемь от востока до запада». Несмотря на то, что руководили строительством Софийского собора константинопольские зодчие, сравнение этого храма с одновременными византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. В Византии к тому времени церкви уже строили как замкнутые вотчинные или монастырские храмы, предназначенные для незначительного количества молящихся (христианство было повсеместно распространенной религией). И в отличие от сравнительно небольших трехнефных византийских церквей той поры Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. Эти особенности объясняются прежде всего тем, что киевский собор должен был стать главным храмом мощного государства, и естественно, что его хотели сделать (*видимо по указанию князя) грандиозным. Таким образом, константинопольские церкви и киевский собор отвечали разному социальному содержанию. Согласно условиям заказа необходим был храм намного большего объема.

При традиционно трехнефной Константинопольской схеме сильно укрупнить здание невозможно, так как это значительно увеличило бы диаметр купола, поэтому увеличение размеров собора было исполнено строителями за счет добавления еще двух нефов, что и превратило его в пятинефный.

Нехарактерное для Византии многоглавие также объясняется спецификой княжеского заказа, а вовсе не древними славянскими традициями, как это порой ошибочно полагали.

Дело в том, что хоры собора, согласно заказу, тоже должны быть велики по площади и служить залами для торжественных церемоний княжеского и епископского дворов.

Таким образом, приехавшим в Киев мастерам была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: нужно было построить огромный храм (600 кв.м) с обширными хорами (200 кв м).

Но осветить такие хоры, прикрытые снаружи вторым ярусом галерей, можно было только через окна барабанов дополнительных глав. Конечно, зодчие использовали многоглавие не только как функциональный, но и как художественный прием, с помощью которого они создали торжественную и пышную композицию. Благодаря «многоглавию» появилась четко выраженная пирамидальная структура здания, которая придает цельность его композиции.

КИЕВСКАЯ СОФИЯ. ФАСАД
Основные декоративные элементы фасада — двух- и трехступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты. Но наибольшую декоративность фасадам придает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами цветного необработанного (дикого) камня.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!