Игра «Географические названия»



Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: расширение зоны индивидуальной экологической ответственности, включённость в мир природы

Оборудование: контурная карта-схема местности, на которой проводятся занятия, карандаши.

Ход игры. Знание местности участниками и опыт пребывания на этой местности. Участникам предлагается вспомнить свои впечатления от пребывания на тех или иных участках данной местности (на берегу озера, на поляне, на лесной тропинке и т.д.). На основе этих воспоминаний заполнить контурную карту, давая всем знакомым участкам и объектам собственные названия, связанные с какими-то событиями или впечатлениями. В местах интересных находок или встреч с животными можно сделать на карте соответствующие рисунки. В конце занятия участники рассказывают о своём опыте пребывания на территории, иллюстрируя свой рассказ демонстрацией карты.Примечание. Важно, чтобы названия участков местности носили эмоционально окрашенный, личностно значимый, романтический, лирический характер. Например, «Берег ночных следов», «Овраг шуршащих ящериц», «Поляна сладкой земляники», «Тропинка барсучьей норы» и т.д.


Игра «Экологический кодекс жителей Земли»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Оборудование: бумага, ручки.

Ход игры. Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.Примечание. Этим упражнением целесообразно закончить игровой цикл.


Игра «Канюки и мыши»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: (обучающая): 1. Иллюстрация взаимодействия «хищник – жертва»

2. Иллюстрация внутривидовой конкуренции

3. Иллюстрация антропогенного воздействия на природу

Оборудование: коробка спичек, часть из которых помечена; мел, если игра проводится в помещении или на асфальте

Ход игры. 1. Из группы выбираются два человека «хищника» (например канюк). Все остальные дети – «мыши-полевки» или другие растительноядные мелкие млекопитающие.

2. На земле или на полу рисуется «поле» – круг большого диаметра.

На «поле» рассыпаются спички – это «колоски». Вокруг поля каждая «мышь» обозначает себе «норку».

Задача «мышей» – натаскать себе в «нору» как можно больше «колосков», причем за 1 «ходку» «мышь» может принести, только один «колосок». «Канюки» охотятся за «мышами». Причем они имеют право схватить, только движущуюся «мышь» и только в пределах «поля». «Мышь», замирая на поле, не может стать добычей. Каждый «канюк» складывает свою добычу в свое «гнездо». Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 или 2 «мыши» (в зависимости от числа играющих). В конце концов, проводится анализ результатов.

1. Выясняется, какой из «канюков» более удачливый или сильный (у кого больше улов).

2. Выясняется самая ловкая «мышь» (та, которую не поймали).

3. Выясняется негативное антропогенное воздействие на природу.

Оказывается, что «мыши», «съевшие» помеченные «колоски», съели растения, отравленные пестицидами, что негативно скажется на их потомстве, то же самое произойдет и с «канюками», съевшими таких «мышей».

Результаты игры можно обсуждать и интерпретировать по-разному, в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой ведущий.


Игра «Зайцы» и «ресурсы»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: иллюстрация изменения численности популяции

Оборудование: доска и цветные мелки или плакат и цветные карандаши или фломастеры.

Ход игры. Участники разбиваются на 2 равные команды (например: 15 и 15 человек) Обе команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Одна команда – «зайцы», другая – «ресурсы». Участники игры договариваются между собой об условных обозначениях ресурсов. Например, предлагается три вида ресурсов: вода, еда и жилище. Каждый «ресурс» до начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый «заяц» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «зайцы», ни «ресурсы» не делится с окружающими тем, что он задумал.

Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции зайцев. Ресурсы, покажите, кто вы? «Ресурсы» демонстрируют условные обозначения. Далее ведущий командует: «Зайцы», вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «зайцев» устремляется к «ресурсам» и выбирает себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «заяц» может утащить только одного «ресурса». Схваченные «ресурсы» переходят в команду «зайцев» и превращаются в них. Те же «зайцы», которым ничего не досталось, переходят в команду «ресурсов» и превращаются в них. В это время на доске или на плакате ведущий на заранее нарисованном графике отмечает численность «зайцев» и «ресурсов». Важно, чтобы играющие, не жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра играется в несколько туров (1 год – 1 тур) 10 туров.

В конце концов, на доске получается график колебания численности популяции «зайцев» и колебания численности «ресурсов». Этот график можно объяснить и интерпретировать по собственному желанию.


Игра «Совы и дупла»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: объяснение необходимости старых деревьев для жизни многих обитателей леса.

Ход игры . Для этой игры дети делятся на 3 группы с одинаковым количеством участников. Каждая группа – семья сов, которая живет в своем дупле (им может быть дерево или другой объект). Ведущий рассказывает о жизни сов (о том, что они ведут активный образ жизни ночью, что питаются мышами, что могут устраивать жилище только в дуплах старых деревьев). После предлагается вылететь совам из своих жилищ на охоту. Все имитируют охоту. Вдруг ведущий становится лесорубом и срубает старое дерево с дуплом. Играющие должны как можно скорее занять оставшиеся 2 дупла. В дупле не может жить сов больше, чем было изначально в группе. Оставшиеся совы остаются без дупла и выходят из игры. В процессе игры идет объяснение необходимости старых деревьев для жизни многих обитателей леса.


Игра «Летучая мышь и мотылек»

(как жмурки)

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель знакомство с принцип эхолокации

Оборудование: повязка на глаза.

Ход игры. Летучая мышь должна найти мотылька среди деревьев.Все встают в виде деревьев (недалеко друг от друга). Летучая мышь завязывает глаза и произносит слово (например: «мышь»). Мотылек отвечает эхом и бегает вокруг деревьев. Если летучая мышь хватает дерево, – оно говорит: «Дерево». Вывод: летучая мышь поймает мотылька, когда будет использовать эхо часто (принцип эхолокации). Детям объясняется, как перемещаются и охотятся в темноте летучие мыши, дельфины и т.п.

 

 

Игра «Паук и жертвы»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Оборудование: стул со спинкой, 6-8 веревочек; вначале игры показывается рисунок с паутиной и паучком.

Ход игры.

 

Один из участников игры садится на стул лицом к спинке, руки кладет на спинку стула, на спинке стула лежат веревки, и каждый палец руки кладется на одну из веревок. Другие участники (6-8) стоят за спиной паука и держат каждый свою веревку. Руководитель показывает рукой на одного из участников – тот должен дернуть за веревку, а паук в свою очередь должен определить, в какой стороне паутины попалась жертва, и так продолжается до тех пор, пока паук не определит все жертвы. Определяет жертвы он пальцами, указывая, какая веревочка дернулась.

 


Игра «Каждой твари по паре»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: знакомство с принцип эхолокации.

Оборудование: : коробочки из-под спичек, фотопленки, а также из-под киндер-сюрпризов и т.д.; крупа, семечки, орешки, кнопки и т.д.

Ход игры . Игра показывает, как животные находят друг друга по звуку.

1-й вариант. Необходимо иметь несколько пар коробочек, в которые кладутся предметы или крупа одинакового количества и размера. Например, в паре коробочек лежат 5 горошин, в другой паре – 10 рисовых крупинок и т.д. Все коробочки раздаются играющим, которые не знают, что в них находится. По звуку в коробочке играющие, находят своего партнера.

2-й вариант. Возможно использовать одинаковые предметы, издающие одинаковый звук. У игроков завязаны глаза.


Игра «Что я за зверь»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепить знания о животных и- их повадках.

Ход игры. В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросыгруппе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя. 2-й вариант Группа ребят изображает зверя, а игрок должен определить зверя по мимике.


Игра «Животные»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: помощь в усвоении знаний о фауне.

Ход игры . Участники становятся в круг, один из участников игры заходит в круг, становится на коленки и, ползая по кругу, начинает говорить о каком-то животном, насекомом что-то интересное, смешное. Например:

– Я гиена, я трусливое животное, люблю падаль и т.д.

– Я медведь, я косолапый…

Можно изобразить на карточках что-то смешное о медведе, гиене. Кто из участников игры, стоящих в кругу, засмеялся первым, тот заходит в круг и тоже начинает ползать и говорить о своем животном.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры ползают на коленях, кроме одного, который оказался самым серьезным и остался стоять, тогда все встают в круг, а серьезный участник игры начинает ползать и т.д.


Игра «Ключ к животному или растению»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление материала по зоологии и ботанике.

Оборудование: для группы в 20 человек достаточно 30 карточек с признаками, определяющими 3 животных или растения.

Ход игры. В каждой десятке карточек описываются признаки одного зверя, птицы или растения. Всего выбирается три вида. Например:

Собака Лягушка Бабочка

1. У меня бывает короткий и длинный хвост 1. Когда я маленький, я совсем не похож на родителей 1. У меня красивые разноцветные крылья

2. Я люблю мясо, но с удовольствием съедаю то, что мне могут предложить со стола 2. На лапках у меня есть перепонки 2. Мы находим друга по свойственному только партнеру запаху и т. д.

Для большего количества играющих можно взять 40 карточек. Все карточки перемешиваются и раздаются по 1-2 игрокам. Игроки должны собрать правильно карточки.


Игра «Ученые на новом континенте»

Место проведения: парк, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: закрепление знанний о растениях.

Ход игры. Ученые попали на новый континент, кругом незнакомая природа, необходимо определить все растения, деревья и дать им новые названия. Ученые разделяются на несколько групп (примерно 4 группы) по 3 человека и расходятся по разным сторонам. Каждая группа выбирает какое-то растение, рассматривает его, запоминает все особенности.

Затем все группы собираются в круг, каждая группа ученых начинает описывать свое растение. Сначала одна группа рассказывает, например, цветки розовые, листья сидячие, тычинок восемь и т.д. Другие группы ученых идут разыскивать это растение. Когда они его находят, возвращаются в круг. Если растение найдено правильно, то дают ему новое название, например, ромашка солнцевидная и т.д. Затем другая группа ученых рассказывает о своем растении и т.д. Когда все растения найдены, даны новые названия, эти растения можно прихватить с собой домой, в лагерь, в школу и там по определителю растений найти уже название, которое есть у каждого из растений.

2-й вариант. В лагерь возвращаются с растениями даже не для того, чтобы найти название растения, а посмотреть, известно ли это растение уже или нет.


Игра «Узнай растения»

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: сплочение детей, закрепление знанний о пищевых цепочках.

Ход игры. Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут объекты природы (листья растений, грибы, камни и т.д.). Игроки в каждой команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и т.д.).

Ведущий называет растение и порядковый номер игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названное растение (или другой природный объект). Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся растения. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!