Второй раздел «О России петь – что стремиться в храм».



На развороте «Сергий Радонежский (с. 42 – 43) представлены: небольшой рассказ о детстве мальчика Варфоломея (в монашестве он был наречен Сергием), а также картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Юность Сергия Радонежского» (фрагмент триптиха), нотная запись «Народных песнопений о Сергии Радонежском» и его текст. Разучивание песнопения на уроке целесообразно осуществлять без сопровождения (a capella), как народную песню. В Фонохрестоматии музыкального материала для 2 класса можно найти напев Оптиной Пустыни «О, преславного чудесе», который исполняет хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением о. Матфея.

  

Нестеров М. Видение отроку Варфоломею        Нестеров М. Юность Сергия Радонежского (фрагмент триптиха)

 

Святой земли Русской, Преподобный отец Сергий Радонежский (1314 – 1392). «Образ этот встаёт громадой из небытия, словно солнце из-за горизонта, и освещает собой историю нашу». Эти слова принадлежат скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову (1939 – 2006), автору современного памятника Сергию Радонежскому, установленному в городе Радонеж, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры под Москвой [17,  с. 25 – 26].

Информация для учителя

Родился Варфоломей в семье ростовского боярина. Отроком он встретил монаха, который предсказал ему великое будущее. Разоренная нашествием татарских полчищ, семья Варфоломея переселилась в подмосковный Радонеж. После смерти родителей юноша поселился в глуши, в лесном урочище Маковец. Он валил сосны, выжигал корневища, расчищал вырубку, чтобы поставить деревянную церковку Святой Троицы и келью рядом с ней. В 23 года пришел Варфоломей в ближайший монастырь и попросил о постриге.

Прослышали люди о трудолюбии и благодетелях Сергия, стали поселяться рядом с ним. Так, трудом иноков и Сергия начала расти в Радонеже Троицкая обитель. «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди… черпали в его пустыне утешение и одобрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими», – писал о Сергии и людях того времени русский историк XIX в. В.О. Ключевский.

Летом 1380 г. ордынский хан Мамай повел свои многочисленные войска на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской) перед великим сражением отправился на поклон к Преподобному Сергию. Сергий благословил Дмитрия и его воинство на битву и предсказал победу, но предупредил, что цена за не будет заплачена великая. Вместе с княжескими воинами выступили и два монаха обители – богатыри Пересвет и Ослябя. Куликовская битва унесла жизни 200 тысяч воинов. После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля.

Учениками Преподобного Сергия было основано до 40 монастырей. В похвалу своему учителю – Сергию Радонежскому – написал знаменитую икону «Троица» иконописец Андрей Рублев (около 1360–1428)[5]. В величественном Троицком соборе в серебряном гробу покоится святой земли Русской – Преподобный Сергий Радонежский. И сегодня нас, людей XXI века, «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» [12, с. 404]. День почитания Преподобного Сергия Радонежского – 8 октября.

 

На уроке можно обратиться к фрагментам из художественного фильма, исторической кинодрамы «Андрей Рублев» (страсти по Андрею), снятый режиссером Андреем Тарковским в 1966 г. на киностудии «Мосфильм», который правдиво воссоздает образ Древней Руси.

Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» – больше чем картина. Это полотно теплое, нарядное, глубоко символичное... как икона допетровских времен. На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Вс, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, – и одновременно это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят русское монашество. Как это похоже на традиции иконописи – изображать на одной доске события прошлого, настоящего и будущего в столь тесном единстве, будто происходят они в один и тот же миг! Приближает картину к иконе и выбранная художником цветовая палитра. Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев. И оно ох как отличается от привычного вседневного колорита Северо-Восточной Руси!

По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Передал, не пожертвовав ни единой деталью. Вековой дуб посреди поляны. Инок, достающий просфору. Варфоломей, юная душа которого томится в ожидании неведомого чуда. И в то же время... так гармонично, так красочно это послание, будто сама природа вызвалась передать его в наш мир. Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображенным состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое [25].

Предлагаю читателям самостоятельно сформулировать вопросы к анализу картины, дополнив их восприятием церковного песнопения (напев Оптиной Пустыни «О, преславного чудесе»), исполнением с детьми «Народного песнопения о Сергии Радонежском», а также воспользовавшись информацией для учителя.

Информация для учителя

Так, на протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898 – 1899).

В 1899 году на Савву Мамонтова, хозяина Абрамцева, обрушивается несчастье: финансовый крах и арест. Это событие отдаляет Нестерова от абрамцевских просторов, от мира сказочной русской природы, а вместе с ними – и от Сергия. Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным. Но личность святого продолжает занимать ум живописца. Так, уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

…Художник встречал постоянное сопротивление – как внешнее, так и внутреннее. Художнику мешало собственное образование, вернее – те штампы, которые он приобрел на студенческой скамье наряду с необходимыми навыками. Излишек знаний сковывал его творческий порыв, мешал передать на полотне интуитивно прочувствованную грань между реальностью и христианской мистикой. Наконец, самая среда, в которой бытовал художник – отрицательное отношение коллег-реалистов, непонимание со стороны коллекционеров, неготовность общества принять картину – нередко препятствовала реализации живописных замыслов. Когда Нестеров нашел в себе силы преодолеть сопротивление среды, подчиниться божественной интуиции и показать на полотне чудо – ему удалось создать шедевр [25]


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!